Аудио |
|
Скачать .mp3 |
И вновь обращаемся мы сегодня к подвигу новомучеников и исповедников Церкви Русской. Их жизнь, наполненная страданиями и скорбями, являет нам, современным христианам, пример жертвенной любви к Богу и ближним. Их стойкое стояние за веру даже до смерти дает духовную поддержку в испытаниях, выпадающих и на нашу долю. Одним из выдающихся столпов Русской Церкви, воплотивших в своей жизни христианский идеал, стал священномученик Кирилл Казанский, принявший мученическую кончину от рук богоборцев 20 ноября 1937 года. О святом архипастыре рассказывает книга, вышедшая в свет в издательстве Сретенского монастыря. Она называется - «Во имя правды и достоинства Церкви. Житие и труды священномученика Кирилла Казанского».
***
В книге «Во имя правды и достоинства Церкви» представлены жизнеописание и труды священномученика Кирилла (Смирнова). Его светлый образ, по словам автора-составителя Александра Журавского, удивительно естественен и многогранен в своих церковных служениях. Приходской священник, миссионер, проповедник, архиерей, первый из трех названных святителем Тихоном патриарших местоблюстителей, гонимый свидетель правды. Как отмечают издатели, в данной книге впервые предпринята попытка всестороннего исследования жизни и деятельности митрополита Кирилла, особенно в контексте общественно-политических процессов начала 20 века и церковных разделений 20-30-х годов прошлого столетия.
В предисловии книги Александр Журавский пишет: «В постсоветский период развития отечественной исторической и агиографической науки деятельность многих выдающихся иерархов Русской Церкви XX века стала предметом исследования светских и церковных историков. Были изданы сборники статей, писем, поучений, богословских работ известных церковных деятелей. И только о митрополите Казанском Кирилле (Смирнове), авторитетнейшем иерархе Русской Церкви новейшего ее периода, - прославленном в 2000 г. в лике новомучеников и исповедников Церкви Русской, — долгое время не было ни одного серьезного исследования.
Между тем, как уже отмечалось, деятельность митрополита Кирилла в разные периоды его церковного служения была многообразна и плодотворна. Так, например, по словам автора-составителя, следует чрезвычайно высоко оценить влияние владыки Кирилла на распространение и укоренение Православия среди персидских сирохалдеев в период 1902—1904 годов, когда он (в сане архимандрита) являлся начальником Урмийской Духовной Миссии. Существенна роль митрополита Кирилла в подготовке и проведении канонизации святителя Питирима Тамбовского, значителен его вклад в формирование многих важнейших решений Поместного Собора 1917—1918 годов.
О достойном и самоотверженном его пастырском служении в Петербургской епархии, а затем архипастырском служении на Тамбовской кафедре единодушно отзывались представители самых разных церковно-общественных сил: от митрополита Антония (Вадковского) до митрополита Антония (Храповицкого), от провинциального сельского священника — до протопресвитера Георгия Шавельского, известного своим критическим отношением к русскому епископату; от простого прихожанина — до представителя либеральной прессы. Удивительно, но даже дореволюционная деятельность свяшенномученика Кирилла не стала предметом исторического или агиографического исследования, хотя большинство публикаций и документов были исследователям вполне доступны.
Послереволюционный период жизни и церковного служения митрополита Кирилла Казанского и вовсе оставался до недавнего времени не исследованным. Вместе с тем оставались не исследованными не только жизнь и деятельность Владыки в качестве митрополита Тифлисского, а затем Казанского, но и его взгляды на сложнейшие вопросы общественной и церковной действительности. До сих пор не вполне выявлено и влияние святителя на современных ему иерархов. Разноречивые мнения высказываются о роли владыки в церковно-исторических процессах XX века и разделениях, имевших место в 20-30-е годы.
Поставив целью изучить жизнь и деятельность митрополита Казанского и Свияжского Кирилла в контексте общественно-политических процессов этого периода, автор определил и задачи исследования: оценить миссионерское служение святителя в бытность его начальником православной Урмийской Миссии в Персии; изучить его деятельность на Гдовской и Тамбовской кафедрах в условиях российской монархии и его взгляды на важнейшие церковные и общественно-политические проблемы российской действительности начала XX века; определить вклад владыки в деятельность Поместного Собора 1917—1918 годов; выявить «тифлисский» период его служения; исследовать и проанализировать на основе архивных материалов так называемые «тайные выборы патриарха» 1926 года; определить историческую роль митрополита Кирилла в послереволюционной истории Русской Церкви и исследовать его воззрения на характер церковных разделений 1920—1930-х годов.
Чтобы избавить не искушенного в исторической науке читателя от обременительного количества ссылок, сносок и цитат, источниковедческий и библиографический материал, а также значительное число архивных документов вынесено во вторую часть книги - Приложения. Вместе с тем, не столько по объему, сколько по важности, Приложения составляют особый самостоятельный раздел данной книги. Так, именно в Приложениях приведены, как правило, не публиковавшиеся ранее материалы, такие как: переписка архимандрита Кирилла, тогда — начальника Урмийской Духовной Миссии, и митрополита Санкт-Петебургского Антония (Вадковского); материалы следственных дел 1934 и 1937 годов и другие документы.
Кроме того, в Приложениях приводятся избранные проповеди владыки Кирилла, собранные автором из дореволюционных журналов разных лет, а также не единожды публиковавшаяся, но чрезвычайно важная для понимания сути церковной дискуссии, переписка митрополита Кирилла и митрополита Сергия (Страгородского), заместителя местоблюстителя патриаршего престола. В третьей части помещены жизнеописания двух последователей митрополита Кирилла — епископа Иоасафа (Удалова) и архимандрита Александра (Уродова). Наконец, в 4 части автор посчитал необходимым поместить две свои статьи более позднего периода, развивающие тему настоящего исследования.
***
Священномученик Кирилл Казанский - один из самых выдающихся иерархов в истории Русской Православной Церкви. Этот архипастырь, наделенный Богом особой духовной силой, в эпоху неслыханных гонений являл собой образец твёрдости в исповедании веры. Он был Святитель безупречный, соединивший молитвенный подвиг с активной архипастырской деятельностью, достоинство высокого сана с истинной простотой, смирением и любовью. Несомненно, что в будущем появится много исследований, посвященных личности митрополита Кирилла, которые явят нашим современникам его светлый и святой образ.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 2 мая. Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери
Евангелие 2 мая. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое
Читаем Апостол. 2 мая 2024
День ангела. 2 мая
Этот день в истории. 2 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!