Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Мы все до поры до времени живем как бы в духовном сне, в строго обозначенных социальных рамках. В этих рамках – семья, школа, проявления собственного характера, чувств, эмоций, желание настоять на своем. И еще многое из того, что однажды оказывается иллюзорным, чуждым, неправильным. В этот очень важный миг у человека происходит его собственная встреча с Господом, и жизнь его абсолютно меняется.
Храм во имя святителя Николая Чудотворца в Среднеуральске Свердловской области без преувеличения можно назвать украшением города. Светлый, солнечный, он притягивает и взгляды, и сердца.
Протоиерей Вячеслав Иванов, настоятель храма во имя святителя Николая Чудотворца:
– Архитектура-то не типовая. Здесь Византия, и звонница – это Псково-Печерский монастырь.
Первый каменный храм в Среднеуральске поднимался трудами местных архитекторов, благодетелей и, конечно, благодаря молитвам прихожан под пасторским благословением отца Вячеслава.
Жена настоятеля – матушка Ирина – всегда рядом с мужем, а значит, всегда в храме: и во время службы, и после нее. Храм – родной дом для всей священнической семьи. К примеру, на послушании в церковной лавке дочь Мария. Она заменяет здесь старшую сестру Лену; чуть больше года Лена стала мамой. Теперь под сводами храма делает первые шаги долгожданная внучка отца Вячеслава и матушки Ирины Ксюша. А в храмовом дворе целая детская площадка. Внук и двоюродный брат Ксюши Виталик пока не очень справляется со своим статусом старшего. Скоро детям здесь будет полное раздолье; во дворе храма строят большую площадку для детских игр и занятий спортом. Она встанет так, чтобы не повредить ландшафтному дизайну, который творили профессионалы под началом матушки Ирины – большой любительницы цветов.
Матушка Ирина Иванова:
– Очень много грядок, и у всех прихожанок есть свои грядки. В основном у нас цветы. Нынче нам сделали две теплицы, сейчас будем в теплицах работать.
Теплицы-новостройки оживут следующей весной. «И станут еще одним послушанием», – смеется матушка Ирина; ведь все, что происходит в храме и около, – под ее бдительным оком и контролем.
Матушка Ирина Иванова:
– Плюс трапезная, плюс завхоз; облачение, порядок в храме – это все на мне. Порядок люблю и дома, и в храме, и в душе. Порядок в душе должен быть в первую очередь. Мне кажется, в первую очередь – в душе, а потом остальное, да?
Сейчас время обеденное. Наша матушка спешит в трапезную угощать прихожан вкуснейшими постными булочками и ароматной ухой собственного производства. День сегодня постный.
Матушка Ирина уже много лет не представляет иной жизни, хотя детство ее прошло совсем в другой среде. Она родилась в Башкирии, в марийском селе, и родной для нее язык – марийский.
Протоиерей Вячеслав Иванов:
– Мать у меня умерла, когда мне было три года. И остались мы – четверо детей – без мамы. Жили только с отцом, и отец воспитывал нас четверых.
Женской любви и заботы маленькая Ирина так и не узнала. Родная сестра (намного ее старше) рано уехала из дома, мачехи в доме не приживались. Два брата и отец воспитывали не просто строго, а жестко. Со временем Ирина поняла, что жесткость отца была тоже не от хорошей жизни.
Матушка Ирина Иванова:
– Выросла; мне его жалко, и мамы тоже не хватает. Когда я уже сама стала мамой, мне не хватает мамы. Я сейчас очень хотела бы свою маму обнять, поцеловать. Такое чувство есть, да.
Но пока росла, воспринимала жесткость как норму поведения. И сама была такой же: взрывной, резкой. Такой и из дома уехала. В Екатеринбург, строить собственную жизнь. Было ей тогда всего шестнадцать лет.
Матушка Ирина Иванова:
– Все девушки в шестнадцать лет уже должны уехать – это как бы у нас по правилам. С отцом должны остаться парни, а девушки уже должны уехать от родителей. У нас такой закон в деревне.
В большом городе Ирина и работу нашла не по-женски тяжелую: устроилась на завод «Уралкабель».
Матушка Ирина Иванова:
– Работала изолировщицей. Перематываешь барабаны, какие-то провода... Везде я поработала.
После деревни, где все соседи наперечет, огромный Екатеринбург казался неласковым, даже опасным. Причем не только девушкам. Как-то в заводское общежитие пришли в гости ребята – работники другого завода. Среди них оказался ее земляк, тоже из Башкирии, тоже мариец; и так же, как и она, искавший родственную душу.
Протоиерей Вячеслав Иванов:
– Наверное, свое что-то почувствовалось. Не знаю, сейчас можно было, конечно, много банальных вещей наговорить. Смелость; и не было хитринки в глазах, она вся открытая.
На следующий день молодые люди пошли в кино, на премьеру фильма «Любовь и голуби». И с того дня уже не расставались. В чужом мегаполисе они нашли друг друга. Вячеслав и Ирина поженились в те самые девяностые. Молодой муж уволился с завода и пошел на стройку, чтобы заработать на собственное жилье. Их первая квартира оказалась окнами на мужской монастырь.
Ирина, будучи уже женой и матерью, случалось, проявляла свой лидерский характер. Вячеслав смягчал его, направлял по-мужски мудро и настойчиво, ведь он уже в те годы начал искать Бога, много читал, многое переосмысливал.
Матушка Ирина Иванова:
– Были очень трудные годы – девяносто четвертый, девяносто пятый. Даже порой сидели и без хлеба, я помню. Когда мы переехали туда, где монастырь, он работал на стройке, приезжал домой в шесть вечера и уходил на работу [в монастырь]. Просто во славу Божию до одиннадцати-двенадцати работал в монастыре.
Монастырская стена стала для семьи границей между миром светским и миром духовным. Духовный входил в сознание незаметно, но бесповоротно.
Матушка Ирина Иванова:
– Сначала он крестился, а потом крестил детей отдельно. А я еще была против, все думала, креститься мне или нет. Мне надо было что-то почитать, в те времена ведь литературы такой не было. Надо было как-то осознанно к вере прийти. Так он потом начал давить на меня, все время спрашивал: «Когда ты крестишься?» А мне не нравится, когда на меня давят так. Я ему все время отвечала: «Я еще не готова, время еще не пришло».
Но оно не могло не прийти, это время. Ирина стала много читать, узнавать о православии, посещать церковь вместе с семьей. И наконец в одно прекрасное раннее утро, пока домашние спали, уехала в храм и приняла крещение.
Матушка Ирина Иванова:
– Я приехала [домой] и сразу легла спать. Я так устала! И где-то, наверное, до четырех спала. Просыпаюсь, и дети (Лена с Вовой) видят у меня крестик: «О! У мамы крестик висит, мама крестилась». Такие довольные!
И жизнь семьи пошла по-другому. Ирина с легкостью в сердце приняла новую роль – быть не впереди, а за мужем. Принять христианский образ жизни помогло и то, что она вслед за мужем начала трудиться в монастыре.
Матушка Ирина Иванова:
– Он пришел и говорит: «Отец Лазарь говорит, что в столовой требуется рабочая. Не хочешь?» – «Ой, я не умею, не знаю…» Но, слава Богу, я согласилась и пошла. Семь лет проработала там.
Это были непростые и благодатные семь лет, ведь одно дело – теоретически быть православной, другое – на практике, в повседневной жизни.
Матушка Ирина Иванова:
– Например, очень сложно было подчиняться. Даже мужу. Я раньше не умела подчиняться. Вспыльчивая была. А монастырь очень сильно смиряет.
Смиряет – значит, учит с миром принимать волю Божию, которая проявляется во всем. Ведь не случайно в один прекрасный день мужа попросили стать пономарем.
Матушка Ирина Иванова:
– Я говорю: «Нет, не будешь». Потому что я была как бы против священства. «Ты хочешь быть пономарем?» И он ответил: «Видимо, да».
Пономарь, конечно, не священник, но они оба понимали, что это церковное служение для Вячеслава – первая ступень к священству.
Протоиерей Вячеслав Иванов:
– Мне показалось, что она скорее всего как бы испугалась, чтобы Церковь не ошиблась, принимая такого в священника. Она так по-своему, но благочестиво переживала.
Матушка Ирина Иванова:
– Духовник говорит: «Не мешайте ему, и все». И не то что «не мешайте», а «попробуйте только ему помешать»! И все, я уже смирилась.
Смирилась и доверилась. А в помощь – два раза в месяц исповедь, причастие. И с тех пор таинства – не просто часть жизни матушки Ирины.
Матушка Ирина Иванова:
– После исповеди и причастия у меня до сих пор такое чувство: хочется обнять весь мир. На самом деле у меня есть такое чувство. Вот выходишь из храма после такой службы, и хочется всех обнять, расцеловать...
После рукоположения отца Вячеслава в священство матушка Ирина встала за ним, чтобы всегда оставаться рядом. Правда, к статусу матушки (признается) привыкала трудно, ведь теперь вся жизнь стала послушанием.
В Среднеуральске, куда новопоставленного священника назначили настоятелем Свято-Николаевского прихода, они служат двадцать лет.
Матушка Ирина Иванова:
– Все, что в храме делается, все требовалось от меня. Он начал служить, у нас не было просфор. Я дома пекла просфоры. Он приедет – нет просфор. Мы нигде их не покупали, нигде не брали. Он говорит: «Начинай стряпать просфоры». Первый раз у меня не получилось. Вообще, наверное, месяц я просто так пекла, у меня не получалось. Просфоры стряпать без молитвы никак нельзя. Они какие-то послушные, когда ты молишься, разговариваешь с ними. Они очень послушные, когда я начинаю молиться Иисусовой молитвой (как в монастыре учили). Даже когда готовлю в трапезной, начинаю уже по привычке: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную». Даже уже не словами, а в мыслях идет Иисусова молитва.
С молитвой матушка Ирина помогает в разносторонней жизни прихода: сестрам милосердия, воскресной школе, центру поддержки материнства «Колыбель».
Матушка Ирина Иванова:
– Три раза в месяц выдаем продукты многодетным, тем, кто приходит (три-пять семей).
С молитвой она и детей воспитывала: Елену, Владимира, Марию, Вадима. С молитвой не так давно приняла в семью осиротевших родных племянников. Младшего (Максима) уже крестили, старший (Дима) пока сопротивляется, но это переходный возраст.
Матушка Ирина Иванова:
– Он пришел как-то: «Мне говорят, что Бога нет». Я ему говорю: «Впереди, Дима, у тебя еще долгая жизнь. Будет еще Бог у тебя в жизни». Я ему так ответила.
Протоиерей Вячеслав Иванов:
– Это надежный тыл, там мне можно даже не оглядываться. Я ее всегда рад видеть, у меня улыбка сразу. Люди так и говорят: «Матушка появляется, у тебя лицо “включаться” начинает».
Матушка Ирина Иванова:
– Когда я устаю, не ною, что мне плохо, что это болит, то болит. Я так не люблю. У меня все – слава Богу! Дети придут: «Мама, как у тебя дела?» – «Слава Богу!» – «Как у тебя здоровье?» – «Слава Богу!»
Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи! Мир вашему дому!
Автор и ведущая Елена Саенко
Записала Людмила Ульянова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
Красноярск. Фотоконкурс «Пасха в Сибири»
Заречный. Набор в православную школу
Нижний Тагил. Конкурс «Буквица Красна-2024»
Санкт-Петербург. Пасхальный тренинг
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!