У книжной полки. Протоиерей Владимир Гофман. "Всё мне позволительно, но...". Ответы священника на вопросы прихожан

25 февраля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

В духовной жизни современного христианина далеко не все так очевидно, как, может быть, хотелось бы. Часто возникают вопросы, которые могут приводить верующих в недоумение и даже ставить в тупик. Протоиерей Владимир Гофман, клирик нижегородского храма во имя Всемилостивейшего Спаса, в течение многих лет помогает прихожанам разобраться в духовных проблемах, встающих перед ними. Ответы священника на животрепещущие вопросы верующих, данные им в различных печатных СМИ, на радио и телевидении, собраны книге, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Данилова мужского монастыря и называется – «Всё мне позволительно, но... Ответы священника на вопросы прихожан».

***

Вопросы, вопросы, вопросы. Бесконечные вопросы и поиск ответов на них. Это касается как бытовой жизни человека, так и духовной. Но что же волнует современных людей, которые задумались о своей жизни и пришли в Церковь, к Богу? Если мы откроем эту книгу, мы найдем там, к примеру, следующие вопросы: Может ли смертный человек увидеть Бога? Была ли Пасха до Христа? Почему мы должны благодарить Бога даже за несчастья и беды? Насколько важна обрядовая сторона церковной жизни, если человек является глубоко верующим? Так ли обязательно читать полностью утреннее и вечернее молитвенное правило? Как стяжать дар молитвы и его не потерять? Что такое духовное здравие – это некий недостижимый идеал? В каких условиях человеку проще достичь святости – в семье или монастыре?

И еще много-много других вопросов. Рассмотрим ответы лишь на некоторые из них. Каждый раздел книги посвящен определенной теме, и в первом из них автор говорит "О Боге". К примеру, отвечает на такой вопрос: "Может ли смертный человек увидеть Бога?" По словам автора, человек не может видеть Бога, и подтверждает это словами из Священного Писания. «И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33; 20). Но, как отмечает автор, присутствие в мире Божества мы можем видеть в Его действиях. Нужно ли человеку видеть Божество? Не случайно Спаситель говорит апостолу Фоме: «...блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20; 29). И в то же время Его заповедь гласит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». (Мф. 5; 8). Вот, оказывается, что нужно для того, чтобы увидеть Бога в этой или в грядущей жизни - иметь чистое сердце.

Следующий собеседник отца Владимира обращается к нему с таким вопросом: "Господь Сам знает, что нам полезно. Так почему же мы все время просим Его о здоровье, счастье, о благополучии детей? Может быть, поэтому Он нас частенько и не слышит?" «Господь нас слышит всегда, - отвечает священник. - И действительно, знает, что нам полезно. Но, как говорили святые отцы: «Бог спасает нас не без нас», то есть мы призваны участвовать в своем спасении, а для этого мы и обращаемся к Богу со своими просьбами, надеждами. Он же ждет от нас соработничества, только и всего. Нам кажется порой, что Господь нас не слышит, но это не так. Его молчание означает, что мы просим не то, что нам полезно, воля Бога и воля человека на этот раз не совпали. Мы всю жизнь учимся распознавать Его волю о нас и выстраивать свою волю в соответствии с волей Всевышнего».

Как отмечает другой вопрошающий, в Священном Писании говорится, что каждый должен будет дать отчет Богу на Страшном Суде о том, как он использовал полученные им от Бога дарования благодатные, а также естественные, и что доброго приобрел с помощью их. Но какой же может быть «отчет», если без Божией воли и волос с головы человека не упадет?" На такой вопрос автор отвечает: «Бог есть любовь», - говорит апостол Иоанн (1 Ин. 4; 16). И потому воля Божия всегда направлена на благо человека. Но миропорядок, установленный Творцом, таков, что человек, как и Ангелы, сотворен свободным и Сам Бог никогда не отнимает у человека свободы, позволяя ему пользоваться этим даром по своему усмотрению.

«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти» (Гал. 5; 13), - увещевает апостол Павел. По милосердию же Своему Господь дал человеку заповеди, указал путь, по которому тот может идти, чтобы достичь блага. «Такова есть воля Божия, - говорит апостол Петр, - чтобы мы делали добро, как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла» (см.: 1 Пет. 2; 15-16). К сожалению, - отмечает автор, - человек распоряжается своей свободой именно для прикрытия зла - что хочу, то творю. И таланты, данные Богом, использует вовсе не ко благу. Господь терпит это, вразумляет грешника, ждет от него обращения к добру. Но свободы не отнимает. Отчет же о том, как мы использовали великий дар свободы и другие дары (таланты, способности) - на благо ли, для спасения ли души или для достижения мнимых благ - нам непременно придется дать Богу".

Перейдем к следующему вопросу. "Нередко приходится слышать: мы все призваны стать святыми. Но ведь святость, удел немногих, избранников Божьих. Как тогда понимать эти слова?" Для ответа на этот вопрос автор прежде всего напоминает слова Самого Спасителя, Который говорит: «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию...» (Лк. 5; 32). И к святости Он призывает всех без разбора: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный...» (Мф. 5; 48). Но не все слышат Его слова, не все стремятся к совершенству. Но это уже дело личной свободы человека".

А «почему в наши дни нет подвижников благочестия, равных преподобному Серафиму Саровскому или Феодору Санаксарскому? Ведь когда они совершали свой жизненный путь и созидали обители, жить было не легче, чем теперь?» «Такие светочи христианства, говорит автор, во все века появлялись не часто. Появление их происходит по воле Божией и в то тяжелое для страны и Церкви время, когда в них, по всей видимости, особо нуждаются люди. В лице апостолов нам сказано: «Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать [вас], предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое...» (Лк. 21; 12). Всем сказано, да не все услышали. Это, с одной стороны.

С другой, может быть, подвижники благочестия есть и сейчас. О них всегда узнавали позже. Прославление в лике святых порой происходило через века после земной жизни того или иного угодника Божия. Не исключено, что спустя какое-то время Церковь назовет имена таких подвижников. Наши дни ничем не лучше и не хуже минувших. Особенно в глазах Вселюбящего Бога. Как всегда, сегодня много доброго, но много и скорбей. И кто-то должен светить во тьме. И светит».

***

Вопросы, вечные вопросы… Они возникают каждый раз, когда тот или иной человек переступает порог храма. Как сделать свои первые шаги в мир православия? В этот огромный, притягательный, но пока для кого-то еще чужой и неведомый мир? Как говорит отец Владимир, «пониманию того, что происходит в православном храме во время богослужения, помогает чтение книги «Закон Божий». Это не значит, что не нужно читать Священное Писание. Конечно же, нужно. Но для этого следует обзавестись вспомогательной литературой - толкованием текста Евангелий святыми отцами или современными богословами. И не нужно стесняться задавать вопросы священникам, - говорит протоиерей Владимир Гофман, предлагая свои ответы на вопросы прихожан.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать