Аудио |
|
Скачать .mp3 |
О собственном доме и саде отец Иоанн и матушка Татьяна Обрембальские мечтали много лет. Мечта стала реальностью здесь, в поселке Исаково Ногинского района Московской области. Теперь для семьи это не просто участок своей земли, это островок, где всем просторно и хорошо: папе, маме и их шестерым детям.
Нынешнее лето оказалось щедрым на яблоки. Это значит, что скоро весь дом наполнится ароматным яблочным духом, начнется сезон заготовок. Жаль, цветочная красота недолговечна.
Цветы – давняя любовь матушки Татьяны. Под окнами московской квартиры, в которой проходило ее детство, она разбивала целые палисадники. Творила цветы и другие поделки для домашнего уюта своими руками. В этом находила выход ее безудержная жизненная энергия. Маленькую Таню близкие и знакомые называли не иначе как «тараторка». Осаживали. Но она все равно бессознательно привлекала к себе внимание. Причина была не только в характере.
Матушка Татьяна Обрембальская:
– Родители расстались. Они журналисты, и как-то не сложилась семья. Я росла только с мамой. Отец, к сожалению, не принимал участия в воспитании, и это тоже наложило отпечаток; мне всегда было очень одиноко, и я чувствовала, что я какая-то, наверное, не совсем хорошая девочка, раз папы рядом со мной нет.
Мама воспитывала дочь одна, работала в ведущих печатных изданиях столицы. Развал Советского Союза повлек за собой и развал надуманной идеологии. В поисках истины Танина мама пришла в храм.
Матушка Татьяна Обрембальская:
– Мы с ней стали часто ходить на службу в Даниловский монастырь. Через некоторое время она даже устроилась работать в издательство Даниловского монастыря.
Летом Таня отдыхала в православном лагере, так решала мама. Для дочери-подростка, по ее мнению, пребывание среди верующих сверстников было жизненно необходимо. Как и перевод в православный лицей, о чем сама дочь узнала 1 сентября.
Матушка Татьяна Обрембальская:
– Я пришла туда, смотрю: храм рядом. Говорю: «Мама, зачем ты меня в церковную школу отдаешь? Мы же не договаривались так. Ты говорила, что там разные языки изучают (греческий, латынь). А оказалось, школа-то церковная». Она говорит: «Я ничего не знаю», – и поехала на работу. Я осталась, всплакнула немножко. А потом мне понравилось там учиться.
Мама, проявив определенный прессинг, на поверку оказалась права. Татьяна скоро это поняла. У девочки и в православном лицее начались проблемы с дисциплиной. Ее гиперактивность мешала на уроках, вызывала возмущение учителей.
Матушка Татьяна Обрембальская:
– И мне сказали: «Все учителя на тебя сердиты. Давай неделю не ходи, а после исповеди уже снова приступишь к учебному процессу». Я сходила на исповедь, и для меня было открытие, когда батюшка (он был хороший, добрый) сказал: «Понимаешь, такая ситуация, что ты всех учителей уже достала. Прямо всех!» И меня это заставило задуматься.
И незаметно подростковый бунт, внутреннее сопротивление внешнему (как казалось) давлению взрослых, сменилось принятием и самоанализом. И были сделаны первые очень важные жизненные выводы.
Матушка Татьяна Обрембальская:
– Самое главное, чтобы была любовь. Это чувствуется. Если тебе скажут даже строго, но с любовью, ты это почувствуешь и эту строгость воспримешь правильно. А если без любви, то, наверное, это никакой пользы не принесет.
Одиннадцатый класс Татьяна заканчивала в обычной школе. Убедила маму, что надо подтянуть профильные предметы для поступления в вуз. Попав в другую молодежную среду, Таня поняла: два года в православном лицее сыграли свою роль.
Матушка Татьяна Обрембальская:
– У меня был стержень. Даже если что-то было не так... Например, помню, на выпускном другие что-то выпивали, но я не стала это делать. Я уже сформировалась как личность, и для меня была задача – получить аттестат, сдать экзамены. Я уже нацелилась поступать в Свято-Тихоновский на регентский факультет.
Татьяна поступила на регентское отделение, чтобы научиться хорошо петь службу, держать партию, руководить хоровым коллективом. И свои педагогические таланты ей пришлось проверять на студенте пастырского отделения вуза Иване Обрембальском.
Матушка Татьяна Обрембальская:
– У них преподавалось церковное пение, и он попросил в чем-то помочь ему; я как бы специалист в этом, учусь на регента. И я вызвалась, говорю: «Ну конечно, я помогу тебе с удовольствием».
Иерей Иоанн Обрембальский, настоятель Никольского храма (д. Полтево, Московская область):
– Я очень много молился, чтобы Господь мне послал ту, которая суждена Богом. Я очень переживал об этом.
Татьяна начала учить Ивана, как говорится, с азов со свойственным ей рвением и активностью. И сама не заметила, как влюбилась. Их обоих накрыла с головой волна любви.
Она – единственная дочь в семье, коренная москвичка, воспитанная на высокой культуре, театралка и поклонница оперы. Он – сын многодетного сельского батюшки, потомственного священника.
Иерей Иоанн Обрембальский:
– Когда у меня умерла мама, мне было три года. Старший брат, сестры уже уехали. В советские времена было непросто, даже отношения в школе (советская школа). Я часто испытывал давление учителей. Но всегда думал (у меня даже других мыслей не было), всегда знал, что буду священником.
Две противоположности притянулись и начали перевоспитывать друг друга и самих себя. Иван по просьбе Тани перечитал Достоевского, Толстого и всю школьную программу по литературе. Вместе с ней слушал оперу в Большом и пытался понять, чем же она так привлекает любимую. Между тем любимая (уже по его просьбе) начала соблюдать посты, распрощалась с брюками, стала посещать святые места.
Матушка Татьяна Обрембальская:
– Он из священнического рода, у него и дедушка священник, и прадедушка. Это настоящий священнический род. И я видела эту печать: этот человек настолько глубокий и цельный! При всем том, что внешне, может быть, он что-то не мог... Самое главное для меня было – семейные ценности.
Они встречались два года, и за это время их любовь прошла все возможные испытания.
Матушка Татьяна Обрембальская:
– Свои отношения мы выяснили до брака. Мы ссорились, даже давали друг другу от ворот поворот. Я говорила: «Я совершенно не принимаю твоих воззрений. Давай лучше не будем общаться, чтобы не ссориться».
Глава семьи – муж. С этим Татьяна не спорила. Ее духовное взросление проходило в храме, где настоятелем служил протоиерей Димитрий Смирнов. Его проповеди, наставления вошли в сознание юной певчей и определили ее отношение к семье и браку. А собственный опыт практикой подтвердил теорию.
Матушка Татьяна Обрембальская:
– Бывает очень тяжело послушаться мужа. Он что-то говорит, а я уверена, что лучше знаю. Но поступаю, как он говорит, и выходит правильно. Или не поступаю, как он говорит, и выходит все не так. Он напоминает: «Вот видишь, я же тебе говорил: “Не надо”».
После рукоположения отца Иоанна жизнь семьи в корне не поменялась. Как жили по заповедям, так и продолжили. С небольшой разницей в возрасте у Обрембальских появились на свет шестеро детей. И о многодетности Татьяна мечтала еще до брака, но опыта жизни многодетной семьи не знала.
Матушка Татьяна Обрембальская:
– Я пела на клиросе. Смотрю, к Причастию подходит мама: один на ручках, другой в животике, третий рядышком стоит, за ручку держится, четвертый этому братику помогает. Я думаю: ой, да это же вообще идеал, так должно быть! А когда это увидела изнутри, в своем доме, поняла, что совсем не так.
Сложность для матушки Татьяны была еще и в том, что почти десять лет пришлось жить при деревенском храме в Полтево, куда отца Иоанна назначили настоятелем. Храм пришлось поднимать самим. Многодетная на тот момент семья столкнулась с материальной неустроенностью. Но дело было в другом: дети росли у всех на глазах.
Матушка Татьяна Обрембальская:
– Например, к нам прихожане, бывает, заходят, а даже нельзя в дом зайти, потому что там конструктор валяется, везде какие-то книжки, картинки... То есть я понимала, что они, может быть, не готовы видеть священническую семью такой... Я иногда звоню в священнические семьи (родственникам мужа), говорю: «Вот, они опять подрались». – «Что тут такого? Это обычно, все дети дерутся». Или рассказываю: «Ой, у нас, наверное, все так неправильно! В доме беспорядок, шум, крик». А супруга дяди моего мужа (матушка), у которой шестнадцать детей, мне говорит: «Таня, да это обычная рабочая обстановка».
Тем не менее эта рабочая обстановка – благодатное поле воспитания троих сыновей и трех дочерей. Мама порой может вспылить, папа – сторонник мирных переговоров. Ну подумаешь, к примеру, сегодня нет стерильности в доме. Главное, чтобы в нем всегда понимание и любовь были.
Матушка Татьяна Обрембальская:
– Они дома учатся находить общий язык, делиться игрушками. У меня этого не было, я была одна с мамой. Поэтому я уже строила свои взаимоотношения, как могла (все острые углы были мои), в школе. А наши дети, мне кажется, дома более социализируются, и в школе у них более гладкие отношения.
Многодетные родители уверены: главное в воспитании – не форма, а содержание. Да, мальчики помогают папе в храме, девочки не пропускают воскресные службы. Но дальнейший выбор жизненного пути отец Иоанн и матушка Татьяна оставляют за ними.
Матушка Татьяна Обрембальская:
– Мы еще боимся, чтобы не было формального исполнения всяких предписаний в вере, а при этом – жить совершенно не так, как должно христианину. Поэтому мы думаем: то, что мы можем дать в семье своим детям в плане веры, благочестия, они должны усвоить. А в школе они получают образование, знания.
Матушка Татьяна молится, чтобы Господь наставил детей на путь спасения. Но каким будет этот путь, даже в священнической семье предугадать не дано. Но дано подготовить детей к тому, что путь спасения нелегкий: и уныние бывает, и болезни.
Матушка Татьяна Обрембальская:
– Я воспринимаю себя как часть творения Божьего. Я понимаю, что если у меня послеродовая депрессия, то это природное явление, естественное. Бог для чего-то это заложил в мою природу; значит, так должно быть. Я просто прошу у Бога сил, чтобы мне это претерпеть. Знаете, я воспринимаю скорби как какое-то упражнение. Для чего-то даются скорби, болезни: чтобы мы стали на ступеньку выше, ближе к Богу, это для нашего совершенствования. Господь нас как-то ведет, и скорбями в том числе. Я это воспринимаю как какое-то горькое лекарство. Надо просто найти какой-то повод для радости, а не углубляться в свои проблемы. Я как-то перезагружаюсь, переключаюсь – и все нормально.
Перезагружает матушку Татьяну любимое пение. Она – участница вокального коллектива «Нега» («Небесная гармония»). И любимому мужу самим небом дан дар утешения. Выслушает, вытрет слезы, а потом скажет: «Ну посмотри, все же хорошо! Живем душа в душу, дети растут в любви. Разве этого мало?»
Матушка Татьяна Обрембальская:
– И мы принимаем свои недостатки, несовершенства как данность. Мне кажется, благодаря этому мы не очень много ссоримся. Потому что смиряемся. Да, так есть. Слава Богу за это!
Иерей Иоанн Обрембальский:
– Я вижу, что она меня любит. По-настоящему любит. Хотя понимаю: у меня много недостатков, я даже не хочу их перечислять. Просто я вижу, что, несмотря на все эти недостатки, она меня любит. Искренне любит, заботится обо мне.
Матушка Татьяна Обрембальская:
– Он мне сразу сказал: «Видишь, когда меня рукополагали, с меня сняли обручальное кольцо. Это значит, что я обручен Престолу. Ты должна понимать, что для меня Церковь на первом месте, а семья на втором. Я приняла это как данность: значит, так надо. Второе место – это тоже, в принципе, неплохо.
Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи! Мир вашему дому!
Автор и ведущая Елена Саенко
Записала Людмила Ульянова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!