Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Христос воскресе! Пасха, Господня Пасха! С этими словами, как говорит митрополит Вениамин (Федченков), «связаны многочисленные священные воспоминания, ими же выражается и радость о нашем спасении по благодати Господа нашего Иисуса Христа, в воскресение Которого мы веруем всем сердцем». Как радостно, как торжественно в пасхальные дни поются песнопения в храмах, какая радость охватывает каждого православного человека, как всё вокруг ликует! В дни Светлой седмицы православные люди стараются прийти в храм на богослужение, в ходе которого, через молитвы, чтение Священного Писания и песнопения «непосредственно нашему сердцу открывается смысл и дух праздников». Поэтому весьма полезно углубляться в ход богослужений этих святых дней. В этом нам поможет очередная книга из 4-томного издания, выпущенного издательством Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Она называется - «Богослужения Триоди Цветной».
***
Вниманию читателей предлагается третий том сборника, посвященного богослужению особых дней пасхального и послепасхального периодов церковного года. Напомню, что первый том данного издания охватывает богослужение особых дней Великого поста и предшествующих ему недель подготовительного периода. Второй том посвящен службам Страстной Седмицы, начиная со служб Лазаревой субботы и заканчивая богослужениями Светлого Христова Воскресения (хотя формально они относятся к Триоди Цветной). Еще один том посвящен двунадесятым праздникам. Ну а эта книга включает в себя богослужение особых дней периода от Пасхи до воспоминания всех Святых, в земле Российской просиявших, назначенного на второе воскресенье после Пятидесятницы.
Общее направление богослужебных воспоминаний этого периода задают важнейшие события Священной истории Нового Завета, завершающие великое дело нашего спасения Иисусом Христом. Это - Светлое Христово Воскресение - Пасха, особое празднование которой происходит на Светлой Пасхальной неделе, но в целом распространяется на все дни до Вознесения Господня, произошедшего на 40-й день после Воскресения. Далее само Вознесение и вскоре последовавшее за ним Сошествие Святаго Духа на Апостолов, положившее начало земному бытию Церкви Христовой и наполнившее новым смыслом ветхозаветный праздник Пятидесятницы, установленный в память о даровании Ветхому Израилю Синайского законодательства на 50-й день после Пасхи Исхода.
Воспоминания этих важнейших событий дополняются особым вниманием к теме Божественности Господа нашего Иисуса Христа и духовного совершенствования христиан во Христе. В Пасхальную Неделю тема эта раскрывается в Евангелии от Иоанна, начальные слова которого знают многие: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога» (Ин. 1-1). Далее до Пятидесятницы следует еще шесть недель, каждая из которых посвящена какому-то евангельскому событию. Так, «Светлая седмица заканчивается воскресеньем, являющимся как бы заменой (повторением) самого дня Пасхи, отчего оно и названо Антипасхою (в переводе с греческого – «вместо Пасхи»). В этот день Господь благоволил обновить радость Своего Воскресения новым явлением апостолам, в том числе и Фоме, который осязанием язв Господа удостоверился в действительности Его Воскресения. В воспоминание этого события Неделя Антипасхи получила еще название Недели о Фоме, или Фомина воскресенья.
Третья Неделя по Пасхе носит название Недели святых жен-мироносиц. Святая Церковь в своем богослужении в эту Неделю побуждает нас мысленно перенестись от Голгофы ко Гробу Христову и Его славному Воскресению, которого удостоились увидеть первыми жены-мироносицы. В четвертую Неделю – о расслабленном – Церковь воспоминает чудесное исцеление расслабленного Господом Иисусом Христом во второй год Его евангельской проповеди, в день иудейской Пятидесятницы. В среду 4-й седмицы празднуется Преполовение Пятидесятницы. В этот день воспоминается событие из жизни Спасителя, когда Он в преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме о Своем Божественном посланничестве и таинственной воде, под которой разумевается благодатное учение Христово и благодатные Дары Святого Духа.
В пятую Неделю – о самаряныне – святая Церковь воспоминает евангельскую беседу Господа Иисуса Христа с женщиной-самарянкой (Ин., зач. 12-е). В шестую неделю – о слепом – воспоминается дарование зрения Христом Спасителем слепорожденному в Иерусалиме в третий год Его евангельской проповеди (Ин., зач. 34-е). Это чудо, подобно выше воспоминавшимся в предшествующие Недели событиям, также являет Божественную силу и славу Воскресшего Господа, Который есть «Света Податель, от Света сый Свет»»*. На седьмое воскресенье по Пасхе назначена память 318 Отцов 1-го Вселенского собора, утвердивших православное учение о Божественности Христа. Божественное достоинство Спасителя было окончательно подтверждено в исполнении Его обетования о ниспослании Святаго Духа в день Пятидесятницы, празднование которой завершается памятью всех Святых, в первую очередь - свв. Мучеников, своей кровью продолживших свидетельство свв. Апостолов о Богочеловеке-Христе и подготовивших победу Христовой Церкви - Нового Израиля.
Сразу после воскресенья всех Святых начинается пост свв. Апостолов (Петровский пост), в связи с чем в субботу перед праздником Святой Троицы установлено поминовение всех от века усопших православных христиан - Троицкая вселенская заупокойная суббота. По аналогии с памятью всех Святых Поместным собором Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. установлена память всех Святых, в земле Российской просиявших, являющаяся дополнительным посвящением первого воскресенья поста свв. Апостолов. Говоря об особенностях богослужения этого периода в целом, необходимо, прежде всего, отметить, что все время от Пасхи до воскресенья всех Святых заполнено сплошной чередой сменяющих друг друга праздников, их попразднств и отданий, так что непраздничным остается только день Троицкой заупокойной субботы.
Богослужение Светлой пасхальной недели проходит по особому Пасхальному чину, почти полностью повторяющему богослужение воскресенья Святой Пасхи и имеющему следующие основные черты, придающие ему неповторимый праздничный характер. Это и исключение из последования чтения псалмов, и включение особых Пасхальных песнопений, и особое Пасхальное окончание богослужений с возвышением св. Креста и Пасхальным приветствием Христос воскресе. Все часы на сам праздник и на Светлой седмице заменяются особыми Пасхальными часами. Завершает богослужение Пасхальный крестный ход и Пасхальный молебен. Все дни Светлой недели воспринимаются как одно продолжающееся празднование Воскресения Христова. В ознаменование отверзения Христом дверей рая Царские врата остаются открытыми в течение всей недели. В Светлую субботу после Литургии раздается особый Пасхальный хлеб - Артос, освященный в первый день Святой Пасхи и все это время пребывавший в храме.
Богослужение возвращается к более привычному порядку, начиная с вечера под праздник Уверения ап. Фомы и Обновления Воскресения Христова (Фомино воскресенье). Все богослужения до отдания св. Пасхи начинаются и оканчиваются троекратным Христос воскресе из мертвых. Все 50 дней от Пасхи до Пятидесятницы в ознаменование радости о Воскресшем Спасителе отменяется преклонение колен (земные поклоны). Оно восстанавливается на особых коленопреклонных молитвах вечерни дня Пятидесятницы, испрашивающих у Троического Бога сугубого промышления о Церкви в окормлении живых и усопших христиан благодатию Святаго Духа. Основой богослужений этого периода являются гимнографические тексты, помещенные в богослужебной книге, именуемой Триодь Цветная. В настоящем издании эти тексты включены в общую схему того или иного богослужения; для Литургии приводятся лишь изменяемые песнопения и Новозаветные чтения. При этом имеется в виду только тот порядок службы, который не нарушается исключительными случаями: храмовым или некоторыми особыми праздниками Месяцеслова.
***
Службы Цветной Триоди начинаются с первого дня Пасхи и продолжаются до Недели всех святых, охватывая период в 50 дней. По словам схиархимандрита Иоанна (Маслова), «первоначальное название Триоди – «Цветная» – объясняется тем, что начало употребления ее совпадает с началом весны, временем цветов, которые могут служить прекрасным символом духовной красоты и изящества песнопений Цветной Триоди». Эти песнопения являются творениями многих святых отцов, и многие из них принадлежат прп. Иоанну Дамаскину, в том числе и одно из самых возвышенных и вдохновенных его творений – канон на Святую Пасху. Имея такое огромное гимнографическое богатство, трудно оставаться в стороне и не стремиться к его более глубокому познанию. Изучению Богослужебных текстов может послужить и это издание.
* Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Лекции по литургике.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Благая часть. 5 мая 2024
Воскресные беседы. Пасха
Кулинарное паломничество. Пасхальный салат. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Доцент Нижегородского университета Людмила Михайловна Кузнецова
Православный словарь. Геенна
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!