19 мая 1868 года родился Николай Александрович Романов - будущий Царь-Страстотерпец

20 мая 2010 г.

Наследника к исполнению монарших обязанностей готовили всесторонне. Но не только как незаурядный политический деятель вошел император в Отечественную историю. Со всей своей семьей он достиг состояния святости, став предстоящим за державу и русский народ молитвенником пред Богом.

Взойти на Всероссийский престол Николаю Александровичу довелось рано – в 26 лет. Руководством для него было политическое завещание отца: «любить все, что служит ко благу, чести и достоинству России». К правлению император Николай относился как к священному долгу и верил, что и для стомиллионного русского народа царская власть была и остается священной.

В счастливом браке с Александрой Феодоровной родились четверо их дочерей, а в 1904 году произошло и долгожданное рождение наследника. Глубокая и искренняя религиозность выделяла Императорскую чету среди представителей тогдашней аристократии. Стремление привносить в государственную жизнь христианские принципы своего мировоззрения всегда отличало и внешнюю политику Императора.

Но, несмотря на стремление Государя к миру, в его царствование России пришлось участвовать в двух кровопролитных войнах, приведших к внутренним смутам. Начавшуюся первую мировую войну внутри страны использовали враждебные государю силы. В результате начавшихся в Петрограде волнений, в условиях в условиях оторванности от полноты информации и ложно убежденный окружением в том, что отречение - единственный выход, государь принял решение: отречься от Престола, не забывая о своем высоком долге.

А после – был арест всей императорской семьи в Царском Селе. Ссылка в Тобольск, пребывание в Екатеринбурге и мученическая кончина от богоборческой власти. В сохранившихся семейных письмах и дневниках отражено переживание той трагедии, которая разворачивалась на их глазах. Но «Государь и Государыня верили, что умирают мучениками за свою родину, - писал свидетель их жизни в заточении, воспитатель Наследника Пьер Жильяр. - И в самом своем уничижении они были поразительным проявлением той удивительной ясности души, против которой бессильны всякое насилие и всякая ярость и которая торжествует в самой смерти».

О роли личности верховного правителя в судьбе государства историки всегда судят неоднозначно, в особенности это касается оценки правления императора Николая Второго. Одни видят в нем идеал правителя, при котором население страны увеличилось на 60 миллионов человек, общая длина железнодорожных путей возросла почти на 60 тысяч километров, более чем в 6 раз увеличился бюджет Министерства народного просвещения, а «столыпинская» аграрная реформа вывела страну в лидеры мирового рынка сельскохозпродукции. Другие же говорят, что экспорт продовольствия не отвечал интересам государства, усиливал расслоение общества, провоцировал в нем рост напряженности, припоминают и поражение России в войне с Японией.

Здесь, вспомним слова другого видного исторического деятеля, настороженно относившегося в растущей мощи нашей державы - премьер-министра Великобритании - Уинстона Черчилля. Он, оценивая итоги правления последнего российского самодержца, тем не менее, сказал так: «По тем ударам, которые Российская империя пережила, по катастрофам, которые на нее свалились, мы можем судить о ее силе. Почему мы можем отрицать, что Николай Второй выдержал это страшное испытание? …На тех высотах человечества, где все проблемы сводятся к «да» или «нет», где события перерастают человеческие возможности, решение принадлежало ему… Пусть его усилия преуменьшают…, но пусть скажут: кто другой оказался более пригодным?»<

Дело ученых исследовать деятельность того или иного правителя. Но мы знаем, что не только итогами научных дискуссий определяется и роль личности в истории, и сам масштаб этой личности. Государю Николаю Бог судил править Россией, пожалуй, в один из самых драматичных моментов ее истории. И свой жизненный путь, столь многотрудный и тревожный, император Николай прошел с четким осознанием своего долга перед вверенной ему Богом страной. Перед народом, чьи успехи и поражения он принимал с отеческим участием и заботой, сознавая высшие назначение своего призвания – быть помазанником Божиим. Это определяло жизненный путь самодержца, это, должно быть, стало и основанием того духовного подвига, что понес император Николай Второй вместе со своей семьей, вместе со своим народом испив из той горькой Чаши, что уготовал ему противоречивый 20 век. И тот земной жизненный путь, начавшийся в этот день 141 год назад, стал путем в вечность, где государь-страстотерпец предстоит ныне пред Престолом Божиим за свой народ и Отечество.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать