У книжной полки. Великий пост со святым праведным Иоанном Кронштадтским

10 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

С завтрашнего дня наступает Великая Четыредесятница или Великий пост – время, как говорит праведный Иоанн Кронштадтский, истинно дорогое для людей, умеющих поститься, как должно в духе христианском. Великий пост, как время воздержания от пищи и страстей, как время борьбы с плотью, миром и диаволом, означает настоящую жизнь христианина, которая вся должна быть подвигом для Царства Небесного. Но что нужно, чтобы это время послужило нам к душевной пользе и спасению? От чего стоит отказаться в эти святые дни, а на что обратить большее внимание? Как готовиться к Таинствам исповеди и Причастия? Обо всем этом беседует с нами Всероссийский пастырь со страниц книги, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Воздвижение и называется – «Великий пост со святым праведным Иоанном Кронштадтским».

***

Прежде всего, скажем несколько слов о святом авторе. Праведный Иоанн Кронштадтский родился 19 октября 1829 года на далеком севере России - в селе Сура Пинежского уезда Ар­хангельской губернии. Новорожденный казался столь слабым и болезненным, что родители поспешили тотчас же окрестить его, и при крещении нарекли мальчика Иоанном, в честь преподобного Иоанна Рыльского, в тот день Св. Церковью празднуе­мого. Вскоре после крещения младе­нец Иоанн сталь заметно поправляться. Благочестивые родители стали с особою ревностью направлять его мысль и чувство к Богу, приучая его к усердной домашней и церковной молитве. Отец с раннего детства постоянно брал его в церковь и тем воспитал в нем особенную любовь к богослужению.

Живя в суровых условиях крайней материальной нужды, отрок Иоанн рано познакомился с безотрадными картинами бедности, горя, слез и страданий. Это сделало его сосредоточенным, вдумчивым и замкнутым в себе и, вместе с тем, воспитало в нем глубокое сочувствие  и  сострадательную любовь к беднякам. Не увлекаясь свойственными детскому возрасту играми, он, нося постоянно в серд­це своем память о Боге, любил приро­ду, которая возбуждала в нем умиление и преклонение пред величием Творца всякой твари. Позже, учась в академии, Иоанн перво­начально склонялся посвятить себя миссионерской работе среди дикарей Сибири и Северной Америки. Но Промыслу Божию угодно было призвать его к иного рода пастырской деятель­ности. Размышляя однажды о предсто­ящем ему служении Церкви Христо­вой во время уединенной прогулки по академическому саду, он, вернувшись домой, заснул и во сне увидел себя священником, служащим в Кронштадтском Андреевском соборе, в котором в действительности он никогда еще не был. Он принял это за указание свыше.

Скоро сон сбылся с буквальной точностью. В 1855 году, когда Иоанн Сергиев окончил курс академии со степенью кандидата богословия, ему предложено было вступить в брак с дочерью протоиерея Кронштадтского Андреевского собора К. Несвитского Елисаветою и принять сан священника для служе­ния в том же соборе. Вспомнив свой сон, он принял это предложение. 12 декабря 1855 года совершилось его посвящение в священника. Когда он впервые вошел в Кронштадтский Андреевский собор, он остановился поч­ти в ужасе на его пороге: это был имен­но тот храм, который задолго до того представлялся ему в его детских видениях. Вся остальная жизнь о. Иоанна и его пастырская деятельность протекала в Кронштадте, почему многие за­бывали даже его фамилию «Сергиев» и называли его «Кронштадтский», да и сам он нередко так подписывался.

Хотя отец Иоанн и говорил, что он не ведет аскетической жизни, но это, конечно, сказано было им лишь по глубокому смирению. В действитель­ности, тщательно скрывая от людей свое подвижничество, о. Иоанн был величайшим аскетом. В основе его аске­тического подвига лежала непрестан­ная молитва и пост. Его замечательный дневник «Моя Жизнь во Христе» ярко свидетельствует об этой его аскетиче­ской борьбе с греховными помыслами, этой «невидимой брани», которую заповедуют всем  истинным христианам древние великие отцы-подвижники. Строгого поста, как душевного, так и телесного, требовало естественно от него и ежедневное совершение Божественной литургии, которое он поставил себе за правило. Замечательным памятником святой личности о. Иоанна и неисчерпаемым материалом для назидания являются его дневник «Моя жизнь во Христе», три тома проповедей, содер­жащие общим счетом до 1800 страниц, и другие отдельные сочинения. Основная мысль всех письменных творений о. Иоанна — необходимость истинной горячей веры в Бога и жизни по вере, в непрестанной борь­бе со страстьми и похотьми, предан­ность вере и Церкви Православной как единой спасающей.

В эту книгу вошли избранные проповеди отца Иоанна, охватывающие собой многие дни Великого поста, а также подготовительные недели к нему. Большую пользу принесут наставления батюшки каждому, кто во время прохождения великопостного поприща обратится к наставлениям Кронштадтского пастыря. В преддверии Святой Четыредесятницы он, после прочтения Евангельской притчи о мытаре и фарисее, напоминает слушающим его о том, что «превозношение или гордость есть душепагубная страсть человека, делающая его враждебным Богу и презрительным относительно ближних», и что «не возноситься должны мы перед другими, а смиряться. И сколько, - говорит батюшка, - побуждений к смирению для каждого из нас! Человек ничего своего не имеет: все у него Божие: и душа, и тело, и все, что у него есть, кроме греха. Всякое доброе дело также от Бога. Чем же тогда хвалиться?»

Далее, размышляя над притчей о блудном сыне, отец Иоанн помогает увидеть, «как обманчивая сладость греха удаляет нас от истинно-сладостной жизни по Богу, и как испытанная нами тяжесть греха для души и тела, побуждает нас, по действию благодати Божией, обратиться и многих действительно обращает опять к Богу, к жизни добродетельной». В Неделю о Страшном Суде святой отец предлагает задуматься над тем, сердечно ли мы веруем, «что Иисус Христос, праведный Судия всех земнородных, придет судить всех людей живых и мертвых, которые все оживут или для вечного блаженства, или для вечного осуждения? Вы готовы, - спрашивает батюшка, - встретить всемирного Судию и дать ответ на страшном суде Христовом во всяком деле и слове? Добрые дела есть с вами?»

Ну и как далее сокрушается проповедник, нет нужды спрашивать больше. «Из жизни и поступков христиан, - говорит он, - ясно видно, что о праведном Судии, о страшном суде, о вечной жизни они забыли и с каждым днем стремительно несутся к вечной погибели, которой и не воображают. Они спешат воспринять утешение свое на земле, чтобы лишиться его на веки – на небе. О том и забота, как бы убить драгоценное время, как бы провести его приятно, а о том, чтобы провести его с пользою для души, чтобы готовить на «исход дела свои» (Притч.24:27), никто не заботится». «Не дай Бог, - заключает отец Иоанн, - никому явиться там, где оказался богач, веселившийся светло на всякий день. Если же окажемся там: то поздно будет оттуда просить себе капли воды для прохлаждения языка своего, поздно будет посылать оттуда к своим родным, чтобы и они не пришли туда же (Лк.16:19–31)».

Задумаемся над этими словами всероссийского пастыря, ведь уже завтра мы вступаем на поприще Великого поста. О его пользе отец Иоанн говорит следующее: «Он усмиряет нашу грешную, прихотливую плоть, освобождает из под ее тяжести душу, сообщая ей как бы крылья для свободного парения к небу; дает место действию благодати Божией. Кто постится свободно и правильно, тот знает, как душа бывает легка и светла во время поста; тогда легко идут в голову и мысли добрые, и сердце бывает чище, нежнее, сострадательнее, – мы ощущаем стремление к делам добрым; является сокрушение о грехах, душа начинает чувствовать гибельность своего положения и начинает сокрушаться о грехах. …Кто постится по-христиански, разумно, свободно, тот по неложному обещанию Господа, удостаивается воздаяния за свой подвиг от Отца небесного. "Отец твой, – сказал Спаситель об истинном постнике, – видяй втайне, воздаст тебе яве» (Мф.6:4). А воздаяние это, без сомнения всегда бывает щедрое, истинно отеческое, служащее к самой существенной нашей пользе».

***

Душеполезные сочинения святого праведного Иоанна Кронштадтского, после первого их выхода в свет, переиздавались неоднократно, и до сих пор выходят отдельными книжками в огромном количестве. Вот и сегодня мы предлагаем вам небольшой сборник проповедей батюшки, который поможет нам пройти  Великий пост под руководством святого отца. Как отмечают издатель, «все слова и поучения о. Иоанна — подлинное веяние Сватого Духа, раскрывающее нам неисследимые глубины Премудрости Божией. В них поражает дивное своеобразие во всем: в изложении, в мысли в чувстве. Каждое слово — от сердца, полно веры и огня, в мыслях — изумительная глубина и мудрость, во всем поразительная простота и ясность. Нет ни одного лишнего слова, нет «краси­вых фраз». Их нельзя только «прочитать» — их надо всегда перечитывать и всегда найдешь в них что-то новое, живое, святое».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать