У книжной полки. Иван Шмелёв. Въезд в Париж. Рассказы

3 октября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

3 октября 1873 года родился выдающийся русский писатель - Иван Сергеевич Шмелев. Стремление к литературному творчеству пробудилось у Шмелева еще во время обучения в московской гимназии. В 1895 году, совершая свадебное путешествие на Валаам, он с супругой заехал и в Троице-Сергиеву Лавру, чтобы получить благословение известного подвижника, иеромонаха Варнавы Гефсиманского. И тогда прозорливый  старец предрек Ивану Шмелеву  предстоящий «крест» страданий, прозрел и укрепил в нем писательский дар, сказав: «Превознесешься своим талантом». Что впоследствии и произошло. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию сборник рассказов этого замечательного русского писателя. Он называется – «Въезд в Париж».

***

В этот сборник вошли избранные рассказы известного писателя, охватывающие весь период его творчества с 1895 по 1940-е гг. Написанные как в России, так и в эмиграции, они отражают в достаточной мере вехи его духовного становления. А проходило оно изначально в кругу семьи, которая, как отмечают биографы писателя, отличалась патриархальностью привычек и богомольностью. Отец Шмелева, Сергей Иванович, состоял в купечестве, был известным в Москве подрядчиком, хозяином большой плотничьей артели и владельцем бань. Он был также церковным старостой, щедрым благотворителем и заботился о простых людях.

Множество трудового народа видел Ваня во дворе их дома, а нередко и в самом доме. Он слышал их песни, прибаутки, поговорки, сказки и разнообразно-богатый язык. «Слов было много на нашем дворе – всяких, - вспоминал Шмелев в своей автобиографии. - Это была первая прочитанная мною книга - книга живого, бойкого и красочного слова. Здесь, во дворе, я увидел народ. … Здесь я слушал летними вечерами, после работы, рассказы о деревне, сказки  и  ждал  балагурство. …Здесь я впервые почувствовал тоску русской  души в песне, которую пел рыжий  маляр. Многое повидал я на нашем дворе и веселого и грустного. …Здесь  я  получил  первое  и важное знание жизни.  Здесь  я почувствовал любовь и уважение к этому народу, который все мог».

«Двор наш,— отмечал писатель, — для меня явился первой школой жизни — самой важной и мудрой. Здесь получались тысячи толчков для мысли. И все то, что теплого бьется в душе, что заставляет жалеть и негодовать, думать и чувствовать, я получил от сотен простых людей с мозолистыми руками и добрыми для меня, ребенка, глазами». Эти впечатления детства, а также религиозное воспитание с традиционным для верующих людей укладом жизни, позволили Ивану Сергеевичу впоследствии создать самые поэтические свои произведения. Они пронизаны очарованием старинного замоскворецкого быта, окрашены любовью к Православию, церковному богослужению, подвижникам веры, поэзией народной жизни и народных характеров.

Начальное образование, как и в других купеческих семьях, мальчик получил дома. А 1884 году его отдали учиться в шестую Московскую гимназию. Закончив её, Шмелев начал писать свои первые произведения. О том, как он стал писателем, Иван Сергеевич рассказывал следующее: «Теперь, когда это вышло на самом деле, кажется мне порой, что я не делался писателем, а будто всегда им был, только — писателем «без печати». Помнится, нянька, бывало, говорила: «И с чего ты такая балаболка? Мелет-мелет невесть чего... как только язык у тебя не устает, балаболка!..» Живы во мне доныне картинки детства, обрывки, миги. Вспомнится вдруг игрушка, кубик с ободранной картинкой, складная азбучка с буквой, похожей на топорик или жука, солнечный луч на стенке, дрожащий зайчиком...

Ветка живой березки, выросшей вдруг в кроватке у образка, зеленой такой, чудесной. Краска на дудочке из жести, расписанной ярко розами, запах и вкус ее, смешанный с вкусом крови от расцарапанной острым краем губки, черные тараканы на полу, собравшиеся залезть ко мне, запах кастрюльки с кашкой... Боженька в уголке с лампадкой, лепет непонимаемой молитвы, в которой светится «Дево радуйся»... Я говорил, - пишет Шмелев, - с игрушками — живыми, с чурбачками и стружками, которые пахли «лесом» — чем-то чудесно-страшным, в котором «волки». Но и «волки» и «лес» — чудесные. Они у меня мои. Все казалось живым, все мне рассказывало сказки, — о, какие чудесные!»

«Должно быть, за постоянную болтовню, - вспоминает далее Иван Сергеевич, - прозвали меня в первом классе гимназии «римский оратор», и кличка эта держалась долго. В балльниках то и дело отмечалось: «Оставлен на полчаса за постоянные разговоры на уроках». Это был, так сказать, «дописьменный» век истории моего писательства. За ним вскоре пришел и «письменный»». … Долго рассказывать о первых моих шагах. Расцвел я пышно на сочинениях. С пятого класса я до того развился, что к описанию храма Христа Спасителя как-то приплел... Надсона!» Стоит отметить, что за это сочинение Шмелев получил кол, а следствием стало то, что он остался на второй год. Но это несчастье не остановило будущего писателя.

Далее были классные сочинения на поэтические темы, например, — «Утро в лесу», «Русская зима», «Осень по Пушкину», «Рыбная ловля», «Гроза в лесу» и т.д., за которые Ваня Шмелев получал пятерки с тремя плюсами. А после этого наступил третий период, уже «печатный». От «Утра в лесу» и «Осени по Пушкину» юноша перешел незаметно к «собственному». «Случилось это, - пишет Шмелев, - когда я окончил гимназию. Лето перед восьмым классом я провел на глухой речушке, на рыбной ловле. Попал на омут, у старой мельницы. Жил там глухой старик, мельница не работала. Пушкинская «Русалка» вспоминалась. Так меня восхитило запустенье, обрывы, бездонный омут «с сомом», побитые грозою, расщепленные ветлы, глухой старик-мельник!..

Как-то на ранней зорьке, ловя подлещиков, я тревожно почувствовал — что-то во мне забилось, заспешило, дышать мешало. Мелькнуло что-то неясное. И — прошло. Забыл. .. И вдруг, в самую подготовку на аттестат зрелости, среди упражнений с Гомером, Софоклом, Цезарем, Вергилием... — что-то опять явилось! Я увидел мой омут, мельницу, разрытую плотину, глинистые обрывы, рябины, осыпанные кистями ягод, деда... Помню, — я отшвырнул все книги, задохнулся... и написал — за вечер — большой рассказ. … Перечитал... — и почувствовал дрожь и радость. Заглавие? Оно явилось само, само очертилось в воздухе, зелено-красное, как рябина — там. Дрожащей рукой я вывел: «У мельницы». Это было мартовским вечером 1894 года». Рассказ «У мельницы», был опубликован в журнале «Русское обозрение» в 1895 году. Это первое произведение Шмелева и открывает сборник «Въезд в Париж».

***

В этой книге собраны рассказы Ивана Сергеевича Шмелева разных лет, но все они посвящены России и русскому народу, говорят о неповторимой душе нашей Родины, которую писатель покинул 1922 году. Анализируя его творчество, Иван Александрович Ильин отмечал всеобъемлющую любовь Шмелева к России как о великой духовной ценности, ставя его в один ряд с классиками русской литературы. «Так о России не говорил еще никто. Но живая субстанция Руси – всегда была именно такова. Ее прозревали Пушкин и Тютчев. Ее осязал в своих неосуществимых замыслах Достоевский. Ее проникновенно исповедовал Лесков. … Из нее пропел свою всенощную Рахманинов. Ее показали и оправдали наши священномученики и исповедники в неизжитую еще нами революционную эпоху. И ныне ее, как никто доселе, пропел Шмелев». Россия, какой ее видел наш русский писатель Иван Сергеевич Шмелев, открывается читателю и со страниц этой книги.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать