У книжной полки. Протоиерей Андрей Ткачев. "Сидельцы"

29 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Свобода. Тюрьма. Кажется, эти понятия прямо противоположны друг другу. Но так ли всё просто? Может ли свободный человек находиться в неволе, и даже не осознавать этого? Конечно, может. Многие люди, считая себя свободными, находятся в рабстве, например, у своих страстей, ненавистной работы или как писал Пушкин – в «неволе душных городов», где «торгуют волею своей» и «просят денег да цепей». Неужели таких людей можно назвать свободными? А сидящий в тюремной камере – может ли он быть по-настоящему свободным? И на этот вопрос можно ответить утвердительно. Но как это возможно? И нужно ли жалеть да помогать тем, за кем захлопнулись тяжёлые ворота темницы? На эти сложные и, как кажется на первый взгляд, противоречивые вопросы читатель будет искать ответы вместе с протоиереем Андреем Ткачёвым, открыв его новую книгу под названием «Сидельцы», вышедшую в свет в издательстве Воскресение.

***

Тюрьма – это место, от которого, как известно, не зарекаются. В тюрьмах сидели многие святые. Сидел Иосиф Прекрасный, оклеветанный хозяйкой. Сидел ветхозаветный пророк Иеремия. Причем не столько в тюрьме, сколько в зиндане, то есть яме. Последние дни перед казнью провел в тюрьме Иоанн Предтеча. Под арестом и пытками побывал Сам Спаситель. А святым мученикам, перенесшим темничное заключение за веру и правду в христианскую эпоху, воистину нет числа. Ну а в тюрьме греха – «внутренней Бастилии», которую не так-то просто взять штурмом, - находится большинство людей. Размышляя над этой непростой темой, отец Андрей Ткачёв в свойственной ему убедительной манере разворачивает перед читателями множество граней понимания феномена неволи, рассуждая о нём с социальной, культурной, исторической и, конечно же, духовной точек зрения.

Так, например, отец Андрей сравнивает различные заведения, в которых человек несвободен, с параллельными мирами. Что это за миры? Это могут быть, к примеру, больницы. Попадая туда, мы, по словам автора, погружаемся «в совершенно другую реальность»: видим там «очереди больных людей, забеганных, замученных врачей». А есть еще дома престарелых, которые безрадостнее, чем тюрьма. Потому что из тюрьмы есть надежда выйти. Из дома престарелых – нет. Есть хосписы, которые могут быть зализанными, красивыми и чистыми. Но они похожи на дома престарелых, потому что из них только один выход, только в одну сторону. Есть те самые тюрьмы, которые вообще параллельный мир. А там тоже миллионы людей. Людей. Не скотов и не демонов, а людей.

И как отмечает автор, один из механизмов нашей жизни, болезненно неизбежный, - узнавание её изнанки через страдания. Покуда у нас всё хорошо и мы не испытываем скорбей, мы не можем понять других людей, и не можем понять боль другого человека. А у пережившего скорбь, «появляется возможность сострадания, возможность сопереживания, возможность деятельной любви к страдающему человеку. Этим, как говорит отец Андрей, пронизано очень много текстов. В том числе, текстов литературы. Например, Антон Павлович Чехов говорил, что у двери, за которой живет счастливый человек, должен стоят человек с молоточком и, регулярно стуча в двери дома счастливого человека, напоминать ему о том, что ты-то сейчас счастлив, а, кроме тебя, в этом мире многие несчастливы». И им нужна помощь.

Но, как говорит отец Андрей, «если речь идет о том, чтобы помогать и жертвовать, то охотнее всего жертвуют на маленьких детей. Потому что дети милые, безгрешные и беззащитные. Можно сделать им «сю-сю» или «бо-бо», потрепать по щечке, поулыбаться, поцеловать их в лобик. Гораздо тяжелее жалеть и миловать стариков. Беспомощных, потерявших силу и красоту, временами вредных и ворчливых, отталкивающих запахом или внешним видом и далее по списку. А еще тяжелее жалеть заключенных, «зэков» по советской терминологии. «Раз сидят, значит, виновны. Чего их жалеть?» – скажет обыватель и будет отчасти прав. Отчасти. Ведь «любого из нас, – как сказал писатель Фридрих Дюрренматт, – можно посадить в тюрьму без объявления вины, и каждый в глубине души будет знать, за что. Страшно слушать, но трудно возражать, - заключает автор.

Редкий из сынов человеческих, - говорит он, - на том последнем Суде сможет поднять глаза на Сидящего на престоле. Большинство будет стоять, опустив голову. Это в привычной земной реальности мы скручиваем нити оправданий и сплетаем кружева силлогизмов. На том Суде все будет проще и быстрее. Но пока не поздно, нам нужно просто понять, что мир сей не есть место наслаждений, но каторга и юдоль печалей. Люди болеют, нуждаются в еде и одежде, терпят насилие, сидят в тюрьмах, бьются о тысячи окаменевших проблем, как рыба об лед. И нужно помогать людям нести крест свой. Нужно плакать с плачущими и радоваться с радующимися. Нужно делиться едой, пускать под кров путешествующих, навещать больных и переживать о заключенных.

Говоря о Страшном суде, Христос перечисляет добрые дела, делая которые человек может угодить лично Ему, Спасителю (см.: Мф. 25: 31–46): накормить голодного, приютить бездомного, посетить больного… Это евангельское учение широко известно. Там же есть и слова о заключенных: В темнице был, и вы пришли ко Мне. Среди прочего (призыва к практическому милосердию) это означает также и то, что заключенные в темницах будут всюду и всегда до скончания века. Точно так же будут и больные, и бедные, и лишенные крова. Нищие всегда будут среди земли твоей (Втор. 15: 11) – говорит Писание. И это при том, что все благословения Израилю имели подчеркнуто земной, материальный характер. Богатство, многодетность, долголетие – вот признаки обильных благословений. И при этом все же нищие всегда будут среди земли твоей. В ту же меру всегда будут голодные, жаждущие, раздетые и… находящиеся в заключении. Отсюда народная мудрость, повелевающая от сумы и тюрьмы не зарекаться. Отсюда же и требование жалости и сострадания к тем, кто лишен свободы.

Для нашего спасения, по словам отца Андрея, идея помогать сидельцам очень важна. По стране их несколько миллионов. Множество зон и там тьмы тем сидельцев. Желающие анонимно помочь могут послать в зону посылку, поискать в интернете, кому именно и что нужно. Это что-нибудь теплое или еда, которая долго хранится – всё сойдет. Это значит – ты Христу посылку отослал за полярный круг в какую-нибудь тюрьму, в Магадан. И потом Христос на Страшном Суде тебе скажет: «Я был в тюрьме, и ты прислал Мне свитер. Видишь свитер на Мне, это ты прислал Мне. В этом свитере Я и хожу. Заходи в радость Господа Твоего. Я был в тюрьме и ты прислал Мне банку сгущенки. Эта сгущенка спасла Меня от голода. Спасибо тебе. Заходи в радость Господа Твоего».

Как отмечает отец Андрей, «человек не рождается, чтобы говорить на фене, пить чифир и набивать на теле новую наколку. Посмотрите на маленьких детей, будь то у мамы на руках или на детской площадке. Кого из них вы можете легко представить одетым в робу, худым и кашляющим, со злыми глазами, затаившими ненависть ко всему миру? Пожалуй, никого. А ведь вырастают малыши, становятся дядями и тетями – и садятся. Выходят и садятся снова. И привыкают к тюрьме, как к дому, и уже не выходят. Это одна из страшных и повсеместных бед помимо войн, болезней и всего прочего, мешающего жить человеку. Можно сделать вид, что это меня не касается. В конце концов это так естественно – зажмуриться и отвернуться от беды, чтобы не ранить лишний раз сердце. Но Евангелие говорит: В темнице был, и вы пришли ко Мне. И значит, надо, не впадая в иллюзии о водворении рая на земле, думать и об этом. О том, что в XXI веке человек продолжает оставаться эгоистичным и жестоким. О том, что полной справедливости в этом мире нет, хотя к ней и нужно стремиться. И о том, что евангельский свет должен проникать и по ту сторону тюремной решетки, где только один Бог разберет, кто прав, а кто виновен».

***

Как отмечают издатели, «Сидельцы» — одна из самых необычных книг протоиерея Андрей Ткачёва. Она подсказывает читателю путь из темницы грехов и ошибок на волю — к милосердию, состраданию и любви. По словам священника, каждый из нас ежедневно встречает Христа, но не узнает Его. Такова наша слепота. Таково поведение узников тюрьмы эгоизма. Но Христос рядом. Он воплотился не призрачно, но истинно и непреложно. Ему можно и нужно служить каждый день через творение самых малых, самых простых добрых дел, сознательно совершаемых нашим ближним о Господе. Об этом напоминает нам протоиерей Андрей Ткачев со страниц книги «Сидельцы».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать