Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Фарисеи и книжники, считавшие себя праведниками, не редко упрекали Христа за то, что он общается с людьми недостойными, «ест и пьет с мытарями и грешниками». На это им Спаситель отвечал: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9. 12-13). Как отмечает архимандрит Варнава (Ягу), «Те, кому кажется, что с ними все в порядке, не идут к врачу; врачей ищут больные, потому что нуждаются в них. Вот так же и грешники имеют нужду в Том, Кто может их исцелить, — во Христе. Говорит об этом и Сам Господь. Он пришел для того, чтобы позвать за Собой не праведников, а грешников. Он пришел не для того, чтобы дать праведникам заслуженную награду, а чтобы призвать грешников к покаянию». «Церковь грешников» - так называется книга архимандрита Варнавы (Ягу). Она вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря и заняла свое место на нашей книжной полке.
***
Итак, сегодня мы предлагаем вашему вниманию сборник слов архимандрита Варнавы (Ягу), клирика храма Пресвятой Богородицы Лаодигитрии в Фессалониках, председателя Молодежного отдела Фессалоникийской митрополии, игумена монастыря Святой Феодоры. На первый взгляд эти записи кажутся обычными проповедями, которые отец Варнава произносил по воскресеньям в храме. Однако вскоре перед читателем начинает разворачиваться картина личного духовного пути автора. Как и все личное, эти тексты уникальны, и каждая строка в них способна удивить читателя. Знакомые каждому христианину отрывки из евангельских текстов, мысли и рассуждения, которые часто можно услышать с амвона или найти в религиозной литературе, здесь как бы омыты ключевой водой личного восприятия и предстают перед нами с новой, неповторимой свежестью.
Отец Варнава хорошо понимает, как тяжело бывает для слушателя резкое и обличительное слово проповедника. Кажется, он также знает по собственному опыту, что слушатель остается равнодушен к проповеди, которая ограничивается исключительно нравственными вопросами; поэтому слова, собранные в этой книге, постоянно обращаются к сердцу человека, в котором, как говорили святые отцы, после крещения живет Сам Христос. Проповеди отца Варнавы никак нельзя назвать легковесными или сентиментальными. Он без колебаний готов обличить и заклеймить тайные и явные человеческие страсти. Больше всего автора печалит псевдорелигиозный человек — тот, кто, несмотря на внешнее благочестие и богословские знания, думает, в сущности, только о себе, кто полон самоуверенности, самолюбования и презрения к несчастным и грешным.
Именно так вели себя и фарисеи с книжниками, делающие замечания Иисусу Христу. «Но (повторюсь) Господь сказал на это: «Я пришел призвать не праведников», то есть вас, оправдывающих самих себя, «но грешников», призвать, впрочем, не с тем, чтобы они оставались грешниками, но «к покаянию», то есть, чтобы они обратились». «Таков характер нашего Христа, - говорит отец Варнава, - таков характер нашей Церкви. Нравственный порядок в нашей Церкви может быть только таким. В Церковь не приходят чистые и праведные; точнее сказать, в Церкви есть место не только для чистых, но и для падших, для грешников, — но только таких, кто признает, что болен, и ищет лечения.
Тут, однако, - отмечает автор, - возникает противоречие: с одной стороны, Церковь существует для грешников, Христос пришел для грешников. С другой стороны, в церковном и евангельском учении мы видим законы и заповеди — четкое разграничение между праведными и всеми остальными. Церковь каждый день в своем богослужении восхваляет праведников. Может показаться, что между тем, с чего мы начали, и всеми этими предписаниями с их формализмом присутствует какое-то противоречие. С одной стороны, наше учение простое, легкое, не вызывает трудностей, с другой — оно сковывает нас, заключает в какие-то рамки. На самом деле, конечно, - говорит батюшка, - все обстоит совершенно иначе. Мы видим противоречие, потому что не вникаем в суть вещей. В действительности речь не идет о нравственном возрастании самом по себе, в отрыве от наших отношений со Христом.
Наш путь ко спасению и исцелению, по словам отца Варнавы, - и заключается в том, чтобы найти свое место в Теле Христовом. Только по мере того, как восстанавливаются наши отношения со Христом, мы можем стать лучше, питаясь Его благодатью, Его любовью. Если таковы будут наши жизненные ориентиры, тогда мы и сами захотим приобрести и сохранить живое, горячее стремление к Богу, в Котором мы найдем исцеление для нашей души, найдем источник покоя и внутреннего равновесия. Мы сами будем пытаться понять, что помогает нам иметь с Богом именно такие отношения, а что, напротив, препятствует этому. Однако нам всем для этого не хватает зрелости, поэтому Христос указывает нам дорогу».
Так, к примеру, «заповеди — это не сущность христианской жизни, а путь к ней; это средства, которые помогают нам сохранять отношения с Богом; это дорога, на которой мы можем встретить Господа и испытать, что такое иметь с Ним живую связь. Поэтому, если мы принимаем Его заповеди, не понимая их духа, если мы принимаем их в отрыве от наших отношений со Христом, в отрыве от Его отеческой любви, тогда и Церковь становится для нас всего лишь системой, какой-то организацией, пусть и самой лучшей из систем. Но если система не учит нас любить Бога, не помогает выстроить отношения со Христом, она бесполезна. Более того, она вредна, и, пожалуй, куда вреднее, чем любая греховная система этого мира, потому что обещает то, чего дать не может».
Рассуждая обо всем этом, отец Варнава снова и снова напоминает, что положение вещей в мире зависит от каждого из нас, постоянно указывает на необходимость примирения и единства, началом которых может стать только наше личное преображение. В этом отец Варнава видит церковный ответ миру, в котором царствует раздробленность и эгоизм. Каждое слово проповедей, собранных в этой книге, звучит остро, но без резкости. Отец Варнава не допускает ни малейших уступок в своих принципах, не забывая и о снисходительности по отношению к человеческой слабости; он сознательный член Церкви Христовой, но никогда не прекращает своего поиска личных отношений со Христом. Пожалуй, именно этот поиск — абсолютно искренний и наполняющий всю жизнь отца архимандрита — позволяет ему найти путь к сердцу каждого читателя со всеми его желаниями и надеждами. Ведь всякое человеческое сердце жаждет именно того, что так хочет дать нам Христос: истины и любви в духе абсолютной свободы.
Эту свободу мы можем получить только у Христа: свободу выбора, свободу от страстей, свободу от бессердечного «ты должен». Не случайно она стала основным духовным мотивом, проходящим сквозь все тексты отца Варнавы. И этот призыв к личной встрече со Христом, который раздается с каждой страницы его книг, и есть то главное, что хотел бы донести до своих читателей автор книги. Поэтому с большой радостью издатели взялись за выпуск этого сборника в надежде, что и вы проникнетесь его духом — духом искренности, прощения, сочувствия и самопознания. Мы уверены, - говорят издатели, - что эти качества смогут придать духовному пути каждого из нас новые перспективы.
***
В этом сборнике проповедей греческого архимандрита Варнавы (Ягу) затрагиваются темы смысла жизни и смерти, поиска истины, любви и свободы во Христе, раскрываются перед читателями цель христианской жизни и пути ее осуществления. Отталкиваясь от отрывков из евангельских чтений, автор говорит о том, как впустить Бога в свою жизнь и как довериться Ему. Отмечая важность исполнения библейских заповедей и церковных установлений, постов и молитв, отец Варнава повторяет, что всё это — не сущность христианской жизни, а лишь путь к ней, не цель, а средства, помогающие нам приблизиться к Богу. Главная же задача христианина — это личная встреча с Христом, выстраивание живой, непосредственной связи и личных отношений с Богом.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 17 мая 2024
Благая часть. 17 мая 2024
У книжной полки. Слово из сердца. О монашестве и священстве
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 17 мая 2024
Санкт-Петербург. Фестиваль «Истоки»
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!