У книжной полки. Священник Даниил Сысоев. Толкование на Послание апостола Павла к Римлянам в 4-х частях

19 ноября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

По словам блаженного Феофилакта Болгарского, «постоянное чтение Божественных Писаний ведет к познанию их, ибо нелжив Тот, Кто сказал: ищите и найдете; стучите, и отворят вам (Мф.7:7). Поэтому мы узнаем и тайны посланий святого апостола Павла, если будем читать эти послания постоянно и тщательно. Апостол сей всех превзошел словом учения. И справедливо, ибо он больше всех потрудился и приобрел обильнейшую благодать Духа». Конечно, обращаясь к изучению Священного Писания, нам нужно всегда иметь под рукой книги, объясняющие тот или иной библейский текст. В настоящее время известны толкования апостольских посланий, написанные святителями Иоанном Златоустом и Феофаном Затворником, блаженным Феофилактом Болгарским и другими. А одним из современных толкователей Священного Писания был священник Даниил Сысоев, считавший проповедь о Христе неотъемлемой частью своей жизни, которая окончилась в ноябре 2009 года. Но, жизнь проповедника слова Божьего не заканчивается его смертью, и об этом свидетельствуют труды отца Даниила, которые еще не все изданы, но постепенно выходят в свет в издательстве Благотворительного фонда «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева». И сегодня на нашей книжной полке одно из последних изданий.

*** 

Итак, сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу священника Даниила Сысоева - «Толкование на Послание апостола Павла к Римлянам», выпущенную в свет в 4 частях. Как отмечает в предисловии автор, «Послание к Римлянам — это первое из посланий апостола Павла. Как известно, всего у него четырнадцать посланий. В Священном Писании они распределены не по порядку их написания, а по раз­меру. Самые большие и важные в начале, а потом уже по убывающей. Единственное исключение — Послание к Евреям. В строгом смысле это даже не послание, а некий богословский трактат, толкование на определенную богословскую тему. Поэтому Послание к Евреям отличается по стилю от остальных посланий.

Если же говорить о Посланиях к Римлянам, то «это первое и одно из самых важных посланий, напи­санных апостолом Павлом. В нем рассматривается вопрос искупления, совершенного Христом, разница спасения через закон и через благодать, расска­зывается о первородном грехе, говорится о будущей славе спасенных, о спасении Израиля, повествуется также об отношении к государственным властям и об отношении христиан между собой. Послание это, по словам автора, обращено к Римской Православ­ной Церкви, к одной из апостольских Церквей. Что такое апостольская Церковь, думаю, - говорит автор, - понятно. Это Церковь, основанная лично апостолами. Сейчас существуют следующие апостольские Православные Церкви. Это Антиохийская Церковь, Александрийская, Иерусалимская. Кроме того, это Церкви Коринфа, Афин, Фессалоник и другие.

Как отмечает отец Даниил, сразу после Пятидесятницы Православная зем­ная Церковь возглавлялась двенадцатью апостолами, первым из которых был Петр. Так и написано в Евангелии от Матфея: «Первый Симон, называемый Петром» (Мф. 10, 2). По древнейшему преданию, апо­стол Петр является основателем Римской Церкви, но на самом деле христиане появились там задолго до него. В Риме был целый квартал, в котором жили иудеи. Они путешествовали в Святую землю, так как любой иудей был обязан хотя бы раз в жизни побы­вать в Иерусалиме. Евреи Рима были очень богаты и влиятельны. К примеру, всякая попытка критико­вать евреев оканчивалась народным мятежом. Поэ­тому евреев в Риме критиковать боялись, о чем даже писал Цицерон. В иудейском квартале было несколь­ко десятков синагог, и римские евреи имели тесней­шую связь с храмом.

Таким образом, связи между Иерусалимом и Римом были очень тесные. Многие иудеи приезжали в святой город Иерусалим, а особенно на праздники. Вы помните, что на праздники в Иерусалиме про­поведовал Христос Спаситель. Он проповедовал на Пасху, на праздник Кущей, на праздник Пятидесят­ницы. Именно тогда многие иудеи могли слышать и слышали Христа. Стало быть, первые сведения о Христе и пер­вые уверовавшие во Христа иудеи появились в Риме еще во времена Иисуса. Первые же крещеные христиане появились вскоре после дня Пятидесят­ницы, поскольку в том скоплении из трех тысяч человек, ставших свидетелями сошествия Святого Духа на апостолов, были и «пришедшие из Рима» (Деян. 2, 10).

Именно эти новообращенные христиане, которых крестил апостол Петр, основали Церковь Христову в Риме. Они пришли и создали первые общины, кре­стили первых уверовавших, а вскоре к ним прибы­ли ученики апостолов. Там был и Аполлос, и Акила с Прискиллой, и другие апостольские ученики, но окончательно Римская Церковь была утверждена апостолами Петром и Павлом незадолго до их смер­ти. Когда они прибыли в Рим в 64 году, то рукопо­ложили первых епископов. Первым из них был Лин, далее Анаклет, после Климент. Все они находятся в наших святцах. Кстати говоря, они считаются не только епископами Рима, но и входят в число семи­десяти апостолов. Один из этих семидесяти — святой апостол Климент, папа Римский, был казнен у нас в Севастополе (Херсонесе). Он основал Инкерманский храм. Кто бывал в Севастополе, знает об этом.

Римская Церковь с самого начала была одной из самых сильных Церквей, потому что находи­лась фактически в столице мира. Туда собирались христиане со всех концов мира. Сначала Церковь составляли христиане-иудеи, но очень быстро поя­вились и христиане из язычников. В 44 году в Риме произошло событие, о котором говорит Светоний. В еврейских кварталах начались споры из-за некоего «Хрестуса», как пишет Све­тоний. По этой причине император Клавдий изгнал евреев из Рима. Понятно, что Хрестус — это Иисус Христос. Из-за Него были споры, а в результате Римская Цер­ковь очень рано стала общенациональной, то есть ее составляли обращенные из всех народов. Евреи очень скоро вернулись в Рим, так как указы импе­раторов против евреев обычно не держались больше трех-четырех лет. По понятным, думаю, причинам: вносилась соответствующая мзда и указ отменялся.

И вот весной 57 года, скорее всего Великим постом, к этой Церкви пишет апостол Павел. Он написал это послание, поскольку желал попасть в Рим для проповеди, чтобы и там обратить людей ко Христу. Он обращается именно к этой Церкви и стремится и там принести плод своей душе. Объяснение этого послания и предлагает далее отец Даниил. В первой части этого издания, которая называется «Причины неверия в Бога» - показывается главная причина неверия людей в истинного Бога, Творца вселенной, раскрываются понятия естественного откровения и врожденного богопознания. Вторая часть получила название – «Закон, грех и благодать». Многие пытаются спастись законом и впадают в отчаяние, уныние и безнадежность. Это и естественно, «ибо дела­ми закона не оправдается никакая плоть» (Гол. 2, 16). Данная часть послания, по словам автора, имеет чрезвычайно важное зна­чение для нашего личного спасения. Истины, которые в ней содержатся, и ее учение яростно отвергаются современными еретиками.

Все это заставляет нас остановить пристальное внимание на данных священных словах апостола Павла. Есть центральное понятие, данное в Книге пророка Аввакума: «Праведный своею верою жив будет» (Авв. 2, 4). Отныне Бог требует от человека не чего иного, как православной веры, которая делает человека праведным. На том, как эта правед­ность развивается в человеке, апостол Павел останавливает­ся в данной части. В третьей части говорится о «Судьбе еврейского народа», и объясняется с 9-й по 11-ю глава послания к Римлянам. Здесь разбирается судьба еврей­ского народа по плоти. Рассматривается, как к нему отно­ситься. Апостол показывает соотношение двух заветов — Ветхо­го и Нового. Он объясняет, каким образом обещания, дан­ные в Ветхом Завете, сохраняются до сих пор. Заключительная часть называется – «Как носить немощи друг дру­га?» Кто такие немощные в вере? Как к ним должно относиться? Как лечится немощность в вере? Кто такие «сильные»? Как носить немощи немощного и как правильно уго­ждать человеку? Эти и многие другие вопросы разбира­ются в данной части послания.

***

По словам отца Даниила, «святой Павел - это призванный апостол, «избранный к благовестию Божию» (Рим. 1,1). Он - апостол, специально отделенный от всех остальных людей, чтобы быть носителем благой вести Божией. Он специ­ально отделен, чтобы нестись с этой вестью по всему миру и возвещать, что спасение состоялось». Где только была для людей возможность спасения, хотя бы в самой малой степени, там апостол Павел употреблял все старания любящего отца к тому, чтобы спасти своих духовных чад от погибели. К этому стремился и отец Даниил, который очень любил проповедовать о Христе и считал главной целью миссионера – «влюбить во Христа весь мир!»

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать