Аудио |
|
Скачать .mp3 |
С завтрашнего дня наступает Великая Четыредесятница или Великий пост – время, как говорит праведный Иоанн Кронштадтский, истинно дорогое для людей, умеющих поститься, как должно в духе христианском. Великий пост, как время воздержания от пищи и страстей, как время борьбы с плотью, миром и диаволом, означает настоящую жизнь христианина, которая вся должна быть подвигом для Царства Небесного. Но что нужно, чтобы это время послужило нам к душевной пользе и спасению? От чего стоит отказаться в эти святые дни, а на что обратить большее внимание? Как готовиться к Таинствам исповеди и Причастия? Обо всем этом беседует с нами Всероссийский пастырь со страниц книги, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Воздвижение и называется – «Великий пост со святым праведным Иоанном Кронштадтским».
***
Прежде всего, скажем несколько слов о святом авторе. Праведный Иоанн Кронштадтский родился 19 октября 1829 года на далеком севере России - в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии. Новорожденный казался столь слабым и болезненным, что родители поспешили тотчас же окрестить его, и при крещении нарекли мальчика Иоанном, в честь преподобного Иоанна Рыльского, в тот день Св. Церковью празднуемого. Вскоре после крещения младенец Иоанн сталь заметно поправляться. Благочестивые родители стали с особою ревностью направлять его мысль и чувство к Богу, приучая его к усердной домашней и церковной молитве. Отец с раннего детства постоянно брал его в церковь и тем воспитал в нем особенную любовь к богослужению.
Живя в суровых условиях крайней материальной нужды, отрок Иоанн рано познакомился с безотрадными картинами бедности, горя, слез и страданий. Это сделало его сосредоточенным, вдумчивым и замкнутым в себе и, вместе с тем, воспитало в нем глубокое сочувствие и сострадательную любовь к беднякам. Не увлекаясь свойственными детскому возрасту играми, он, нося постоянно в сердце своем память о Боге, любил природу, которая возбуждала в нем умиление и преклонение пред величием Творца всякой твари. Позже, учась в академии, Иоанн первоначально склонялся посвятить себя миссионерской работе среди дикарей Сибири и Северной Америки. Но Промыслу Божию угодно было призвать его к иного рода пастырской деятельности. Размышляя однажды о предстоящем ему служении Церкви Христовой во время уединенной прогулки по академическому саду, он, вернувшись домой, заснул и во сне увидел себя священником, служащим в Кронштадтском Андреевском соборе, в котором в действительности он никогда еще не был. Он принял это за указание свыше.
Скоро сон сбылся с буквальной точностью. В 1855 году, когда Иоанн Сергиев окончил курс академии со степенью кандидата богословия, ему предложено было вступить в брак с дочерью протоиерея Кронштадтского Андреевского собора К. Несвитского Елисаветою и принять сан священника для служения в том же соборе. Вспомнив свой сон, он принял это предложение. 12 декабря 1855 года совершилось его посвящение в священника. Когда он впервые вошел в Кронштадтский Андреевский собор, он остановился почти в ужасе на его пороге: это был именно тот храм, который задолго до того представлялся ему в его детских видениях. Вся остальная жизнь о. Иоанна и его пастырская деятельность протекала в Кронштадте, почему многие забывали даже его фамилию «Сергиев» и называли его «Кронштадтский», да и сам он нередко так подписывался.
Хотя отец Иоанн и говорил, что он не ведет аскетической жизни, но это, конечно, сказано было им лишь по глубокому смирению. В действительности, тщательно скрывая от людей свое подвижничество, о. Иоанн был величайшим аскетом. В основе его аскетического подвига лежала непрестанная молитва и пост. Его замечательный дневник «Моя Жизнь во Христе» ярко свидетельствует об этой его аскетической борьбе с греховными помыслами, этой «невидимой брани», которую заповедуют всем истинным христианам древние великие отцы-подвижники. Строгого поста, как душевного, так и телесного, требовало естественно от него и ежедневное совершение Божественной литургии, которое он поставил себе за правило. Замечательным памятником святой личности о. Иоанна и неисчерпаемым материалом для назидания являются его дневник «Моя жизнь во Христе», три тома проповедей, содержащие общим счетом до 1800 страниц, и другие отдельные сочинения. Основная мысль всех письменных творений о. Иоанна — необходимость истинной горячей веры в Бога и жизни по вере, в непрестанной борьбе со страстьми и похотьми, преданность вере и Церкви Православной как единой спасающей.
В эту книгу вошли избранные проповеди отца Иоанна, охватывающие собой многие дни Великого поста, а также подготовительные недели к нему. Большую пользу принесут наставления батюшки каждому, кто во время прохождения великопостного поприща обратится к наставлениям Кронштадтского пастыря. В преддверии Святой Четыредесятницы он, после прочтения Евангельской притчи о мытаре и фарисее, напоминает слушающим его о том, что «превозношение или гордость есть душепагубная страсть человека, делающая его враждебным Богу и презрительным относительно ближних», и что «не возноситься должны мы перед другими, а смиряться. И сколько, - говорит батюшка, - побуждений к смирению для каждого из нас! Человек ничего своего не имеет: все у него Божие: и душа, и тело, и все, что у него есть, кроме греха. Всякое доброе дело также от Бога. Чем же тогда хвалиться?»
Далее, размышляя над притчей о блудном сыне, отец Иоанн помогает увидеть, «как обманчивая сладость греха удаляет нас от истинно-сладостной жизни по Богу, и как испытанная нами тяжесть греха для души и тела, побуждает нас, по действию благодати Божией, обратиться и многих действительно обращает опять к Богу, к жизни добродетельной». В Неделю о Страшном Суде святой отец предлагает задуматься над тем, сердечно ли мы веруем, «что Иисус Христос, праведный Судия всех земнородных, придет судить всех людей живых и мертвых, которые все оживут или для вечного блаженства, или для вечного осуждения? Вы готовы, - спрашивает батюшка, - встретить всемирного Судию и дать ответ на страшном суде Христовом во всяком деле и слове? Добрые дела есть с вами?»
Ну и как далее сокрушается проповедник, нет нужды спрашивать больше. «Из жизни и поступков христиан, - говорит он, - ясно видно, что о праведном Судии, о страшном суде, о вечной жизни они забыли и с каждым днем стремительно несутся к вечной погибели, которой и не воображают. Они спешат воспринять утешение свое на земле, чтобы лишиться его на веки – на небе. О том и забота, как бы убить драгоценное время, как бы провести его приятно, а о том, чтобы провести его с пользою для души, чтобы готовить на «исход дела свои» (Притч.24:27), никто не заботится». «Не дай Бог, - заключает отец Иоанн, - никому явиться там, где оказался богач, веселившийся светло на всякий день. Если же окажемся там: то поздно будет оттуда просить себе капли воды для прохлаждения языка своего, поздно будет посылать оттуда к своим родным, чтобы и они не пришли туда же (Лк.16:19–31)».
Задумаемся над этими словами всероссийского пастыря, ведь уже завтра мы вступаем на поприще Великого поста. О его пользе отец Иоанн говорит следующее: «Он усмиряет нашу грешную, прихотливую плоть, освобождает из под ее тяжести душу, сообщая ей как бы крылья для свободного парения к небу; дает место действию благодати Божией. Кто постится свободно и правильно, тот знает, как душа бывает легка и светла во время поста; тогда легко идут в голову и мысли добрые, и сердце бывает чище, нежнее, сострадательнее, – мы ощущаем стремление к делам добрым; является сокрушение о грехах, душа начинает чувствовать гибельность своего положения и начинает сокрушаться о грехах. …Кто постится по-христиански, разумно, свободно, тот по неложному обещанию Господа, удостаивается воздаяния за свой подвиг от Отца небесного. "Отец твой, – сказал Спаситель об истинном постнике, – видяй втайне, воздаст тебе яве» (Мф.6:4). А воздаяние это, без сомнения всегда бывает щедрое, истинно отеческое, служащее к самой существенной нашей пользе».
***
Душеполезные сочинения святого праведного Иоанна Кронштадтского, после первого их выхода в свет, переиздавались неоднократно, и до сих пор выходят отдельными книжками в огромном количестве. Вот и сегодня мы предлагаем вам небольшой сборник проповедей батюшки, который поможет нам пройти Великий пост под руководством святого отца. Как отмечают издатель, «все слова и поучения о. Иоанна — подлинное веяние Сватого Духа, раскрывающее нам неисследимые глубины Премудрости Божией. В них поражает дивное своеобразие во всем: в изложении, в мысли в чувстве. Каждое слово — от сердца, полно веры и огня, в мыслях — изумительная глубина и мудрость, во всем поразительная простота и ясность. Нет ни одного лишнего слова, нет «красивых фраз». Их нельзя только «прочитать» — их надо всегда перечитывать и всегда найдешь в них что-то новое, живое, святое».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!