Наследника к исполнению монарших обязанностей готовили всесторонне. Но не только как незаурядный политический деятель вошел император в Отечественную историю. Со всей своей семьей он достиг состояния святости, став предстоящим за державу и русский народ молитвенником пред Богом.
Взойти на Всероссийский престол Николаю Александровичу довелось рано – в 26 лет. Руководством для него было политическое завещание отца: «любить все, что служит ко благу, чести и достоинству России». К правлению император Николай относился как к священному долгу и верил, что и для стомиллионного русского народа царская власть была и остается священной.
В счастливом браке с Александрой Феодоровной родились четверо их дочерей, а в 1904 году произошло и долгожданное рождение наследника. Глубокая и искренняя религиозность выделяла Императорскую чету среди представителей тогдашней аристократии. Стремление привносить в государственную жизнь христианские принципы своего мировоззрения всегда отличало и внешнюю политику Императора.
Но, несмотря на стремление Государя к миру, в его царствование России пришлось участвовать в двух кровопролитных войнах, приведших к внутренним смутам. Начавшуюся первую мировую войну внутри страны использовали враждебные государю силы. В результате начавшихся в Петрограде волнений, в условиях в условиях оторванности от полноты информации и ложно убежденный окружением в том, что отречение - единственный выход, государь принял решение: отречься от Престола, не забывая о своем высоком долге.
А после – был арест всей императорской семьи в Царском Селе. Ссылка в Тобольск, пребывание в Екатеринбурге и мученическая кончина от богоборческой власти. В сохранившихся семейных письмах и дневниках отражено переживание той трагедии, которая разворачивалась на их глазах. Но «Государь и Государыня верили, что умирают мучениками за свою родину, - писал свидетель их жизни в заточении, воспитатель Наследника Пьер Жильяр. - И в самом своем уничижении они были поразительным проявлением той удивительной ясности души, против которой бессильны всякое насилие и всякая ярость и которая торжествует в самой смерти».
О роли личности верховного правителя в судьбе государства историки всегда судят неоднозначно, в особенности это касается оценки правления императора Николая Второго. Одни видят в нем идеал правителя, при котором население страны увеличилось на 60 миллионов человек, общая длина железнодорожных путей возросла почти на 60 тысяч километров, более чем в 6 раз увеличился бюджет Министерства народного просвещения, а «столыпинская» аграрная реформа вывела страну в лидеры мирового рынка сельскохозпродукции. Другие же говорят, что экспорт продовольствия не отвечал интересам государства, усиливал расслоение общества, провоцировал в нем рост напряженности, припоминают и поражение России в войне с Японией.
Здесь, вспомним слова другого видного исторического деятеля, настороженно относившегося в растущей мощи нашей державы - премьер-министра Великобритании - Уинстона Черчилля. Он, оценивая итоги правления последнего российского самодержца, тем не менее, сказал так: «По тем ударам, которые Российская империя пережила, по катастрофам, которые на нее свалились, мы можем судить о ее силе. Почему мы можем отрицать, что Николай Второй выдержал это страшное испытание? …На тех высотах человечества, где все проблемы сводятся к «да» или «нет», где события перерастают человеческие возможности, решение принадлежало ему… Пусть его усилия преуменьшают…, но пусть скажут: кто другой оказался более пригодным?»<
Дело ученых исследовать деятельность того или иного правителя. Но мы знаем, что не только итогами научных дискуссий определяется и роль личности в истории, и сам масштаб этой личности. Государю Николаю Бог судил править Россией, пожалуй, в один из самых драматичных моментов ее истории. И свой жизненный путь, столь многотрудный и тревожный, император Николай прошел с четким осознанием своего долга перед вверенной ему Богом страной. Перед народом, чьи успехи и поражения он принимал с отеческим участием и заботой, сознавая высшие назначение своего призвания – быть помазанником Божиим. Это определяло жизненный путь самодержца, это, должно быть, стало и основанием того духовного подвига, что понес император Николай Второй вместе со своей семьей, вместе со своим народом испив из той горькой Чаши, что уготовал ему противоречивый 20 век. И тот земной жизненный путь, начавшийся в этот день 141 год назад, стал путем в вечность, где государь-страстотерпец предстоит ныне пред Престолом Божиим за свой народ и Отечество.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
У книжной полки. Уроки по Закону Божию
«Православный на всю голову!». Об опыте борьбы с гневом
Благая часть. 26 апреля 2024
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!