Благая часть. 28 марта 2024

28 марта 2024 г.

– Молитва преподобного Ефрема Сирина заканчивается такими словами: «Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков». «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего…» – это основа духовной жизни. Мы все больны; мы больны страстями – это хронические болезни. Святые отцы называют восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Есть страсти плотские – чревоугодие, блуд; есть страсти душевные – сребролюбие, тщеславие, гнев, печаль, уныние. А есть страсть сатанинская, которую возделывает князь мира сего. Падший ангел, будучи сам абсолютно гордым существом, и всеми своими пасомыми, которых он держит за ниточки, управляет через разные страсти, но все-таки всегда стремится в человеке пробудить самую страшную страсть, которая по-человечески не лечится.

Если все предыдущие семь страстей можно преодолеть с помощью каких-то мер ограничения, с помощью докторов, советов, аскетики, с помощью праведных людей (когда человек приходит со своей болячкой к праведному, святому человеку, слушает его, исполняет это и потихонечку исцеляется), то гордость лечится только Самим Богом; по-человечески это невозможно. Поэтому иногда дьявол совершает, что называется, гамбит: он отдает что-то меньшее взамен чего-то большего. Самое яркое выражение – когда, оказавшись в каких-то видных страстях (алкоголизм, неуправляемые вспышки гнева, сребролюбие), человек проходит какие-то ритуалы, обряды у целителя. Например, для того, чтобы справиться с алкоголизмом, и это потом превозносит: так это же помогло!

Да, видимая болезнь, которая смиряла, помогала понимать свое немощное недостоинство, искать помощи, поддержки и через смирение двигаться к Богу, ушла, но страсть никуда не делась – она просто ушла глубоко, и человек в конце концов дойдет до безумной гордости: «Я смог! Я – не такой, как прочие, я же себя преодолел». Или так бывает, когда человек кодируется. Есть определенные медицинские манипуляции, когда под страхом какого-то физического недомогания блокируется энергия страсти, но этот покой, этот передых дается человеку для того, чтобы он пришел в церковь и начал вычищать корни, учиться духовной жизни. Это как плотина: ставишь ее на пути потока, вода поднимается, поднимается, поднимается... Если не иссушать русло реки (действие страсти), то в конце концов поток воды перевалит через плотину и будет еще сильнее, еще больше.

Если нет духовной жизни, человек, себя в чем-то переломивший, потом свысока смотрит на других; он презирает этих немощных, этих выпивох. Иногда скажешь: «Уж лучше бы ты пил! Потому что от этих манипуляций ты стал еще хуже с духовной точки зрения».

Одно из важнейших деланий – научиться видеть свои согрешения, научиться видеть себя, не осуждать других. Наше духовное око, как и физическое, так устроено, что мы можем видеть ясно только одно – то, на чем сфокусировано наше зрение; все остальное немножко расплывчато. Если мы фокусируемся на грехах других, то не видим ничего, в том числе и себя. Если мы сфокусируемся на себе, у других не будем ничего замечать. Так вот, эта молитва все время приводит нас к мысли: «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

                                                                                                  Записала Ксения Комарова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 21:55
  • Воскресенье, 28 апреля: 14:00
  • Воскресенье, 28 апреля: 21:55

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать