У книжной полки. Богослужения Триоди Цветной

28 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Христос воскресе! Пасха, Господня Пасха! С этими словами, как говорит митрополит Вениамин (Федченков), «связаны многочисленные священные воспоминания, ими же выражается и радость о нашем спасении по благодати Господа нашего Иисуса Христа, в воскресение Которого мы веруем всем сердцем». Как радостно, как торжественно в пасхальные дни поются песнопения в храмах, какая радость охватывает каждого православного человека, как всё вокруг ликует! В дни Светлой седмицы православные люди стараются прийти в храм на богослужение, в ходе которого, через молитвы, чтение Священного Писания и песнопения «непосредственно нашему сердцу открывается смысл и дух праздников». Поэтому весьма полезно углубляться в ход богослужений этих святых дней. В этом нам поможет очередная книга из 4-томного издания, выпущенного издательством Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Она называется - «Богослужения Триоди Цветной».

***

Вниманию читателей предлагается третий том сборника, посвященного богослу­жению особых дней пасхального и пос­лепасхального периодов церковного года. Напомню, что первый том данного издания охватывает богослужение особых дней Великого поста и предшествующих ему недель подготовительного периода. Второй том посвящен службам Страстной Седмицы, начиная со служб Лазаревой субботы и заканчивая богослужениями Светлого Христова Воскресения (хотя формально они относятся к Триоди Цветной). Еще один том посвящен двунадесятым праздникам. Ну а эта книга включает в себя богослу­жение особых дней периода от Пасхи до воспоминания всех Святых, в земле Российской просиявших, назначен­ного на второе воскресенье после Пятидесятницы.

Общее направление богослужебных воспоминаний этого периода задают важнейшие события Священной истории Нового Завета, завершающие великое дело на­шего спасения Иисусом Христом. Это -  Светлое Христово Воскресение - Пасха, особое празднование которой про­исходит на Светлой Пасхальной неделе, но в целом распространяется на все дни до Вознесения Господня, произошедшего на 40-й день после Воскресения. Далее само Вознесение и вскоре последовавшее за ним Сошествие Святаго Духа на Апостолов, положившее начало земно­му бытию Церкви Христовой и наполнившее новым смыслом ветхозаветный праздник Пятидесятницы, установленный в память о даровании Ветхому Израилю Синайского законодательства на 50-й день после Пасхи Исхода.

Воспоминания этих важнейших событий дополня­ются особым вниманием к теме Божественности Госпо­да нашего Иисуса Христа и духовного совершенствова­ния христиан во Христе. В Пасхальную Неделю тема эта раскрывается в Евангелии от Иоанна, начальные слова которого знают многие: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога» (Ин. 1-1). Далее до Пятидесятницы следует еще шесть недель, каждая из которых посвящена какому-то евангельскому событию. Так, «Светлая седмица заканчивается воскресеньем, являющимся как бы заменой (повторением) самого дня Пасхи, отчего оно и названо Антипасхою (в переводе с греческого – «вместо Пасхи»). В этот день Господь благоволил обновить радость Своего Воскресения новым явлением апостолам, в том числе и Фоме, который осязанием язв Господа удостоверился в действительности Его Воскресения. В воспоминание этого события Неделя Антипасхи получила еще название Недели о Фоме, или Фомина воскресенья.

Третья Неделя по Пасхе носит название Недели святых жен-мироносиц. Святая Церковь в своем богослужении в эту Неделю побуждает нас мысленно перенестись от Голгофы ко Гробу Христову и Его славному Воскресению, которого удостоились увидеть первыми жены-мироносицы. В четвертую Неделю – о расслабленном – Церковь воспоминает чудесное исцеление расслабленного Господом Иисусом Христом во второй год Его евангельской проповеди, в день иудейской Пятидесятницы. В среду 4-й седмицы празднуется Преполовение Пятидесятницы. В этот день воспоминается событие из жизни Спасителя, когда Он в преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме о Своем Божественном посланничестве и таинственной воде, под которой разумевается благодатное учение Христово и благодатные Дары Святого Духа.

В пятую Неделю – о самаряныне – святая Церковь воспоминает евангельскую беседу Господа Иисуса Христа с женщиной-самарянкой (Ин., зач. 12-е). В шестую неделю – о слепом – воспоминается дарование зрения Христом Спасителем слепорожденному в Иерусалиме в третий год Его евангельской проповеди (Ин., зач. 34-е). Это чудо, подобно выше воспоминавшимся в предшествующие Недели событиям, также являет Божественную силу и славу Воскресшего Господа, Который есть «Света Податель, от Света сый Свет»»*. На седь­мое воскресенье по Пасхе назначена память 318 Отцов 1-го Вселенского собора, утвердивших православное уче­ние о Божественности Христа. Божественное достоин­ство Спасителя было окончательно подтверждено в ис­полнении Его обетования о ниспослании Святаго Духа в день Пятидесятницы, празднование которой заверша­ется памятью всех Святых, в первую очередь - свв. Му­чеников, своей кровью продолживших свидетельство свв. Апостолов о Богочеловеке-Христе и подготовивших победу Христовой Церкви - Нового Израиля.

Сразу после воскресенья всех Святых начинается пост свв. Апостолов (Петровский пост), в связи с чем в субботу перед праздником Святой Троицы установлено помино­вение всех от века усопших православных христиан - Троицкая вселенская заупокойная суббота. По аналогии с памятью всех Святых Поместным собором Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. установлена память всех Святых, в земле Российской просиявших, являю­щаяся дополнительным посвящением первого воскресе­нья поста свв. Апостолов. Говоря об особенностях богослужения этого перио­да в целом, необходимо, прежде всего, отметить, что все время от Пасхи до воскресенья всех Святых заполнено сплошной чередой сменяющих друг друга праздников, их попразднств и отданий, так что непраздничным оста­ется только день Троицкой заупокойной субботы.

Богослужение Светлой пасхальной недели проходит по особому Пасхальному чину, почти полностью повто­ряющему богослужение воскресенья Святой Пасхи и имеющему следующие основные черты, придающие ему неповторимый праздничный характер. Это и исключение из последования чтения псалмов, и включение особых Пасхальных песнопений, и особое Пасхальное окончание богослужений с возвышением св. Креста и Пасхальным приветствием Христос воскресе. Все часы на сам праздник и на Светлой седмице заменяются особыми Пасхальными часами. Завершает богослужение Пасхальный крестный ход и Пасхальный молебен. Все дни Свет­лой недели воспринимаются как одно продолжающееся празднование Воскресения Христова. В ознаменование отверзения Христом дверей рая Царские врата остаются открытыми в течение всей недели. В Светлую субботу после Литургии раздается особый Пасхальный хлеб - Артос, освященный в первый день Святой Пасхи и все это вре­мя пребывавший в храме.

Богослужение возвращается к более привычному по­рядку, начиная с вечера под праздник Уверения ап. Фомы и Обновления Воскресения Христова (Фомино воскресе­нье). Все богослужения до отдания св. Пасхи начинаются и оканчиваются троекратным Хри­стос воскресе из мертвых. Все 50 дней от Пасхи до Пятидесятницы в ознаме­нование радости о Воскресшем Спасителе отменяется преклонение колен (земные поклоны). Оно восстанав­ливается на особых коленопреклонных молитвах вечер­ни дня Пятидесятницы, испрашивающих у Троического Бога сугубого промышления о Церкви в окормлении живых и усопших христиан благодатию Святаго Духа. Основой богослужений этого периода являются гимнографические тексты, помещенные в богослужебной книге, именуемой Триодь Цвет­ная. В настоящем издании эти тексты включены в об­щую схему того или иного богослужения; для Литургии приводятся лишь изменяемые песнопения и Новозавет­ные чтения. При этом имеется в виду только тот поря­док службы, который не нарушается исключительными случаями: храмовым или некоторыми особыми праздни­ками Месяцеслова.

***

Службы Цветной Триоди начинаются с первого дня Пасхи и продолжаются до Недели всех святых, охватывая период в 50 дней. По словам схиархимандрита Иоанна (Маслова), «первоначальное название Триоди – «Цветная» – объясняется тем, что начало употребления ее совпадает с началом весны, временем цветов, которые могут служить прекрасным символом духовной красоты и изящества песнопений Цветной Триоди». Эти песнопения являются творениями многих святых отцов, и многие из них принадлежат прп. Иоанну Дамаскину, в том числе и одно из самых возвышенных и вдохновенных его творений – канон на Святую Пасху. Имея такое огромное гимнографическое богатство, трудно оставаться в стороне и не стремиться к его более глубокому познанию. Изучению Богослужебных текстов может послужить и это издание.

 

* Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Лекции по литургике.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать