У книжной полки. Жития святых славных и всехвальных апостолов

13 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

После Крещения от Иоанна в реке Иордан Господь Иисус Христос начал проповедовать Свое Божественное учение, творя бесчисленные чудеса и исцеляя всякие болезни (см.: Мф. 4, 23). Множество народа из всей страны Иудейской стало стекаться слушать Его дивное учение и просить исцеления своих недугов (см.: Лк. 6, 17–18). Эти слушатели большею частью скоро оставляли Небесного Учителя и возвращались к своим житейским занятиям. Между тем Христу предстояло выступить открыто и решительно на Свое славное служение роду человеческому, и Ему угодно было из числа учеников отделить несколько избранных, достойнейших. Это были первые апостолы, знавшие и видевшие Иисуса воочию. Но кроме 12 учеников Христовых, были еще 70 апостолов, и таких святых, кто подвизался на ниве евангельской, просветив светом христианского учения различные страны. О многих из них рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет издательстве Сибирская Благозвонница и называется - «Жития святых славных и всехвальных апостолов».

***  

Эта книга знакомит православных читателей с жизнью и трудами святых благовестников Христовых. На ее страницах впервые собраны по возможности подробные и полные сведения обо всех потрудившихся в деле проповеди евангельской: это и ближайшие ученики Спасителя - двенадцать апостолов, и апостолы от 70, а также святые равноапостольные мужи и жены - как первых веков христианства, так и живших в последующие времена. (Включая просветителей славян святых Кирилла и Мефодия, крестителя Руси святого Владимира и равноапостольную княгиню Ольгу). Не вдаваясь в научные изыскания, книга сообщает достоверные сведения, почерпнутые из Слова Божия и церковного предания. В тексте воспроизведены литографические изображения из оригинального издания 1907 года.

Велики подвиги св. апостолов, трудившихся для распространения веры Христовой. Велика их заслуга для всего мира, чрез них озаренного спасительным светом Евангелия. В самое короткое время благовестие св. апостолов прошло от края до края всю вселенную и покорило ее Христу. Из Евангелия мы знаем их имена: Симон Петр и брат его Андрей, именуемый Первозванным, Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея, Филипп и Варфоломей, Матфей и Фома, Иаков Алфеев и Симон Зилот, Иуда Иаковлев и Иуда Искариот, который потом предал Христа. Как отмечает автор-составитель, «все это были большею частью люди простые, малообразованные, бедные галилейские рыбаки. Господь избрал их как доказавших свою любовь и привязанность к Нему, доверчивых, как детей, не зараженных мечтами ложного просвещения.

Себе Самому Он предоставил их образование и учил их не только словом, но и делом, одних и пред народом, в доме и на пути, на суше и на море. Им Господь открывал тайны Царствия Своего, нередко отдельно от народа изъяснял Свое учение. Он постепенно изглаждал их предрассудки, принесенные из иудейского учения, умерял в них сердечные движения и приводил их в согласие с их обязанностями. Господь очищал и просвещал их ум и сердце, приготовляя их к полнейшему излиянию в них Духа истины и освящения. Они постоянно были при Нем, повсюду сопровождали Его, были всегдашними Его спутниками и собеседниками, слушали Его учение, были свидетелями Его жизни и деятельности, Его чудес, Его страданий, смерти, воскресения и вознесения на небо, и сами потом свидетельствовали о том, что видели, слышали, осязали.

Сначала они были в отношении к Господу как ученики; в конце Своего земного поприща Он уже назвал их друзьями, как такими, от которых Он ничего не скрывал; наконец, по воскресении Своем наименовал их братьями, как самыми близкими к Себе существами. По роду служения своего они Самим Господом наименованы были апостолами, т. е. посланниками. Двукратно Христос Спаситель посылал их на проповедь. Сначала, дав им власть творить чудеса, послал их по двое пред лицом Своим только к погибшим овцам дома Израилева. Потом, после смерти и славного воскресения, послал их проповедовать Евангелие всей твари, научить все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Число 12 апостолов, нарушенное отпадением Иуды, вскоре по вознесении Христа восполнено было избранием по жребию Матфия. А по сошествии уже Святого Духа, по непосредственному призванию Христа и озарению Духа Святого, к лику 12 апостолов был присоединен Павел, великий апостол язычников. Об этих проповедниках слова Божия рассказывает первая часть книги.

После избрания двенадцати апостолов Иисус Христос избрал еще семьдесят меньших апостолов для благовестия Христова. Их имена автор перечисляет в начале второй части издания, где и рассказывает о них. Избрав 70 благовестников, Спаситель разослал их пред Собою по двое в каждый город и в каждое местечко, куда Сам хотел идти, и при этом заповедал им: «Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою». Но, как отмечает составитель, есть сведения, что лик меньших апостолов Христовых состоял не из семидесяти, а из семидесяти двух человек. К их числу причисляют еще Дионисия Ареопагита и Симеона святого, именуемого Нигером. Так или иначе, по мнению издателей, православного христианина не должно смущать размышление о том, было ли семьдесят или семьдесят два апостола, потому что все святые, входящие в состав этого Собора, достойны имени апостола Христова и должны быть чествуемы именно как апостолы, как непосредственные ученики и ближайшие сотрудники двенадцати апостолов в деле благовестия Христова и создания Вселенской Церкви.

Кроме двенадцати и семидесяти апостолов Христовых было еще много святых, подвизавшихся на ниве евангельской, просветивших светом учения Христова различные страны, которые поэтому должны быть почитаемы, как святые апостолы. Уже из свидетельства апостола Павла видно, что их было гораздо более семидесяти. В Послании к Коринфянам он говорит, что Иисус Христос по Воскресении Своем явился Кифе, потом двенадцати, потом более нежели пятистам братии в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые почили. В Послании к Филиппийцам апостол упоминает, что у него много сотрудников, подвизавшихся вместе с ним в благовествовании Христовом, имена которых написаны в Книге Жизни. К числу таковых святых, много трудившихся в благовествовании Христовом в первые времена Церкви вместе с апостолами и, подобно им, просветивших святой верой различные страны, относятся и святые жены, проповедовавшие Евангелие, во главе которых стоит Сама Пресвятая Богоматерь.

Во времена послеапостольские также многие святые мужи и жены усердно подвизались в благовествовании и распространении имени Христа в различных странах между народами, претерпевая жестокие лишения и гонения, принимая с радостью многие скорби и страдания. Память этих святых мужей и жен, посвятивших всю свою жизнь высочайшему на земле делу благовествования Христова, Святая Церковь почитает наравне со святыми апостолами, именуя их равноапостольными. Имена этих святых равноапостольных мужей и жен, написаны на небесах, или, как говорит святой апостол Павел, – в Книге Жизни, и Господь за их евангельские труды даст каждому из них венец правды. Но для мира и Святой Церкви на земле многие имена остались неизвестны.

В третьем разделе книги вниманию читателя предлагается описание жизни и подвигов, наиболее выдающихся из святых равноапостольных мужей и жен и наиболее почитаемых Святой Церковью – как времен апостольских, так и послеапостольских. Об одних из них есть упоминание в новозаветных писаниях, о других свидетельствуют святые отцы в своих творениях и говорит всеобщее Предание Церкви как об апостолах Христовых. Конечно, и после них, другие поколения учеников Христовых продолжат труд благовестия на все века человеческой истории. Они также будут возвещать о том, чему станут очевидцами, то есть свидетелями той силы и жизни Воскресшего Христа, к чему они прикоснутся в своем духовном опыте. Но память о первых апостолах не исчезнет, и станет путеводной звездой для новых учеников Христовых.

***

Наша Церковь называется Апостольской, так как основана Христом, а распространена Апостолами и их преемниками. Но каждый из тех, кто следует за Христом, пусть он даже не имеет дара общественной проповеди, призван проповедовать своей жизнью, любовью, делами и идущими от сердца словами. Если бы Церковь перестала совершать Свое апостольство в мире, она перестала бы быть живой, а превратилась бы в музей древностей. Но Церковь, несмотря на испытания и кровавые гонения в течение многих поколений, жива и совершает свое апостольское служение в нашем мире. О чем свидетельствует и эта книга.

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать