Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Чтобы последовать Христу, надо ведать глас Его. Изучи Евангелие и возможешь жизнию твоею последовать Христу», - учит нас святитель Игнатий (Брянчанинов). Святитель 4 века, Иоанн Златоуст, считал Писание основным, достаточным и обязательным источником и вероучения, и нравственного назидания. «Кто согласен с Писаниями, тот христианин, - говорил он, - а кто с ними не согласен, тот далек от истины». Его изъяснения Священного Писания, обычно в форме бесед, до сих пор считаются одним из лучших толкований во всей мировой богословской литературе. Среди них особенно известны беседы на Евангелия от Матфея и от Иоанна, а также беседы на Послания апостола Павла. Последние из перечисленных бесед составили книгу, которая вышла в издательстве «Правило веры» и называется - «Толкования Посланий апостола Павла».
***
«Не ожидай другого учителя; есть у тебя слово Божье, – никто не научит тебя так, как оно. Ведь другой учитель часто многое скрывает то из тщеславия, то из зависти. Послушайте, прошу вас, все привязанные к этой жизни, приобретайте книги – врачество души. Если не хотите ничего другого, приобретите по крайней мере Новый Завет, Деяния апостолов, Евангелие – постоянных наших наставников. Постигнет ли тебя скорбь, приникай к ним, как к сосуду, наполненному целебным веществом. Случается ли утрата, смерть, потеря ближних – оттуда почерпай утешение в своем несчастии. Или лучше – не приникай только к ним, но принимай их всецело и храни в своем уме. От незнания Писания – всякое зло. Мы выходим на войну без оружия, – и как нам спастись? Легко спасаться с Писаниями, а без них невозможно». Так пишет святитель Иоанн Златоуст, размышляя над строками Посланий апостола Павла.
Святитель Иоанн - один из величайших Отцов Вселенской Церкви, любимейший учитель и пастырь чающего Истины человечества. Родился он в 347 году в Антиохии Сирийской. Получив прекрасное образование, некоторое время служил адвокатом. Однако, обратившись к изучению христианского богословия под руководством святителя Мелетия, архиепископа Антиохийского, св. Иоанн скоро крестился, а в 370 году был определен в клир на должность чтеца и продолжил обучение у самых знаменитых представителей Антиохийской богословской школы, прославленной своей несравненной экзегетикой. После смерти горячо любимой матери Златоуст 6 лет провел в пустыне. Возвратившись в Антиохию, он в 381 году был рукоположен во диакона, а через 5 лет и во пресвитера.
В 397 году великий пастырь был поставлен архиепископом Константинопольским. Но неожиданное избрание на столь высокий пост провинциального священника, человека без всяких связей и знакомств в столице, да к тому же резко обличавшего роскошь и суетность столичной жизни, жадность и распущенность константинопольской знати, вызвало всеобщее недовольство. К травле подключилась сама императрица, и был созван собор, приговоривший святого Иоанна к изгнанию: в 404 году Святитель был сослан в Армению, где пробыл два года. Затем его отправили в Абхазию, однако великий пастырь скончался в пути 27 сентября 407 года. Мощи его были перенесены в Царьград в 438 году.
По словам протоиерея Георгия Флоровского, «как проповедник и как учитель, Златоуст был, прежде всего, экзегетом. Всех и каждого он постоянно и настойчиво призывает к прилежному чтению Библии. И особенно, как полагает святитель, в этом нуждаются мирские люди. «Ибо монахи вдали от городов пользуются большей безопасностью. Но мы, живущие среди моря греховных пожеланий и искушений, мы нуждаемся в Божественном лечении, чтобы исцелиться от обременяющих нас язв и предохранить себя от будущих ранений, чтобы уничтожить Писанием огненные стрелы сатаны». По словам святого Иоанна, «и в кратком изречении Божественного Писания можно найти великую силу и несказанное богатство мыслей».
О том, что придает изъяснительному методу Златоуста исключительное своеобразие, издатели пишут: это его манера богословствовать. С точным и убедительным комментарием, опирающимся на исчерпывающее знание текста и блестящую эрудицию, святитель сочетает нравственные наставления, прежде всего, предлагая их читателю. Неподражаема и поистине кристальная ясность златоустовского изложения Божественной мысли, несущая в себе тончайшие моменты духовного понимания. При этом писатель уделяет огромное внимание истории текста и грамматико-логической стороне речи, будучи в то же время чужд мертвящего буквализма.
Таким образом, по мнению издателей, толкования великого пастыря, ярко и глубоко передавая духовное совершенство евангельских образов и идей, носят морально-практический характер». И как нельзя лучше этот характер отражают «Толкования Посланий апостола Павла и Колоссянам и Евреям». Кроме того, они несут в себе и громадный, так сказать, «теоретический» потенциал. Это связано с тем, что Апостол в Послании к Колоссянам излагает истинное учение о Христе в противоположность суемудрию философов-гностиков, а в Послании к Евреям - в противоположность узконациональным и ветхозаветно-мессианским настроениям христиан из иудеев.
Строго следуя целеполаганию святого Павла, Златоуст в Толковании на Послание к Колоссянам последовательно изображает Божественное величие Христа, показывая, что Христос - Бог и Сын Божий, Творец и Промыслитель мира и глава Церкви, «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно». Предостерегая против старых и новых лжеучений, Святитель увещевает колоссян к святости жизни и предлагает специально нравственные наставления. В Толковании на Послание к Евреям главной своей целью Златоуст ставит изображение превосходства Нового Завета перед Ветхим. Он неуклонно доказывает превосходство Христа и перед Пророками, и перед Ангелами, и перед Моисеем, в том числе и превосходство первосвященнического служения Христа перед левитским служением. Осмысляя новозаветное служение и Жертву Христову, Святитель, неукоснительно следуя Апостолу, показывает прообразовательное значение ветхозаветной скинии и превосходство Жертвы Нового Завета.
Приводя примеры веры от допотопных времен до времен послемоисеевых, Златоуст увещевает к принятию и удержанию христианской веры». По слову святого проповедника, именно вера - есть «новый и живой путь, ведущий в Царствие Божие, - путь, по которому следует стремиться, взирая на Самого Начальника и Совершителя веры Иисуса. Побуждая христиан терпеливо переносить страдания земной жизни, Святитель и в этом Толковании предлагает специально нравственные наставления, в том числе и к добродетельной жизни».
***
Святитель Иоанн Златоуст, оратор и богослов, по словам издателей, непревзойденный мастер православного красноречия и великий моралист. Он - подлинный сосуд благодати, говорящий как бы от уст Самого Творца и поэтому силой Духа Святого и мощью своего слова благодатно изменяющий человека, читающего его творения, и приводящий человека к Богу. Знаменитый проповедник 4 века стремился к тому, чтобы его слушатели искали, по словам святителя Феофана Затворника, «преспеяния в христианской жизни», то есть того, «что потребно вступившим на добрый путь спасения». Задачей своей святой отец видел, ревнуя о славе Божией, тронуть «спящее» сердце христианина, разбудить его и подвигнуть на неуклонное стремление к вечному блаженству.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!