Аудио |
|
Скачать .mp3 |
На следующий день после праздника Рождества Пресвятой Богородицы мы чтим память святых праведных Богоотец Иоакима и Анны. Как говорит архимандрит Иоанн Крестьянкин, «еще продолжая праздновать Рождество Богоотроковицы, Святая Церковь предлагает нам воздать благодарственную молитвенную память тем, кому мы обязаны появлением Ее в мире. Это родители Пресвятой, Пречистой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы — Иоаким и Анна! Кто они? как жили? как сохраняли непоколебимой веру свою и надежду на Бога в то время, когда уже наметился упадок ее в израильском народе?» Об этом для самых маленьких наших читателей рассказывает книга, которую мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Никея и называется – «Житие святых праведных Иоакима и Анны в пересказе для детей».
***
Мы продолжаем знакомить вас с книжной серией издательства Никея, в которой собраны жития святых, талантливо изложенные современными писателями для детей. Как отмечают издатели, все книги серии созданы для семейного или самостоятельного детского чтения. На страницах книг собраны жития христианских подвижников, дающие живые примеры для подражания. Ярко показан характер каждого святого, трудности и испытания в его жизни или собственные слабости, которые святой преодолел. Каждый ребенок найдет в этой серии близкого для себя святого. Кроме того, красиво оформленные книги в твердой обложке с оригинальными авторскими рисунками могут стать прекрасным подарком ребенку на именины.
Автор этой книги - Мария Максимова - родилась в Москве в 1960 году, училась в Российском государственном гуманитарном университете, который закончила с дипломом историка-архивиста. Второе высшее образование Мария получила в Литературном институте. Её стихи публиковались в журналах «Юность», «Волга», «Крещатик», в антологии «Самиздат века». У Марии Максимовой вышло несколько книг, в числе которых житийные повествования, выпущенные издательством «Никея» в серии «Жития святых в пересказе для детей». Это книги о святой блаженной Матроне Московской, равноапостольной царице Елене, преподобном Амвросии Оптинском, великомученике Дмитрии Солунском, и Царской Семье. И вот еще одно издание - о праведных Иоакиме и Анне.
Свой рассказ Мария Максимова предваряет такими словами: «Что такое терпение? Мы то и дело слышим: «Потерпи немного! Подожди!» А как потерпеть и подождать, ведь нам хочется всего и сразу! И мы частенько «сгораем от нетерпения». А бывает и так: мы молимся Богу и просим об исполнении какого-нибудь благого желания, а оно всё никак не исполняется. Тогда мы начинаем думать, или даже нам так говорят, что это наказание за грехи. И мы впадаем в уныние или отчаяние, теряем надежду, начинаем даже роптать на Бога... А всё потому, что не можем потерпеть... А между тем Господь слышит все наши молитвы, видит все наши скорби, знает все наши нужды. Медлит же с исполнением наших просьб потому, что не пришло ещё время или нам будет вредно то, о чём мы просим. Мы не знаем Промысла Божия о нас, а Господь знает, что и когда лучше для нас сделать». И примером тому служит жизнь праведных Иоакима и Анны: вот кто умел терпеть, любить и надеяться на Бога.
Как повествует далее автор, святые Иоаким и Анна очень любили друг друга — нежно и преданно. Но более всего любили они Бога, и вера эта была для них главным смыслом жизни, наполняла их души светом и добротой. Они не кичились своим происхождением и достатком, не ставили себя выше других, жалели больных и бедных людей и помогали им, чем могли. И были рады, что могут делать добро. Одна беда — у них не было детей до глубокой старости, и всю жизнь они скорбели об этом. Время шло, и вот уже седина начала появляться в прекрасных черных волосах Анны и в бороде Иоакима». Однако они «понимали, что если их сокровенное желание родить детей не исполняется, то есть в этом высший, неведомый им смысл. Они принимали свою судьбу такой, какова она есть, не роптали и не обижались на Бога.
Им приходилось переносить презрение и насмешки, потому что в те времена каждый иудей надеялся через своё потомство быть участником в царстве Мессии. Поэтому каждый иудей, не имеющий детей, был в презрении у других, бездетность считалась великим наказанием Божиим за грехи. «Как же так? — рассуждали соседи. — Вот живут они в браке пятьдесят лет, а детей не имеют. Не иначе как в чём-то страшном провинились они перед Господом и скрывают какую-то ужасную тайну». Бывало, шел Иоаким по улице, а за спиной слышал шёпот осуждения. Сердце его сжималось от боли, и возвращался он домой печальным. Ему было особенно тяжело, как потомку царя Давида, потому что из его рода должен был родиться Христос Спаситель.
Но, как известно, Господь не оставляет тех, кто так был предан Ему! И Он дал благочестивым супругам Дитя, о Котором они молились столько лет. У Иоакима и Анны родилась Дочь, Которая потом стала Матерью Спасителя мира, Иисуса Христа. Новорождённой девочке было дано имя, указанное ангелом Божиим, — Мария, что по-еврейски значит «госпожа», «высокая», «превосходящая», «надежда»... Подробнее об этом событии наши юные читатели прочитают сами на страницах этой книги. Ну а мы добавим, что недолго после рождения Дочери прожили престарелые Ее родители. Исполняя данный Богу обет, они трехлетнюю Марию ввели в храм Божий. «Прошло несколько лет, и восьмидесятилетний Иоаким отошёл ко Господу. Анна, оставшись вдовою, покинула Назарет, пришла в Иерусалим и поселилась около своей Пресвятой Дочери при храме. Прожив в Иерусалиме два года, она спокойно умерла, когда ей было семьдесят девять лет. Иоаким и Анна похоронены неподалёку от Иерусалима, в Гефсиманском саду, под Елеонской горой».
Завершая свой рассказ, автор отмечает: «Святые Иоаким и Анна не совершали чудес, не понесли мученических подвигов. Они несли иные скорби — скорбь бесплодного одиночества, и терпеливую надежду на Бога, которую они сохранили до старости. Терпением и надеждой стяжали праведные Иоаким и Анна своё сокровище в земной жизни. Терпение и надежда увенчались радостью Рождества Девы Марии и стали залогом вечной радости в Боге. И нам заповедует Христос Спаситель: терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21: 19)».
***
По словам архимандрита Иоанна Крестьянкина, «в старину того почитали несчастным, кто знает все, но не знает Бога. И того считали блаженным, кто знает Бога, хотя бы и не знал ничего другого». В современном мире очень многие забыли о Боге, и больше думают о том, как дать своим детям самое лучшее: одеть, обуть, накормить, выучить, не только читать и писать, но сделать из своего ребенка гения. Конечно, еда, одежда и образование нам необходимо, но нельзя, чтобы родительская забота ограничивалась только земными стремлениями, забывая о душе, забывая о Боге. Об этом напоминают нам и жития святых, которые дают нам прекрасные примеры благочестивой и добродетельной жизни в Боге. Познакомиться с некоторыми из них можно с помощью детских книг, выпускаемых издательством Никея в серии «Жития святых в пересказе для детей».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!