Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Все счастливые семьи счастливы одинаково» ... Так ли это? Можно, конечно, поспорить, но вот по мнению автора этой книги, Владимира Малягина, невозможно сравнить их «одинаковость». Это несчастливые семьи действительно все - под одну гребенку: ходят надутые и злые, друг на друга не смотрят, плачут где-то украдкой по углам, кричат и скандалят, не сумев в очередной раз сдержать переполняющие чувства, высказывают друг другу давно, казалось бы, забытые обиды... А вот счастливые семьи и вправду счастливы каждая по-своему. Потому что нет и не может быть двух одинаковых счастливых семей, а значит, и счастье каждой - уникально! В одной, например, восемь человек детей, а в другой - и всего-то два престарелых (или, наоборот, молодых!) супруга. А в третьей - и вовсе одна сияющая нездешним внутренним светом старушка-молитвенница, поминающая утром и вечером десятки, а то и сотни любимых людей, живых и усопших... В общем, об одной счастливой семье, которая не похожа на другие, и рассказывает автор в своей книге. Она вышла в свет в издательстве Данилова мужского монастыря и называется – «Удивительные истории Петра Петровича, рассказанные им самим и записанные Владимиром Малягиным».
***
Автор этой книги - Владимир Юрьевич Малягин - драматург, прозаик, сценарист. Главный редактор издательства «Даниловский благовестник». Член Союза Писателей СССР (с 1990 года), член Издательского совета Русской Православной Церкви (с 2010 г.). В 1982 году закончил с Золотой медалью Литературный институт имени Д. М. Горького. «НЛО», первая большая пьеса студента Литинститута, была поставлена московским театром «Современник» в 1979 году. В спектакле, шедшем с огромным успехом, играли Марина Неелова. Владислав Дворжецкий, Михаил Жигалов и др. Владимир Малягин - автор нескольких десятков пьес, поставленных в театрах России, ближнего и дальнего зарубежья. А цикл его детских «Повестей об Алеше» завоевал широкое признание православных читателей и неоднократно переиздавался.
Подступаясь к этой книжке (а, как признается автор, подступался он к ней довольно долго, так как глубинный смысл ее не сразу стал для него очевидным), он нет-нет, да и вспоминал парадоксальную мысль одного нашего гениального отечественного поэта. Поэт этот, - говорит Владимир Малягин, - всего лишь чуть-чуть не успел стать великим. И не успел только потому, что в двадцать семь лет, мальчишкой по нынешним временам, был застрелен на дуэли своим армейским то ли многолетним товарищем, то ли подловатым завистником и соперником. Звучит эта странная мысль нашего молодого, не дожившего свою жизнь гения примерно так: История души человеческой, хотя бы и самой мелкой души, едва ли не интереснее и не полезнее истории целого народа, особенно если она - плод размышлений ума зрелого.
Нет, каково? – восклицает автор. - История какой-нибудь мелкой душонки какого-нибудь провинциального ничтожества интересней истории целого народа? Не бред ли?.. Но всё дело в авторской оговорке, ставящей вещи на свои места: чтобы эта история стало важной и полезной, она должна быть плодом размышлений зрелого ума. Дело, стало быть, не в объекте, а в субъекте истории. Но какое отношение имеет эта цитата к нашей повести? Я хочу, - отмечает Владимир Малягин, - чтобы меня понимали правильно: я вовсе не стал бы утверждать, что мой герой, о котором я собираюсь рассказывать, - человек мелкой души. Нет, конечно! У него даже и идеи какие-то есть, и мы их постараемся узнать и понять. Просто он - вполне обычный, обыденный человек, невеликий, что называется, ничем особенным не знаменит, кроме одного. С ним время от времени случаются разные истории. Истории, надо сказать, довольно забавные. А иногда даже удивительные. И порой по-настоящему чудесные. Ну, или почти чудесные. Читатели смогут сами убедиться в этом, открыв эту книгу.
Из первой главы вы узнаете, что героя этой книги зовут - Петр Петрович, фамилия Свечкин. Родом он из Сибири; вырос в крупном областном городе. С ранней юности потянулся к искусству, как он его в то время понимал, а потому учился на артиста (это было на Урале), а потом, после армии (он и в армию успел сходить в самом начале семидесятых), закончил Литературный институт (это уже в столице), поскольку решил, что быть писателем – для мужчины все же как-то посолиднее, чем артистом. (Возможно, сейчас жалеет, что ошибся, но никогда не признаётся в этом.) Во время учебы, как это водится у нормальных людей в таком возрасте, Петр Петрович влюбился, женился и потому после окончания института остался в Москве.
Потом, как повествует автор, пошли дети, семейные заботы, добывание жилья – и т.д., и т.д… Материально Петру Петровичу было легче, чем многим другим его коллегам, прозаикам или поэтам, а тем паче критикам: он был по своей литературной специальности драматургом, пьесы его ставились время от времени на сцене (первая даже была поставлена в одном из главных московских театров, и Петр Петрович вкусил несколько мгновений мимолетной, но настоящей славы!) и потому в семье набиралось денег даже на кооперативную трехкомнатную квартиру. Не в центре, конечно, а на северо-западе Москвы, в районе Тушино – ну и что? И вот – трое детей, любимая красавица-жена (зовут ее, допустим, Анна Ивановна), трехкомнатная квартира в Москве, а в километре от квартиры – даже гараж.
В общем, всё (или почти всё) у этого человека есть (особенно учитывая общую скромность жизни тех лет). Казалось бы, живи да радуйся. Но русский человек, и это общеизвестно, отличается тем, что в самый неподходящий момент ему вдруг становится скучно, и грустно, и некому руку подать. И это в то самое время, когда любой другой (нерусский) человек именно жил бы да радовался. И тогда этот самый русский человек начинает перманентно задумываться, тосковать глубокой онтологической тоской, поскольку умом Россию не понять, и хочет хоть что-нибудь поскорее изменить в своей жизни». А затем в нашей стране случилось то, что особенно подтолкнуло Свечкиных к переменам. «А именно – СССР рухнул, преданный и проданный теми, кто должен был его защищать. А потом… потом начались девяностые. И в октябре 94-го Анна Ивановна из своего Тушина услышала, как палили танки по людям, засевшим в Доме Верховного Совета. А она была одна в квартире с тремя маленькими детьми. И вдруг она поняла, что дальше может начаться что-то и пострашнее. И что она тогда будет с тремя детьми делать?..
В общем, когда она через несколько дней увидела в подъезде объявление: «Меняю дом в Подмосковье на вашу квартиру», она сорвала бумажку с номером телефона и вечером показала ее мужу. Она больше не хотела жить в Москве, в той тьме, в том нравственном мраке, который опустился в те дни на столицу, да и на всю Россию. Решение было принято, утверждено и семье Свечкиных предстояло выбрать дом. О том, как они его выбрали, как переезжали, как освоились на новом месте и рассказывает эта книга. По словам автора, она не совсем обычна. А может даже - совсем необычна. Ну где еще вы прочитаете историю про московскую семью (к тому же многодетную!), которая в середине девяностых взяла, да и уехала из столицы в деревню на постоянное место жительства, потеряв не только московскую квартиру, но и столичную прописку - главную драгоценность того времени?..
Ну а поскольку Свечкины были людьми нестандартными и странноватыми, то и истории, в которые они попадали, тоже были нестандартными. И приключения, которые с ними приключались, были удивительными. А иногда, что уж там скрывать, почти что чудесными. Во всяком случае, сами Свечкины искренне так считали, да и сейчас считают. Семь лет прожили они в деревне, а потом вернулась в Москву. Какие жизненные уроки вынесли Свечкины из этой своей необычной истории? На этот вопрос, который герою книги задал автор, Петр Петрович ответил: «Господь нас проверял. Испытывал нас. Он захотел, чтобы мы отдали всё, что имели тогда, и из Его руки приняли то, что Он для нас приготовил. Он захотел взять у нас чужую жизнь, которую мы считали своей, и дать нам нашу, которую мы пока еще не знали, боялись и считали чужой…»
После этих слов автору открылось то, что наш спектакль жизни отнюдь не исчерпывается перечислением всех видимых действующих в нем лиц. Что Главное Действующее Лицо, которое является одновременно и Режиссером, и Драматургом, и Художником, всегда остается невидимым, но от этого – не менее действующим. И что настоящий смысл не только всей человеческой Истории, но и наших маленьких человеческих историй мы можем понять, если не будем забывать про Господа, Который открывает нам Свою волю о нашей судьбе – и в то же время дает свободу эту волю исполнять или не исполнять. Дает нам нашу новую жизнь, которую мы можем принять из Его рук. И можем не принять. …Получается, Свечкины приняли свою новую жизнь из Божиих рук.
***
За годы, что герои книги прожили в деревне, для них открылось многое, ведь, как считает автор, «именно на земле человек раскрывается во всей его полноте. Именно на земле человеческая личность видна в каждой своей грани. Почему так? Может, причиной какая-то таинственная сила земли, которая переливается в человека, живущего на ней, и помогает ему вырасти и раскрыться, как помогает она, эта земная сила, вырасти и раскрыться дереву, кусту или листьям травы?» Может и так. По крайней мере, живущим в деревне Свечкиным открылось, что такое жизнь на земле и кто такие местные жители; кого можно считать нашими истинными друзьями и настоящими недругами; как надо любить животных и почему нельзя нарушать закон даже тогда, когда этого, вроде, никто не видит... Всё, что в этой странной книге рассказано, - правда. Включая и то, что кажется сейчас почти невозможным. Ну а то, что у Свечкиных на самом-то деле была другая фамилия, автор думает, что читатели не поставят ему это в вину. Имеет же он право хоть на какой-то творческий вымысел!..
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
Красноярск. Фотоконкурс «Пасха в Сибири»
Заречный. Набор в православную школу
Нижний Тагил. Конкурс «Буквица Красна-2024»
Санкт-Петербург. Пасхальный тренинг
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!