Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Батюшка, мой сын совсем от рук отбился. С женой разошелся, пьет...» «Батюшка, помолитесь о моём сыне. Грубый стал, дерзкий. Никого не слушает. Работу бросил...» «Ой, батюшка. Что с моей дочкой делается? Стыдно сказать...» По словам протоиерея Андрея Ткачева, «подобные жалобы и просьбы священники выслушивают чаще, чем рядовой гражданин — прогноз погоды. Но, как говорит отец Андрей, - отмаливать 25-летнего неправильно живущего человека — это отмывать грязь, копившуюся 25 лет. Труд — менее легкий, чем «из болота тащить бегемота». Церковь не действует магически: отчитали — всё прошло; в храме был — и всё в порядке. Детей нужно воспитывать». Как воспитывать? Об этом и размышляет священник, беседуя с родителями о христианском воспитании детей. Эти беседы составили книгу, которая вышла в свет в издательстве «Послушник» и называется – «В общении с родителями». ***
1. Итак, в этой книге известного православного публициста и миссионера протоиерея Андрея Ткачева вниманию читателей предлагается 23 беседы, посвященных проблеме воспитания детей. Красной нитью этих бесед стал призыв к родителям: заниматься собой и детьми. Собой для того, чтобы показывать детям положительный пример собственной жизни. А детьми, потому что, иначе они окажутся под воздействием разрушительной идеологии и пополнят число потерянных. Чтобы этого не случилось, пастырь предлагает советы по воспитанию подрастающего поколения на основе христианских ценностей.
2. Неоднократно автор напоминает о том, что мы живем в эпоху, когда «на человека сваливаются, проливаются, высыпаются огромные объемы информации, которые раздавливают, топят, погребают его под собой». «Это время, - говорит отец Андрей, - справедливо называют информационным». Но, «информации много, причем во всех областях, и доступ к ней открыт», а «уровень образования неизменно падает». Почему? Ведь «казалось бы, мы должны становиться умнее, наши познания должны быть шире. Вместо этого люди пишут с такими ошибками, словно никогда не ходили в школу. Сплошь и рядом люди так некрасиво говорят, так коряво излагают свои мысли, что становится ясно: они не читают книг, не любят и не умеют думать. Их толком ничему не научили. Если они свечи, то их никто не зажег».
3. «В этих условиях, - как утверждает отец Андрей, - самое время отнестись к образованию, преподаванию, школьному обучению как к христианскому подвигу. Кто-то из архиереев Сербской Церкви, обладатель светлого ума и золотых уст, говорил, что все три слова — образование, просвещение, воспитание — имеют христианский смысл и христианское происхождение. Образование — это не напичкивание знаниями головы, но просветление в человеке помрачившегося образа Божия. Человека можно сравнить с потемневшей иконой, а образование — с очищением и реставрацией потемневшего лика. Слово «воспитание» происходит от слова «питать», т. е. «кормить», и, говоря о воспитании, нельзя умалчивать ни о Хлебе, сошедшем с небес (Ин. 6:41, см. также Ин. 6:31-33), ни о чистом словесном молоке, необходимом для возрастания во спасение (см. 1 Петр. 2:2).
4. Ну а «просвещение», - отмечает автор, - рождено словом «свет», одним из главных слов Нового Завета. Если мы не дадим себя запутать в понятиях, то Светом будем именовать Господа Иисуса Христа. Он Сам Себя так называл: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8:12). И апостол Иоанн так о Нём свидетельствует: В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков (Ин. 1:4). У слова «свет» есть, конечно, и другие смыслы, от бытовых до научных. Но нужно поостеречься называть просвещением то горделивое и самодовольное поглощение знаний, которое свойственно мировоззрению, лишенному веры. Есть некие виды земной мудрости, которыми человек может кичиться, но к которым смело можно применить слово Евангелия: Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (Мер. 6:23). И прп. Иустин Попович говорил, что человек, вооруженный знаниями, но лишенный сострадания и нежности, есть законченный демон».
5. Вот таким, по мнению отца Андрея, должны быть образование, просвещение, воспитание. И об этом должны заботиться совместно и родители, и педагоги, и священники. «В борьбе, - говорит он, - за мозги и души учащихся, за невинность детских снов и светлость юных порывов всё тоже будет зависеть далеко не от одного Министерства образования. Хороший преподаватель (мы говорим о них: «учитель от Бога») будет зажигать учеников своим неравнодушием и глубоким знанием предмета. Хороший родитель будет заново читать вместе с ребенком учебник истории за пятый класс и физики за седьмой. Хороший родитель будет стараться избежать двух крайностей, а именно: не будет спускать с чада шкуру за плохие отметки, но и не будет пускать учебу ребенка на полный самотек». А вместе они, родитель и учитель, глядишь, и священника в школу позовут. И на них, как говорит отец Андрей, вся надежда. Родитель, учитель и священник должны помочь подрастающему поколению, должны защитить неокрепшие детские умы, чтоб они не скисли и не заплесневели.
6. К слову сказать, размышляя о христианском воспитании, автор отмечает: «… насыщение ума христианскими знаниями автоматически человека лучше не делает. Необходимо воздействие на все стороны личности. Нужна благоразумная строгость, трудовое воспитание, закалка воли, добрые примеры и еще многое другое. Послушание родителям, уважение к старшим, благодарность, трудолюбие, скромность, терпение, щедрость и т. д. не являются сугубо христианскими добродетелями. Эти и другие добрые качества культивировались в разных традициях. Ту сумму добродетелей, которую можно найти во «всемирной копилке нравственности», вернее, ту ее часть, которая не противоречит Евангелию, нужно прививать детям до устного наставления в вере». Этот процесс отец Андрей условно называет «дохристианским воспитанием». Говорить на эту тему его вдохновляет апостол Павел, который отмечает, что не духовное прежде, а душевное, потом духовное (1 Кор. 15:46). Да и согласно богословам нашим, составлявшим катехизисы, - ««естественное» Откровение предшествует «сверхъестественному»». То есть, объясняет автор, прежде чем раскрыть Святую Книгу, нужно всмотреться в окружающий мир. За фасадом его гармоничной сложности нужно вначале почувствовать руку Великого Художника. Тогда семя Писаний ляжет на вспаханную почву».
7. А еще отец Андрей напоминает, что детей надо постоянно благословлять. «Каждый из нас, - говорит он, - в семье — священник. Священник — это человек, который совершает таинства, но, кроме этого, учит Закону и удерживает от греха. И мать, и отец в семье — это священники. Они могут благословлять, наставлять, учить, проповедовать. В этом смысле им дано очень много для того, чтобы человек был сдержан словами родивших его». Поэтому в одной из бесед отец Андрей и обращается к родителям и говорит о том, «что слова отца и слова матери должны быть очень полновесными. Они должны иметь тот вес, о котором мы читаем в Библии, когда повествуется о том, как люди в древности благословляли или проклинали кого бы то ни было». Далее батюшка вспоминает священную историю, где говорится о ветхозаветных Патриархах. Например, о том, как Ной, который благословил Сима и Иафета, но проклял Хама. Как Иаков хитростью приобрел благословение отца Исаака, которое полагалось его старшему сыну – Исаву. Или как сам Иаков, уже будучи старым, своим благословением поставил младшего сына Иосифа выше старшего. И как отец благословлял, так и было, обратно он ничего вернуть уже не мог.
8. «И не думайте, - говорит отец Андрей, - что только Иаков такой был, или Исаак, или Авраам, или Моисей. Это у всех так. Вот скажешь человеку: «Да ты дурак никчемный!» Так он «дураком никчемным» и будет всю жизнь. И наоборот, скажешь: «Сынок, Господь да благословит тебя! Господь да вразумит тебя! Господь да сохранит тебя!» И сохранит Господь, и вразумит Господь, и покроет Господь. Поэтому отцы и матери не имеют права ругать своих детей нехорошими словами, не должны проклинать их, а должны благословлять их. И это благословение имеет великую силу! Дай Бог, чтобы мы это поняли, почувствовали. Дай Бог, чтобы наши дети были благословенны нами, а через нас Богом. Потому что в этом всё их счастье».
*** Общаясь с родителями, протоиерей Андрей Ткачев не устает повторять им: «Пока мы боремся... за независимость, за прибавочную стоимость, за европейские ценности... мы теряем. Теряем детей. Уже выросло целое поколение потерянных детей, чьи родители в 90-х переквалифицировались из учителей в продавцов, уехали на заработки, спились, развелись... Теперь потерянные некогда дети сами стали родителями. Второе поколение «потерянных», эти «потерянные в квадрате» сподобились жить во времена радикальных перемен. Ой, не к лучшему. Боюсь, что третье поколение будет похоже на воплощение одного из голливудских фильмов ужаса, а четвертое просто не родится. Пора заниматься собою и детьми. Собою потому что яблоко от яблони далеко не катится. А детьми, потому что их, брошенных, подберут злые дяди с разрушительной идеологией и ... Давайте думать о том, как этого избежать, и молиться, чтобы это не случилось. Давайте молиться и думать». Этими словами отца Андрея мы и завершаем сегодняшнюю программу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!