Уроки православия. Ко дню памяти святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского - воспоминания современников. Урок 2

2 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Архимандрит Иоанн (Маграмм), настоятель Финдлейского Воскресенского скита (США), познакомился со святителем Иоанном Шанхайским и Сан-Францисским в подростковом возрасте. Тогда владыка запомнил мальчика после мимолетной встречи, и это обстоятельство так поразило подростка, что он не просто душой привязался к святителю, а буквально стал ходить за ним следом и потому мог видеть, как и чем живет владыка, что в его жизни является главным.

– Узнавая о тех святых, которых мы прежде не знали, мы не просто получаем о них некую информацию. У нас появляется шанс изменяться самим. Ведь почитание святого, говорит святитель Иоанн Златоуст, состоит в подражании ему. А святитель Игнатий добавляет, что знакомство со святым сообщает (то есть передает) нам святость. И на ближайших уроках, приуроченных ко дню памяти святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, мы предлагаем вам ближе познакомиться с этим удивительным святым. А поможет нам в этом архимандрит Иоанн (Маграмм), настоятель Финдлейского Воскресенского скита. Он познакомился с владыкой Иоанном в подростковом возрасте, и то, как это произошло, напоминает евангельскую историю призвания Нафанаила, впоследствии апостола Варфоломея. Помните, как произошла его встреча со Спасителем? После того как Господь призвал Филиппа, тот сообщил Нафанаилу, что нашел Иисуса. Но Нафанаил усомнился. И тогда Филипп сказал ему: «Пойди и сам посмотри». Он пошел и при встрече обнаружил, что Христос его знает, причем знает о нем то, чего никто из людей знать не может. Это так поразило будущего апостола, что он в умилении воскликнул: «Учитель! Ты – Сын Божий!» И с нашим гостем произошло нечто подобное. Оказалось, что владыка Иоанн его тоже знал. Он запомнил мальчика после мимолетной встречи, не забыл его имени и, возможно, молился о нем. Это так поразило подростка, что тот не просто всей душой привязался к владыке, но буквально стал ходить за ним по пятам, наблюдая за тем, как он живет, что в его жизни является главным. И сегодня отец Иоанн продолжит делиться своими воспоминаниями с нами, то есть будет знакомить нас со святым.

Напомним: первая встреча тогда еще подростка Виктора Маграмма с архиепископом Иоанном произошла в начале 60-х годов прошлого века в Америке, хотя в то время владыка еще жил и нес свое служение в Европе. Да, многих наших соотечественников революции и войны разбросали по странам и континентам. И судьба нашего собеседника не была исключением.

– Я родился в Австрии, в городе Зальцбург, где были лагеря иммигрантов. Много было русских иммигрантов в Германии и Австрии. Приплыли мы на пароходе. Мне было 3 года. Я рос в городе Нью-Йорк. Родители мои были русскими, мы все говорили по-русски. Мы тесно общались с русской иммиграцией, центром которой была Русская Православная Церковь. Синодальный собор находился сравнительно недалеко от нашего дома. Поэтому мы ходили туда на службу, а также в субботнюю школу на занятия по Закону Божиему. Мои родители были не очень религиозными и не ходили в церковь часто, но все равно этого для меня было достаточно, чтобы расти в русской, православной среде.

– В храм будущий отец архимандрит начал ходить с десятилетнего возраста. Позже он стал прислуживать в алтаре. На него всегда особое впечатление производило богослужение, а еще то, как духовенство относилось к людям, особенно к молодежи и к нему лично. А потому отец Иоанн уверен, что на его желание служить Церкви повлиял пример, а также молитвы, как он выразился, «нашего добрейшего духовенства», в том числе и архиепископа Иоанна Максимовича.

– Каждая встреча с владыкой приносила нам что-то новое. Я говорю – нам, потому что не только мне, но и другим прислужникам, мирянам. Особенно среди них было много женщин, которые состояли в сестричестве. Женщины больше его почитали. Мужчин было не так много в этой группе. Исповедь у владыки была особой. Он никогда не торопился, любил осенить крестным знамением, что-то сказать поучительное. Владыка мог остановиться в церкви, встать со мной перед иконой святителя Николая, положить руку на мою голову и молча молиться минут пять. Я в это время молчал. Каждый раз владыка что-то новое рассказывал. Он любил говорить о житиях святых. Было много трудностей, которые стояли перед архиерейским Синодом, но мы с владыкой об этом никогда не говорили. Но мы знали, что владыка очень переживает из-за этих трудностей и проблем.

– От наблюдательных детских глаз не могло укрыться то, что отличало владыку Иоанна от других. Вот что пишет об этих отличиях протоиерей Андрей Ткачев: «В тропаре святителю говорится, что он был от Бога освящен священнодействием Пречистых Таин. Почему? Потому что служил часто, почти ежедневно, независимо от того, много или мало людей было в храме. Любил служить как простой священник и потреблять Святые Дары после службы. Потреблял долго и в это время молился над Кровью Иисусовой. Один Бог знает жар тех молитв. Он долго не выходил из алтаря, мог еще читать Евангелие, молиться по четкам, а покидая святилище, мог со вздохом сказать: «Как не хочется уходить из храма». Те, кто находился рядом, не могли не замечать этих особенностей. Замечал их и наш собеседник. Быть может, поэтому ему так не хотелось расставаться с владыкой, а быть рядом хотя бы в те дни, когда тот прилетал в Нью-Йорк.

– Я любил встречать и провожать владыку. Встречал я его сам, а провожали 15 – 20 человек. Однажды мы стояли в Синодальном соборе на лестнице. Владыка остановился, я к нему подхожу и говорю: «Когда же Вы полетите? Я хочу с Вами поехать, проводить Вас». А он говорит: «Сейчас если я и полечу, то только с лестницы». Владыка любил немножко пошутить. Он однажды спросил меня, почему я не пришел раньше. Я говорю: «Владыка, мама меня послала постричь волосы». А он говорит: «Я тебя сам мог бы постричь».

– Пострижение отца Иоанна в монашество произошло намного позже. Но несомненно, что влияние на этот выбор оказал в свое время и святитель Иоанн, человек не просто благочестивый, но добрый, трезвый и остроумный. Никогда наш гость не замечал в нем того, о чем нередко упоминают в жизнеописаниях владыки, что он был не то странноватым, не то юродивым, а некоторые называли его даже «Иоанном босым».

– Владыка не юродствовал. Его некоторые считали юродивым, потому что он неуклюже двигался или косноязычно говорил. Обычно он пользовался сандалиями, а под ними носков не носил. Были у него еще закрытые ботинки. Он их надевал в холодную погоду. Я видел, что он снимал эти ботинки, когда находился у себя в келье (у него были больные ноги). Он снимал их, чтобы ноги отдохнули в прохладе. Я его в алтаре никогда не видел босым, не видел ни на улице, ни в Синодальном соборе босым. И когда говорят, что владыка служил босым и заставлял своих священников так же служить, не представляю, что это может быть правдой.

– Каждый из нас, вспоминая о близком и дорогом сердцу человеке, обычно рассказывает самые памятные, самые яркие эпизоды из его жизни, чтобы удостоверить слушателей в том, что человек этот дорог нам не просто так. Вот и отец Иоанн говорил не только о вещах приятных и радостных. Он старался нарисовать духовный портрет святителя ярким, точным и реалистичным.

– Много эпизодов есть в памяти. К концу жизни владыки в русской колонии в Сан-Франциско было много трудностей в связи с постройкой собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Владыка был инициатором постройки. Место было выбрано не на возвышенности. Некоторые говорили: «Зачем строить собор в такой яме?» А владыка говорил: «А я буду в этой яме лежать». Потом его похоронили в склепе, который был под собором. Я думаю, что трудности, которые владыка испытал в течение этих последних лет жизни, были показателем его терпения, смирения и того, что, несмотря ни на что, он продолжал это святое дело. Один из архиереев приходил к нему и говорил: «Я так переживаю из-за всех этих трудностей. Люди бывают очень злыми. Я не могу молиться». А владыка Иоанн говорил: «А я могу». Так что, несмотря на все эти трудности, владыка Иоанн продолжал свое святое дело и всегда пребывал в молитве.

– И вновь обратимся к размышлениям отца Андрея Ткачева о подвигах святителя Иоанна. Он писал, что так, как молился владыка, способны молиться лишь единицы. В своих монашеских трудах он подражал земляку Мелетию Харьковскому, который проводил ночи стоя на молитве, а спал только сидя на стульчике. В наш расслабленный век, в нашу эпоху влюбленности в телесный покой и удобство такие труды кажутся просто невозможными. Но они были, тому есть свидетели. Митрополит Антоний (Храповицкий) поражался подвижническому духу тогда еще иеромонаха Иоанна и называл его Ангелом во плоти. А когда епископа Николая (Велимировича) спрашивали, есть ли сегодня святые, подобные древним, он указывал вопрошающим на Иоанна Максимовича. Первой любовью будущего подвижника были жития святых. Он читал их всю жизнь и знал так хорошо, словно жил в их обществе. Кроме того, с момента монашеского пострижения он не расставался с Библией. За внимательным чтением Священного Писания святителя можно было застать всегда, когда он находился в келье. Он старался прочитывать или прослушивать весь круг ежедневных служб, где бы ни находился, в самолете или автомобиле. В три часа пополудни он открывал дорожный Часослов и читал 9-й час. О нем можно сказать то, что в посмертных воспоминаниях и похвалах многие говорили об отце Иоанне Кронштадтском. Он жил в Церкви, то есть не захаживал, не работал в Церкви, не жил за счет Церкви, не уважал Церковь издалека – нет, он стремился жить Церковью ежесекундно и стал от нее неотделим. В чем это проявлялось? Во многом.

– Он выстроил прекрасный собор. Он соблюдал своих священников в рамках благочестивой дисциплины. Он показывал своим примером, каким нужно быть осторожным и благоговейным с Причастием, со всеми предметами, которые находятся в алтаре. Он не только построил собор, но прославился как святой. Те чудеса и исцеления, которые он сотворил, очень многочисленны.

Владыку почитали очень многие. Я думаю, что его прославление произошло раньше, потому что народ этого просил, народ чувствовал, знал, что владыка святой. Люди видели эти исцеления, эти чудеса, и их так много было, что нельзя было отказать им в том, что они просили прославить святителя Иоанна. Просили хотя бы местно прославить. Но так много людей из разных стран почитали владыку как святого, что началось исследование, которое положено для того, чтобы прославить человека. И наконец пришло время, когда архиерейский Синод решил его прославить вопреки тем, которые были против этого. Один архиерей, который присутствовал на службе, потому что ему было неудобно не присутствовать, не подошел к раке с мощами. Это, конечно, все заметили, так что нельзя сказать, что было легко добиться прославления. Но архиерейский Синод это сделал. Владыку прославили. В свое время епископы Зарубежной Церкви разделились на две части: на тех, которые почитали владыку Иоанна, и на тех, которые не почитали. Когда пришло время, чтобы выбрать нового митрополита, потому что владыка Анастасий ушел на покой, было две группы архиереев. И это не секрет. Одна группа хотела владыку Никона сделать митрополитом Зарубежной Церкви, а другая – владыку Иоанна. Но для того чтобы не было раскола, владыка Иоанн пришел к владыке Никону и предложил ему снять свою кандидатуру, и он снял. Владыка Иоанн предложил выбрать младшего по архиерейской хиротонии епископа Филарета митрополитом Зарубежной Церкви, только чтобы не было раскола.

– В житии святого мы читаем: владыка Иоанн предвидел свою кончину. 2 июля 1966 года этот великий праведник отошел ко Господу. И скорбь от этой утраты переполнила сердца многих людей во всем мире. Так, один голландский православный священник написал: «У меня нет и больше не будет духовного отца, который звонил бы мне в полночь с другого континента и говорил: «Иди теперь спать. То, о чем ты молишься, – получишь». А всего через 18 лет после его кончины 2 июля 1994 года Русская Православная Церковь Зарубежом прославила святителя Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна Максимовича в лике святых. Произошло это в канун празднования дня памяти всех святых, в земле Российской просиявших. А в год, когда Святая Русь праздновала 1020-летие Крещения, Архиерейский Собор вновь единой Русской Православной Церкви установил общецерковное почитание святителя Иоанна.

– Гроб владыки Иоанна открыли за несколько месяцев до прославления, нашли его мощи нетленными, переоблачили его. Отец Георгий Куртов сделал прекрасный резной гроб, в который положили владыку. Его руки были видны, они были нетленными. Есть и фотографии в некоторых книгах открытия гроба и перенесения мощей из старого гроба в новый, переоблачения. Есть где посмотреть.

– В начале сегодняшнего урока мы приводили цитаты святителя Иоанна Златоуста, Игнатия Брянчанинова о том, почему нам важно почитать святых и что нам дает знакомство с ними, потому что через это у нас появляется возможность подражать им, а значит и освящать свою жизнь. Хотя некоторым святым мы подражать не сможем ни в чем по причине необычайной высоты их подвига. Вновь обратимся к статье отца Андрея Ткачева, в которой он пишет: «Подражать святителю Иоанну трудно, чаще всего вряд ли возможно. Можно дернуться, начать, но затем устанешь, замедлишь ход и скатишься ниже той точки, с которой начал движение». Что же делать? Всем нельзя быть не только Моцартом, всем нельзя даже Моцарта играть. Дай Бог хотя бы слушать его музыку, что для многих уже высота недосягаемая. Вот так же и в подвижничестве. Однако знакомиться с жизнью подвижников стоит не только ради подражания. Есть в этом занятии и другие радостные плоды. Например, такая мысль: Церковь жива! Разменявшая третье тысячелетие своей земной истории, Церковь, рождающая таких светильников, жива... Нам есть откуда черпать мудрость. У нас есть источники, в которых можно омыться и очиститься. Мы можем быть светлы и сильны, терпеливы и радостны каждый в свою меру и пить мудрость и черпать силу можем из тех же источников, что и приснопамятный владыка, – из Божественной литургии, из Писания и Предания, из преданности Церкви странствующей и общения с Церковью торжествующей.

– Я очень тронут, что многие пришли на выставку, на службы и почтили владыку Иоанна. Я, конечно, не достоин, чтобы ко мне кто-то подходил поговорить о владыке Иоанне, но в то же время я очень тронут тем, что столько людей почитают владыку Иоанна. Это удивительно. И раз люди в Екатеринбурге говорили о владыке так уважительно, так почтительно, то я думаю, что открывается новая страничка духовной жизни для каждого, который ознакомится с житием святителя Иоанна, попросит его ходатайства, его молитвы перед Богом и получит то, что он должен получить для своего духовного роста.

 

Автор программы: Ольга Баталова
Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать