У книжной полки. Архимандрит Рафаил (Карелин). Тайна спасения

3 января 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Без сомнения, можно сказать, что архимандрит Рафаил (Карелин) — один из наиболее ориги­нальных и самобытных церковных писателей наших дней. И в то же время — один из наиболее издаваемых. Ему принадлежит множество проповедей, полемических статей, посвященных актуальным вопросам современной церковной жизни, статей, в которых рассматриваются различные проблемы аскетического и нравственного характера. Они достаточно разноплановы, разно-темны. Но вместе с тем если пытаться как-то охарактеризовать творчество отца Рафаила в целом, то можно сказать так: это автор, а точнее человек, который стремится всегда и во всех обстоятельствах говорить в первую очередь о том, что едино есть на потребу (Лк. 10, 42), то есть о спасении. Об этом отец Рафаил напоминает нам и со страниц книги, которая вышла в свет в издательстве Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и называется – «Тайна спасения».

***

Как отмечают издатели, сегодня говорят, и пишут, и по­лемизируют о многом. Но, к сожалению, главное очень часто остается в стороне, остается забытым. Главное же — человеческая душа, ко­торой, по слову Спасителя, не стоит весь мир (см. Мк. 8, 36). Душа и ее сокровенная в Боге жизнь. И это, конечно, не может быть случайным. Для того чтобы рассуждать о тонких богословских вопросах, нужно хорошо изучить богословие. И для того, чтобы рассуждать о проблемах, стоящих перед Церковью сегодня, — столь же хорошо изучить церковную историю. Для того же, чтобы говорить и писать о душе и ее жизни, нужно хорошо узнать душу свою и души других людей. А это — гораздо сложнее. Надо быть очень строгим и внимательным по от­ношению к себе, чтобы на самом деле понять: что есть голос души и что — голос страсти; к чему стремится душа ради любви к Богу и к чему — по любви лишь к себе самой.

И в то же время необходимо научиться любить тех, кто рядом: ведь только тогда сквозь несовершенства и недостатки, немощи и пороки можно разглядеть в людях то доброе и чистое, что, несмотря на испорченность человеческой природы, сохранилось в них, то, за что любит человека Господь. Иными словами, для того чтобы писать о духов­ном, надо стать духовным, надо принять Дух, а для этого — дать свою кровь и свой пот. То есть необ­ходим подвижнический опыт, плодом которого становится истинное, неложное слово о пути спасения. Подобный духовный «плод» и предложен читателю настоящей книги: в рассуждениях, в мыслях автора, в его кажущихся порой слишком жесткими и безапелляционными оценках.

Порой, - пишут издатели, - приходится сожалеть, что, как правило, архимандрит Рафаил избегает говорить о себе, а если и допускает это, то больше по необходимости, очень вскользь. Поэтому и издания его книг, вы­зывающих столь большой интерес, оказываются лишенными каких бы то ни было биографических данных о том, кому они принадлежат. Однако автор — монах, и тем его нежелание писать о самом себе вполне объясняется. Впрочем, - как отмечают издатели, - не будет, наверное, большой ошибкой сказать, что биография отца Рафаила, его лицо это и есть его книги. В них он открывается человек удивительно тонкий, глубокий и, пожалуй, важнее всего, удивительно искренний. Он совершенно не терпит ничего, что заключало бы в себе хотя бы самую незначительную ложь или лукавство. Этим объясняется «жесткость» «безапелляционность» его суждений, его убежденность в том, что «путь мученичества» превосходнее «пути компромиссов».

Однако надо также сказать и о том, что книга, «Тайна спасения», имеет одно существенное отличие от всех, издававшихся прежде. Она состоит из двух частей. Первая — это беседы о духовной жизни, о том, что открывается чело­веку на его пути к Богу, что вызывает радость и скорбь, заставляет порой останавливаться и с болью всматриваться в свое собственное серд­це. Здесь — исполненные поразительной силы слова о том, как достичь блаженства, доступного лишь сознательно обрекающим себя на подлин­ную «духовную нищету». Здесь — учение о мо­литве, которая должна стать для христианина главным делом его жизни, ее стержнем. И здесь же — отблески той Божественной красоты, внезапным откровением которой замирает иногда в безмолвном восхищении человеческая душа и которой ищет затем всю жизнь в слезах покаянного плача.

По словам отца Рафаила, «спастись – значит найти Бога и самого себя. Каждый человек – неповторимое явление, в этом выражены премудрость и красота Создателя. Некоторые считают спасением отказ от себя как личности и индивидуальности, растворение в какой-то общей, абстрактной идее. Это, как нам кажется, заблуждение. Человек должен освободиться не от себя, а от чуждого в себе, сохранив свою личность и индивидуальность как дар Божий. Если бы целью творения было обобщение и унификация, то Господь мог сотворить нас в виде одинаковых геометрических фигур. Каждый человек имеет неповторимую телесную структуру. Это знак того, что каждый имеет и единственную во всем мироздании душу. И в этом как бы приоткрывается нам красота Божия, отображенная не в однообразии, а в многообразии Своего творения.

Человек должен найти себя среди чуждого, вторгшегося в него, обступившего со всех сторон. А чуждое – это грех, страсти и мир. Но на духовном пути часто встречается именно такая ошибка: чтобы освободиться от чуждого и наносного, человек ломает не только грех, но и себя, уничтожает данную ему от Бога неповторимость своей личности, то есть лицо своей души. Это похоже на то, как если бы реставратор, вместо того чтобы очистить картину от копоти и грязи, загрунтовал ее и написал на том же холсте другую картину, да при этом еще и неумело. Человек находит себя, только борясь с грехом: он как бы выкапывает и извлекает себя из земли своих страстей. Как отличить голос греха и страстей от голоса души? – на этот вопрос отвечает отец Рафаил. А еще предлагает задуматься читателю – верующий ли он человек? Почему современный человек остро ощущает дефицит времени? Существует ли «частичная» благодать? В чем заключается высшее служение человечеству? И многие другие вопросы, касающиеся нашего спасения, объясняются в первой части книги.

Вторая же ее часть — это воспоминания отца Ра­фаила о замечательных подвижниках уже ушедшего XX столетия, с которыми Господь по милости Своей свел его в этой жизни. О них автор пишет: «Господь дал мне возможность, которая уже не может повториться: встречи и общение с людьми, стяжавшими то, что потерял наш праотец, – благодать. В этих людях чувствовалась неземная сила, они излучали какое-то непостижимое духовное тепло. Самой жизнью своей они свидетельствовали о Боге, как лучи – о существовании солнца, в сердцах своих нося свет, зажженный от Фаворского света. Они имели то, о чем позабыл мир, что так трагически потеряло человечество, – святость.

Я был рядом с этими людьми, видел их, беседовал с ними, чувствовал исходящую от них благодать, ту особую мудрость, которая не только знает, но и видит. Я ощущал силу их молитв, проникновенность слов и в то же время, как это ни странно, не дорожил встречами с ними, встречами, которые и по сей день остаются величайшими событиями в моей жизни». Их образы, спустя годы воссозданные автором, удивительно яркие, какие-то пронзительные, они буквально приковывают к себе внимание читателя. Но опять-таки: от этих людей вновь приходится мысленно возвращаться к автору, пишущему о них с такой любовью. И конечно, гораздо больше, чем прежде, открывается в воспоминаниях об этих подвижниках он сам: понятным становится, что как человек, как монах и священник, а вслед за тем и как писатель он сформировался именно благодаря своему общению с ними.

***

Каждая книга отца Рафаила (Карелина) становится настоящим событием в мире православной литературы. И эта книга достоверно свидетельствует современникам о живом религиозном опыте и о реальности духовного мира. А тот, кому сначала отец Рафаил покажется чрезмерно «строгим», дочитав книгу до конца, убедится, что столь же строг он и к самому себе. Причем в последнем случае строгость эта похожа, наверное, даже на безжалостность. И про­исходит она, как кажется нам, от невозможности хотя бы в чем-то кривить душой или лукавить перед лицом истины. Ведь истина с примесью пусть даже и самой малой доли лжи уже не ис­тина, но та же ложь. А только в свете истины, в ее постижении может открыться человеку самая главная тайна — тайна спасения.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать