У книжной полки. Архимандрит Варнава (Ягу). Церковь грешников

5 ноября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Фарисеи и книжники, считавшие себя праведниками, не редко упрекали Христа за то, что он общается с людьми недостойными, «ест и пьет с мытарями и грешниками». На это им Спаситель отвечал: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9. 12-13). Как отмечает архимандрит Варнава (Ягу), «Те, кому кажется, что с ними все в порядке, не идут к врачу; врачей ищут больные, потому что нуждаются в них. Вот так же и грешники имеют нужду в Том, Кто может их исцелить, — во Христе. Говорит об этом и Сам Господь. Он пришел для того, чтобы позвать за Собой не праведников, а грешников. Он пришел не для того, чтобы дать праведникам заслуженную награду, а что­бы призвать грешников к покаянию». «Церковь грешников» - так называется книга архимандрита Варнавы (Ягу). Она вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря и заняла свое место на нашей книжной полке.

***

Итак, сегодня мы предлагаем вашему вниманию сборник слов архимандрита Варнавы (Ягу), клирика храма Пресвятой Богородицы Лаодигитрии в Фессалониках, председателя Молодеж­ного отдела Фессалоникийской митрополии, игумена монастыря Святой Феодоры. На первый взгляд эти записи кажутся обычными проповедями, которые отец Варнава произносил по воскресеньям в храме. Однако вскоре перед читателем начинает разворачиваться картина личного духовно­го пути автора. Как и все личное, эти тексты уникаль­ны, и каждая строка в них способна удивить читателя. Знакомые каждому христианину отрывки из еван­гельских текстов, мысли и рассуждения, которые ча­сто можно услышать с амвона или найти в религиоз­ной литературе, здесь как бы омыты ключевой водой личного восприятия и предстают перед нами с новой, неповторимой свежестью.

Отец Варнава хорошо понимает, как тяжело быва­ет для слушателя резкое и обличительное слово про­поведника. Кажется, он также знает по собственному опыту, что слушатель остается равнодушен к пропове­ди, которая ограничивается исключительно нравствен­ными вопросами; поэтому слова, собранные в этой книге, постоянно обращаются к сердцу человека, в ко­тором, как говорили святые отцы, после крещения жи­вет Сам Христос. Проповеди отца Варнавы никак нельзя назвать легковесными или сентиментальными. Он без колебаний готов обличить и заклеймить тайные и явные человеческие страсти. Больше всего автора печалит псевдо­религиозный человек — тот, кто, несмотря на внешнее благочестие и богословские знания, думает, в сущно­сти, только о себе, кто полон самоуверенности, само­любования и презрения к несчастным и грешным.

Именно так вели себя и фарисеи с книжниками, делающие замечания Иисусу Христу. «Но (повторюсь) Господь сказал на это: «Я пришел призвать не праведников», то есть вас, оправдывающих самих себя, «но грешников», призвать, впрочем, не с тем, чтобы они оставались грешниками, но «к покаянию», то есть, чтобы они обратились». «Таков характер нашего Христа, - говорит отец Варнава, - таков характер на­шей Церкви. Нравственный порядок в нашей Церкви может быть только таким. В Церковь не приходят чистые и праведные; точнее сказать, в Церкви есть место не только для чистых, но и для падших, для грешников, — но только таких, кто признает, что болен, и ищет лечения.

Тут, однако, - отмечает автор, - возникает противоречие: с одной сто­роны, Церковь существует для грешников, Христос пришел для грешников. С другой стороны, в церков­ном и евангельском учении мы видим законы и запове­ди — четкое разграничение между праведными и всеми остальными. Церковь каждый день в своем богослуже­нии восхваляет праведников. Может показаться, что между тем, с чего мы начали, и всеми этими предписаниями с их формализмом при­сутствует какое-то противоречие. С одной стороны, наше учение простое, легкое, не вызывает трудностей, с дру­гой — оно сковывает нас, заключает в какие-то рамки. На самом деле, конечно, - говорит батюшка, - все обстоит совершенно иначе. Мы видим противоречие, потому что не вникаем в суть вещей. В действительности речь не идет о нрав­ственном возрастании самом по себе, в отрыве от на­ших отношений со Христом.

Наш путь ко спасению и исцелению, по словам отца Варнавы, - и заключается в том, чтобы найти свое место в Теле Христовом. Только по мере того, как вос­станавливаются наши отношения со Христом, мы мо­жем стать лучше, питаясь Его благодатью, Его любовью. Если таковы будут наши жизненные ориентиры, тогда мы и сами захотим приобрести и сохранить жи­вое, горячее стремление к Богу, в Котором мы найдем исцеление для нашей души, найдем источник покоя и внутреннего равновесия. Мы сами будем пытаться понять, что помогает нам иметь с Богом именно такие отношения, а что, напротив, препятствует этому. Однако нам всем для этого не хватает зрелости, по­этому Христос указывает нам дорогу».

Так, к примеру, «заповеди — это не сущность христианской жизни, а путь к ней; это средства, которые помогают нам сохранять отноше­ния с Богом; это дорога, на которой мы можем встре­тить Господа и испытать, что такое иметь с Ним живую связь. Поэтому, если мы принимаем Его заповеди, не по­нимая их духа, если мы принимаем их в отрыве от на­ших отношений со Христом, в отрыве от Его отеческой любви, тогда и Церковь становится для нас всего лишь системой, какой-то организацией, пусть и самой луч­шей из систем. Но если система не учит нас любить Бога, не помогает выстроить отношения со Христом, она бесполезна. Более того, она вредна, и, пожалуй, куда вреднее, чем любая греховная система это­го мира, потому что обещает то, чего дать не может».

Рассуждая обо всем этом, отец Варнава снова и снова напоминает, что поло­жение вещей в мире зависит от каждого из нас, по­стоянно указывает на необходимость примирения и единства, началом которых может стать только наше личное преображение. В этом отец Варнава ви­дит церковный ответ миру, в котором царствует раз­дробленность и эгоизм. Каждое слово проповедей, собранных в этой кни­ге, звучит остро, но без резкости. Отец Варнава не допускает ни малейших уступок в своих принципах, не забывая и о снисходительности по отношению к че­ловеческой слабости; он сознательный член Церкви Христовой, но никогда не прекращает своего поис­ка личных отношений со Христом. Пожалуй, именно этот поиск — абсолютно искренний и наполняющий всю жизнь отца архимандрита — позволяет ему най­ти путь к сердцу каждого читателя со всеми его жела­ниями и надеждами. Ведь всякое человеческое сердце жаждет именно того, что так хочет дать нам Христос: истины и любви в духе абсолютной свободы.

Эту свободу мы можем получить только у Христа: свободу выбора, свободу от страстей, свободу от бес­сердечного «ты должен». Не случайно она стала основ­ным духовным мотивом, проходящим сквозь все тек­сты отца Варнавы. И этот призыв к личной встрече со Христом, который раздается с каждой страницы его книг, и есть то главное, что хотел бы донести до своих читателей автор книги. Поэтому с большой радостью издатели взялись за выпуск этого сбор­ника в надежде, что и вы проникнетесь его духом — духом искренности, прощения, сочувствия и самопо­знания. Мы уверены, - говорят издатели, - что эти качества смогут придать духовному пути каждого из нас новые перспективы.

***

В этом сборнике проповедей греческого архимандрита Варнавы (Ягу) затрагиваются темы смысла жизни и смерти, поиска истины, любви и свободы во Христе, раскрываются перед читателями цель христи­анской жизни и пути ее осуществления. Отталкиваясь от отрывков из евангельских чтений, автор говорит о том, как впустить Бога в свою жизнь и как довериться Ему. Отмечая важность исполнения библейских заповедей и церков­ных установлений, постов и молитв, отец Варнава повторяет, что всё это — не сущность христианской жизни, а лишь путь к ней, не цель, а средства, помогающие нам приблизиться к Богу. Главная же задача христианина — это личная встреча с Христом, выстраивание живой, непосредственной связи и личных отношений с Богом.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать