Как относиться к художественному творчеству Л.Н. Толстого, зная его заблуждения в понимании православия?

Аудио
Скачать .mp3

Как относиться к художественному творчеству Л.Н. Толстого, зная его заблуждения в понимании православия. Можно ли брать за образцы его героев?

 

- Любой художник слова, живописуя жизнь и отражая народные характеры, воскрешает давно ушедшую эпоху. Любой, кто хоть раз в жизни читал «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого, понимает, какое значение Севастополь в его прошлом и будущем имеет для России. То, что описано Толстым, было явлено в эти недели всем нам от Владивостока до Калининграда. Толстой как художник и Толстой как мыслитель несопоставимые величины. На примере Наташи Ростовой мы видим предназначение русской женщины – материнство, которое раскрывается, как лепестки розы под лучами солнца. Это свойство русской женщины – хранить верность и оплакивать малейшее поползновение, уклонение от предначертанного в совести пути. Но если Вы прочитаете послесловие «Войны и мира», Вам будет трудно понять, что хочет сказать автор, переписавший философию пессимизма Артура Шопенгауэра, это не русское, не христианское воззрение на личность человека. Вот почему Толстой – трагическая фигура, он сам отлучил себя от матери-Церкви.

Беседуя со своим издателем на веранде дома в Ясной Поляне, на вопрос, что бы он сделал, если узнал, что там, за дверью в сад, среди цветущих яблонь в белом хитоне стоит сам Господь Иисус Христос, Толстой ответил: «Я бы попросил Его подождать. Не могу преклонить колени перед распятым Христом». Что это? Как говорил преподобный Амвросий Оптинский, нашего несчастного графа разъедала демоническая гордыня, ведь он хотел быть не больше, не меньше, как пророком, который объединит под стягом толстовства все прогрессивное человечество. «Лев был, - сказал старец Варсонофий Оптинский, - и лев его связал». Гордость скрутила графа по рукам и ногам. И хотя он делал добрые дела, помогал голодающим, но в своей публицистической деятельности он, конечно, раскачивал корабль русской государственности, сделав для безбожной октябрьской революции не меньше «вольных каменщиков» Вольтера, Монтескье, так называемых французских просветителей.

Как художник он, конечно, любим нами, и жизненные коллизии, являемые, например, в романе «Анна Каренина» упреждают нас об ошибках и их трагических последствиях. Вот почему так важно прочтение произведений, важны талантливые преподаватели, которые не осуждают ошибки писателя, ведь кто от них застрахован, но умеют переходить от страниц романа к живой и назидательной беседе, которая имеет своей задачей духовно-нравственную ориентацию наших подростков.

 

Протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​