У книжной полки. Протоиерей Константин Буфеев. Животные рядом со святыми

13 июня 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Изначально весь мир был создан Богом для человека. Предназначение человека указано в Священном Писании: Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом (Пс. 2,11). Предназначение же всякой твари состоит в служении человеку. Об этом мы также читаем в Священном Писании: Бог создал человека как царя над всем животным миром - чтобы он владычествовал над рыбами морскими, над птицами небесными и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт. 1,26). Множество подтверждений этому содержится в Библии и в Житиях Святых. Подборка этих свидетельств послужила источником для составления книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве Миссионерско-Просветительского Центра «Шестоднев» и называется – «Животные рядом со Святыми».

***

Эта книга составлена трудами сотрудников Миссионерско-просветительского Центра «Шестодневъ», образованного в 2000 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Центр создан для распространения святоотеческого учения о сотворении мира, жизни и человека. На страницах данного издания представлены свидетельства об особом благодатном поведении животных, находящихся в близком общении со Святыми. Все примеры взяты из Священного Писания Ветхого и Нового Завета, а также из житийных описаний святых угодников Божиих. В книге приведено множество случаев чудесного сверхъестественного проявления силы Божией, действующей на диких зверей по молитвам Святых. Алфавитный указатель книги включает около 300 имен различных Святых, многие из которых упоминаются в книге неоднократно.

В предисловии книги архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин) отмечает, что «тот, кто любит Бога, не может не любить и сотворенный Им окружающий нас мир. Святые всегда с любовью и состраданием относились к птицам и животным и находили с их стороны благодарность. Если бы не было вокруг нас этого чудного растительного и животного мира, то человек чувствовал бы себя страшно одиноким и несчастным. Эта неполнота жизни особенно ощущается в крупных мегаполисах, где люди практически лишены общения с природой. Во многом поэтому наши современники грубеют и дичают, замыкаются в себе и теряют чувство сострадания к своим ближним». Да и что мы знаем о животном мире? Из различных программ по большей мере видим жестокий нрав дикой природы, закон джунглей. А нередко и сами люди жестоко обращаются с «братьями нашими меньшими». Но, как отмечает автор-составитель книги, протоиерей Константин Буфеев, «иное отношение к природе - ко всему Божьему творению и к каждой его великой или малой части находим в Священном Писании и в Житиях Святых угодников Божиих». Об этом и говорит на страницах этой книги.

Так, в первой главе автор рассказывает о животных, которые в Ветхом Завете были предназначены для жертвоприношения. До грехопадения не было смерти, и Адам в Эдемском саду животных не приносил в жертву. Жертвоприношения начались на земле сразу после потери райского состояния, и в эпоху Ветхого Завета они прообразовали собой кроткого и смиренного Христа – Агнца, Первенца, Спасителя мира. Самое последнее храмовое жертвоприношение, упоминаемое в Священном Писании, по словам автора, было совершено за 40-дневного Богомладенца. Этот обычай отменил Сам Иисус Христос. После Жертвы Сына Человеческого уже не могла иметь никакого искупительного значения жертва бессловесных тварей, и потеряло всякий смысл любое жертвоприношение скотов и птиц. Искупление Христом падшей природы Адама восстановило отношения между человеком и животными, о чем в большей степени свидетельствуют жития святых.

«Дух Божий, - наставляет преподобный Силуан Афонский, - учит душу любить все живое так, что и зеленеющего листа на дереве она не хочет повредить, и цветка полевого не хочет потоптать...» Святой пишет: «Один раз без нужды я убил муху... и трое суток плакал за свою жестокость к твари». Таким образом, рассказывая о себе, святые учат нас бережному отношению к природе. Так говорит нам и Священное Писание: «Блажен, кто и скотов милует». Вот и во 2-й главе этой книги приведены примеры заботливого отношения Святых к животным, когда благочестивые подвижники живут в соседстве с дикими зверями, кормят, спасают и лечат их. Святые, исполненные любовью к Богу и ко всему Его творению, восстанавливают вокруг себя потерянный Адамом Рай и вносят благодатное преображение в мир. Многие христианские подвижники, ведя уединенную аскетическую жизнь, делились своей скудной пищею с дикими зверями.

Свидетельства об этом встречаются во многих святоотеческих источниках, в частности – в Лествице прп. Иоанна, игумена горы Синайской. Вот, например, история, взятая из книги Иоанна Мосха - «Луг духовный»: «В местности Сапсас жил старец, достигший столь великого духовного совершенства, что без трепета встречал львов, приходивших к нему в пещеру, и кормил их на своих коленях. Столь великой Божественной благодати исполнен был человек Божий». Так своей пищей делились с животными и птицами прп. Сергий Радонежский, прп. Серафим Саровский, прп. Герман Аляскинский и многие-многие другие. Мало того, в присутствии Святых «хищные звери не требовали мясной пищи, но довольствовались монашеской трапезой – хлебом и овощами», - т.е. также соблюдали пост.  

В первозданном райском мире звери были абсолютно послушны человеку. Адам как царь был поставлен Богом повелителем всей твари. После грехопадения связь между потерявшим свое царское достоинство властелином и одичавшими подданными оказалась разрушенной. Сегодня большинство животных, птиц и других созданий не способны оказывать прямое послушание повелениям человека. Поэтому послушание животных Святым, как отмечает автор, без всякого сомнения, имеет благодатную природу. Об этом в житии преподобного Флорентия написано так: «Сам Бог вразумил того зверя, коего отдал в подчинение угоднику Своему, и научил его понимать приказание старца и исполнять его волю». А мученик Вит, укротивший лютого льва, так объяснил царю-мучителю свои действия: «Всё делает сила Христа, Бога моего; огонь и зверь, как создания Божии, повинуются воле Создателя своего, а не мне, и почитают Творца своего, тебе же причиняют великий стыд: ибо огонь, будучи бездушной тва­рью, и зверь, будучи бессловесным созданием, знают создавшего их Бога». Примерами дивного послушания животных Святым украшены многие жития угодников Божиих, и некоторые из них собраны в третьей главе.

А в четвертой главе автор-составитель рассказывает об ответном почтительном и благоговейном отношении животных к человеку и приводит этому соответствующие примеры. Знакомясь с ними, читатели узнают, как «дикие звери служат Святым, заботятся о них, питают их, помогают в их трудах, защищают их и даже «работают» у них пастухами. И не только при жизни Святых проявлялась эта забота, но и после их преставления дикие звери воздавали честь угодникам Божиим. И, как считает отец Константин, - это закон. Только закон не из области естествознания, но из области «духовной науки» - аскетики. Все это обеспечивается и действует благодатной силой Божией и определяется Его Промыслом. Об этом свидетельствуют и следующие пять глав этой книги, с которыми вам еще предстоит познакомиться.

Как считает отец Алипий, данный сборник поможет читателям «вспомнить о «братьях наших меньших», которые часто нужда­ются в нашем внимании и заботе, и в которых мы также нуждаемся, чтобы оставаться людьми. Ведь неслучайно Бог, поместив человека в райском саду, привел к нему животных и подчинил ему всю неразумную природу». Наше отношение к животным - показатель состояния на­шей души. Конечно, все должно быть разумно. Бывает, что некоторые больше любят своих собак или кошек, чем окру­жающих их людей. Это уже против заповеди Божией: «Воз­люби Господа Бога Твоего всею душою и всею крепостью твоею и ближнего твоего как самого себя». Нельзя обижать живот­ных, нужно заботиться о них, но нельзя и страстно привязываться к ним и забывать о «едином на потребу».

***

Настоящая книга посвящена свидетельствам о влиянии Бо­жьей благодати на животных, оказавшихся в непосредственной близости от Святых. Все события и факты, приведенные в книге, сколь бы невероятными и необычными не представлялись современному читателю, по словам протоиерея Константина Буфеева, воспринимаются в Православном Церковном Предании как реальные, а не аллегорические эпизоды. Чудесный характер описанных событий свидетельствует не об их «выдуманности», а о благодатном воздействии Бога на творение, происходящем по молитвам Святых. Эпизоды, описанные в этой книге, приоткрывают читателям недоступную нам в повседневной жизни природу отношений Адама первозданного с животными, населявшим Райский сад прежде грехопадения наших праотцев. Эта мысль отражена во многих Житиях Святых.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать