Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Взмах кисти, ее трепетное прикосновение к холсту – и чистый лист начинает оживать, дышать. Мысли, чувства, взгляды – вся глубина и наполненность внутреннего мира художника проявляются зримо с каждым мазком его волшебной кисти. Если вдуматься, все мы в какой-то степени художники, а наша кисть – взгляд, которым мы смотрим вокруг себя. То, что мы увидим – небо или землю, купола храма или мрачный пейзаж за окном, и станет картиной нашего дня, а возможно, и картиной жизни.
В будничной суете наш взгляд, наша «волшебная кисточка», к сожалению, часто замыливается и уже просто скользит по поверхности первого, внешнего слоя, не замечая детали, которые скрыты. Но тот, в ком живет художник, смотрит вокруг себя совершенно по-другому.
Матушка Елена Русина:
– …Радуется этому миру, иногда просто красивому сочетанию (например, цвета стены с цветом куста, растущего перед ней, – вплоть до этого). У художника есть счастливая возможность находить удовольствие, а с другой стороны, и неудовольствие, видя какие-то безвкусицы, которые другому человеку, может быть, нравятся; он доволен, а тебя это раздражает.
Но на то человеку и дается небом художественный дар, чтобы он все вокруг и внутри себя, даже собственное раздражение, трансформировал в красоту своим творчеством, то есть соработничеством Творцу. Это сложная задача, не всем она по плечу, потому и дар художника дается не всем.
Матушка Елена Русина:
– Поскольку художник ощущает эту гармонию, есть такое желание привести все, что ты видишь, в эту гармонию.
Матушка Елена Русина родилась в Подмосковье. Ее родители когда-то приехали в столицу учиться, познакомились, поженились и поселились в Зеленограде. Мама – профессиональный художник по тканям – передала свой дар дочери, и Лена, едва научившись держать кисточку, уже не выпускала ее из рук. Она выросла в пространстве, наполненном яркими красками, образами, гармонией. Повзрослев, выбрала в нем свой путь, поступила в Академию славянской культуры на факультет живописи и начала искать себя в новом творческом пространстве.
Матушка Елена Русина:
– Я очень люблю акварель, но, к сожалению, она у меня не удавалась. У меня больше шла масляная живопись, потому что там такое, очень послойное: ты погружаешься в эту работу, можешь много в ней вариться, копаться, что-то вытягивать из нее. А акварель должен сразу почувствовать, понять, сразу попасть в цель, в цвет, в тон и не трогать больше.
Ей удавался портрет, удавалось схватить внутреннюю суть человека. И, возможно, благодаря этому она дошла до своей сути, поняла, к чему стремится ее душа.
Матушка Елена Русина:
– Конечно, что-то было свое, что оттуда взять, но в процессе обучения я уже поняла, что все-таки хочу заниматься иконой.
Родители Елены, по ее словам, новообращенные. Крепкой веры в семье была бабушка, мамина мама. В ее душе теплилась надежда, что рано или поздно жизнь устроит так, что ее дети и внуки обратятся к Богу, и молилась, молилась.
Матушка Елена Русина:
– У бабушки были старинные иконы – по-видимому, из разрушенных храмов в Орле. Это масляная живопись; конечно, не такая икона, какие мы сейчас копируем с древних образцов, а это XIX век. Но было несколько старинных икон.
Вместе с родителями Лена стала приходить на службы не от случая к случаю. Началось ее воцерковление, и не последнюю роль сыграло то, что именно она видела и чувствовала в стенах храма.
Матушка Елена Русина:
– Там, конечно, сразу окутывала атмосфера и старины, и чего-то такого необыкновенного, так что в детстве тоже нравилось...
Взглядом маленького художника девочка рассматривала старинные иконы. Образы казались ей непонятными, они не были похожи на реалистичные картины, к которым она привыкла. Спустя время, погружаясь в творчество как в профессию, Елена начала открывать для себя красоту иконы, ее многослойность, многомерность, ее глубину и бесконечную высоту, ее предназначение.
Матушка Елена Русина:
– В XIX веке люди думали, что древняя икона черная, темная, а когда их стали раскрывать, реставрировать, все были просто ошеломлены, что это такая цветность, такое сияние красок! Как дети, когда рисуют, – рисуют яркими, цветными красками.
Едва соприкоснувшись с иконописью, еще во время учебы в Академии славянской культуры, Елена поняла, что именно она ей необходима. В светском вузе девушка чувствовала определенный диссонанс с внешним миром – начиная со стиля общения и заканчивая стилем одежды. Чувствовала: иконопись – ее сфера. И творческая, и духовная. С большим трудом и не с первого раза Елена все-таки поступила в Иконописную школу Московской духовной академии.
Матушка Елена Русина:
– Очень хотелось в лавру, потому что познакомилась со студентами, которые там учились, и эта атмосфера меня очень-очень привлекла: люди верующие – и люди творческие при этом. В институте этого не было, такого полного взаимопонимания. Такое было удивительное сочетание… Как кто-то из лаврских потом говорил: «Я думала, что я одна такая белая ворона, а оказалось – нас вон сколько!»
Троице-Сергиева лавра на несколько прекрасных лет стала ее домом, ее миром, где рядом были близкие по духу люди, стала ее творческой мастерской.
Матушка Елена Русина:
– Несколько лет мы просто ездили по разным музеям, копировали иконы. Это тоже очень интересный пласт жизни, когда мы в Петербурге жили, в Эрмитаже копировали, во Владимире, в Пскове; в общем, в разных древних русских городах, где есть музеи икон. И ты как бы учишься таким образом разговаривать на языке иконы.
Троице-Сергиева лавра познакомила Елену и с будущим мужем. Коренной уралец Алексей Русин после Екатеринбургской духовной семинарии продолжил обучение в Московской духовной академии. Сложилась общая компания. Девушки-иконописицы славились тем, что почти все время проводили в мастерских, за мольбертом. Друзьям – студентам академии приходилось чуть ли не вызволять их из добровольного заточения на свежий воздух.
Матушка Елена Русина:
– Сначала на каток сходить, потом в лес сходить, сосиски пожарить… И нам было хорошо и весело, потому что мы выползли из своих мастерских немножко развеяться. В итоге у нас получилось несколько семей.
Их семья получилась не сразу. Подружить подружили, но серьезных отношений не сложилось. Алексей вернулся в Екатеринбург, оттуда был призван в армию. Причем служить его направили в военную часть рядом с Сергиевым Посадом, где оставалась Лена. Так Господь устроил, уверена наша матушка. Ведь теперь, навещая, она могла чаще его видеть, а он – принять решение: именно эта девушка должна стать его женой.
Иерей Алексий Русин:
– Как мне бабушка моя сказала... Она как-то меня спросила: «По душе она тебе?» Я говорю: «Да, по душе». «Так женись», – говорит. По душе – так, наверное, правильнее сказать.
Они повенчались рядом с любимой лаврой и приехали на родину мужа в Екатеринбург. Будущий священник считал, что и рукополагаться, и служить он должен в своей епархии. До принятия сана Алексей работал в семинарии, Елена продолжала заниматься иконописью. Еще в лавре она поняла, что икона – это не просто живопись, не просто творчество; это некое послание небес, которое здесь, на земле, должно обрести зримые формы и стать для верующих окном в вечность. Воплощение этого небесного послания требует от иконописца сугубой молитвы, внутренней тишины и абсолютного отказа от собственного «я». Только благодарность, что Господь выбрал его, чтобы транслировать в этот мир красоту горнего мира. Задача художника – понять, что именно ждет от него небо.
Матушка Елена Русина:
– Начинаешь работать. Ты вроде бы задумал что-то и рисуешь, рисуешь, а в итоге получается не то, что ты задумал, и в процессе работы ощущаешь, что работа сама тебя ведет. То есть ты что-то делаешь, а тебе подсказывается, куда дальше двигаться. И получается некий взаимный процесс...
Потом твоя работа занимает место в храме. Прихожане начинают перед ней молиться, через нее обращаются к Силам Небесным. А бывает, что уже намоленный образ, вышедший из-под твоей руки, начинает мироточить. Это ли не повод для гордыни? Да еще какой повод!
Матушка Елена Русина:
– Конечно, тщеславие есть у любого творческого человека. Как один батюшка говорил про певчего: «У кого голосок, у того и бесок». То есть эта творческая составляющая, с одной стороны, конечно, вдохновляет, но надо быть осторожнее, потому что искушений в этом плане больше. Тебе приятно, конечно, когда ты ее видишь, но тут такое странное ощущение: ты отдал ее – и все, она как будто уже отдельно, своей жизнью живет. И когда видишь в храме свою икону, понимаешь, что это твоя икона, но как будто она уже и не твоя. Она стоит уже на аналое, люди к ней прикладываются.
Матушка Елена прекрасно понимает: такие иконописцы, как Андрей Рублев или Дионисий, рождаются раз в эпоху. Даже если в точности скопировать все тонкости их духовных творений, все равно останется то самое неуловимое, невидимое, что заставляет многие поколения плакать от необъяснимой радости встречи с Божественным. Но даже просто прикоснуться к таинству иконописи, понимая свое место в ней и при этом сохраняя бесстрастие, – бесспорно, Божий дар, который необходимо постоянно реализовывать.
Матушка Елена Русина:
– Если у человека есть этот дар и если он его не реализует, то ему (самому человеку) просто плохо от этой нереализованности.
Иконопись – та же молитва, она защищает, спасает, оберегает. Матушка Елена не раз ощущала это сама, ведь после принятия мужем сана жизнь семьи пошла по другому руслу.
Матушка Елена Русина:
– Как мне одна знакомая матушка сказала, когда он рукоположился: «Поздравляю и сочувствую». Потому что священник действительно семье не принадлежит. Любой другой папа принадлежит своей семье, а священник принадлежит всем. Семье остаются крохи.
А семья между тем со временем приросла двумя чудесными девочками – Василисой и Варенькой. Ежедневное расписание жизни семьи теперь подчинено им. Конечно, усталость, раздражение, грусть – все бывает, и, как правило, в такие моменты матушка Елена берется за кисть.
Матушка Елена Русина:
– Ты можешь уйти в эту работу, отвлечься от своего уныния, где-то подпитаться этой красотой.
Правда, минуты уныния – не частые гости в этом доме. Отец Алексий – человек позитивный, общительный, музыкальный и поющий, руководит хором Екатеринбургской епархии. Сам творчески одаренный, он хорошо чувствует и понимает свою жену-художницу.
Иерей Алексий Русин:
– Как это ни странно, в семейной жизни даже помогает то, что жена – творческая натура, потому что, когда она пишет иконы, проблем в семье почти нет. И наоборот: когда она иконы не пишет, а ей хочется писать, то может «прилететь» мне.
Матушка Елена Русина:
– Я тоже, конечно, ворчу, когда он задерживается бесконечно; устаешь, хочется, чтобы папа был и уделял внимание детям. Да, ты понимаешь, что не имеешь права так жестко требовать, потому что главное для священника все равно – храм, служение.
Иерей Алексий Русин:
– Говорят, что женщина – хранительница домашнего очага. Вот это, я думаю, все-таки на жене, то есть меня хранителем домашнего очага назвать сложно.
Матушка Елена Русина:
– …Часто больше организованности, собранности, чтобы быть хозяином своих желаний, так скажем.
Иерей Алексий Русин:
– У меня жена более организованная в каких-то моментах; допустим, что касается режима дня.
До венчания некоторые их знакомые были уверены, что они – брат и сестра, настолько похожи внешне. Но при внешнем сходстве отец Алексий и матушка Елена, конечно, две самостоятельные личности, две индивидуальности, дополняющие друг друга.
Иерей Алексий Русин:
– Я даже рад, что мы разные в чем-то. Потому что я как представил, например, что мне грустно и в этот же момент грустно моей жене, – это какое же уныние было бы у нас в семье! А так, например, мне грустно, но смотрю – жена веселая, довольная: где-то сгладит мое плохое настроение. И наоборот.
Как-то у духовного настоятеля отца Алексия спросили: «Что главное в семейной жизни?»
Иерей Алексий Русин:
– И он начал перечислять разные моменты: без этого, без этого и без этого не может быть брака. Но это все было не то. Как оказалось, брак не может быть без любви, вот и все. Думаю, у нас любовь есть. Я не сказал бы, что какая-то голливудская любовь. Такой любви, конечно, нет, да и не должно быть. Но взаимопонимание находим.
Матушка Елена Русина:
– Мне кажется, что благодарность – одна из главных составляющих, скрепляющих семью вещей, которую надо постоянно возгревать.
Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи! Мир вашему дому!
Автор и ведущая Елена Саенко
Записала Людмила Ульянова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Санкт-Петербург. Сбор пасхальных подарков для подопечных епархиального центра милосердия
Акция «Красное яичко»
Челябинск. Пасхальный фестиваль
Вторая половина. Матушка Анна Набокова
Льюис. Аскетические перевёртыши. Часть 36. Священник Константин Корепанов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!