У книжной полки (детям). Иеромонах Роман (Матюшин). Книги "Светел дом" и "Святорусье"

16 ноября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Имя иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина) хорошо знакомо миллионам русских людей. Автор духовных стихов и песен, член союза писателей России, простой русский инок, он давно стал родным и близким для многих православных христиан, любящих поэзию. О поэтических сборниках отца Романа мы не раз рассказывали в нашей программе, но все они были предназначены для взрослой аудитории читателей. А сегодня на нашей книжной полке находится два сборника, изданных специально для детей. И «хотя, - как говорит Ольга Надпорожская, детских стихов отец Роман не пишет. Но каждый, кто помнит себя ребенком и часто общается с детьми, знает, что они воспринимают настоящую поэзию подчас даже глубже, чем взрослые, и ценят, когда с ними разговаривают на равных». Поэтому для читателей юного возраста издательство Пальмира и выпустило две книги – «Святорусье» и «Светел дом». О них – далее в нашей программе.

***

Книга - «Светел дом» — это первая книга прекрасного русского поэта иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина), изданная для детей. Много лет отец Роман живёт в скиту Ветрово в Псковской области: служит в храме» ведёт хозяйство, в тёплое время года принимает паломников. Зимой отец Роман остаётся совсем один и пишет стихи и песни, которые знает вся православная Россия. Работая над иллюстрациями к этой книге, художница Наталия Назарова использовала детские фотографии иеромонаха Романа, побывала в скиту и на родине автора в селе Рябчёвск Брянской области. Поэтому главный герой книги так похож на самого поэта, а пейзажи — на его родные места.

В этой книге автор-поэт предлагает читателям свои воспоминания о детстве в стихах. Открывает книгу стихотворение, которое напомнит многим сельским и деревенским жителям, особенно жившим в прошлом веке, и их счастливые годы детства:

 

Печка Русская! Кормилица Руси!
Не тебе ль ребёнком глину я месил?
Хоть к работе сызмала привык —
Да не за день-два сложил тебя печник.
И кормила, и целила ты меня!
Утром радовала бликами огня.
Зажигала ты узоры на стекле —
Загорались да и таяли в тепле.
Никаких тогда не ведали носков,
Ноги в валенки пихнул — и был таков.
Накатаешься с ребятами зимой,
Наваляешься, и чуть живой — домой.
Пятки голые к горячим кирпичам,
И не надобно таскаться по врачам.
Ну а если друг сердечный забегал,
То и он ко мне на печку залезал.

 

 

Рассказывая о детстве, отец Роман часто вспоминает маму: говорит о том, как учила она его Закону Божиему, рассказывала о том, что за каждого из нас страдал Христос, и что жизнь каждого из нас находится в Его руках. Воспоминания об одном дне, материнская забота о сыне и ее наставление, отражены в следующем стихотворении:

 

Я заболел - с простудами дружил.
Хотя, откуда? Помню - было лето.
Скорее, Милосердый посетил,
Чтоб мне коснуться Неземного Света.

Ты стала чадо чтеньем утешать.
А я глядел на чудные картины,
И встрепенулась детская душа, -
Узнала Человеческого Сына.

Вот Он идет. За Ним - ученики,
Вот кто-то пальцем на земле рисует.
А вот стоят с колами мужики,
Иуда рядом, - страшный, а целует.

Вот Он раздет, а вот Ему сплели, -
Смекаю, - не ромашковый веночек.
А вот Его на горку повели.
Мать говорит: "И за тебя, сыночек".

 

Вторая книга «Святорусье», как и сборник «Светел дом», оформлена цветными иллюстрациями Наталии Назаровой. Как говорят издатели, она похожа на календарь: на её страницах сменяют друг друга времена года и церковные праздники, которые вместе с человеком встречает природа. Для автора этой книги, иеромонаха Романа, природа — это Храм, где всё сотворенное славословит Творца. Стихи отца Романа написаны в скиту Ветрово, среди лесов и болот, и эти же пустынные места изображены на иллюстрациях Наталии Назаровой. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», — говорится в Евангелии. Читая эту книгу, смотришь на Божий мир чистым взглядом монаха — и видишь Святую Русь, которая, как и всё святое, бессмертна.

Как пишет Ольга Надпорожская, «книга «Святорусье» появилась на Святках, и первые стихотворения в ней совпали с церковным календарём: они посвящены празднику Рождества Христова. Вот одно из них:

 

Снега — чуть, но ветер позатих.

Ночь, мороз, луна — кругом искрится,

И душа рождает сразу стих,

Забывая, что должна молиться.

После Храма почему не встать

Под такой Красой нерукотворной?

В Божьем мире — всюду благодать,

Радоваться Небу — не зазорно.

Лунная струится синева,

Превращаясь на кустах в серёжки.

Долы в ожиданьи Рождества

Брызжут огоньками понарошку.

Ничего не нужно представлять,

Кто не видит Красоты — несчастлив.

И душе ли слово не рождать,

Если сердце — не пустые ясли?

 

Поэтичные размышления о Рождестве Христовом «сменяют стихи о Богоявлении, потом о Благовещении, Пасхе, Троице — вся книга напоминает календарь, воплощенный в поэзии. В стихотворениях иеромонаха Романа церковный и природный календарь, Бог и послушное Ему творение — это единое целое. Заключительное стихотворение вбирает в себя весь год:

 

Как быстро почки распустились,

Закону Божьему верны.

Сады цветеньем обновились —

Нарядом радостной весны.

Как быстро лето наступило»

Ветра сорвали лепестки.

И солнце рябью ослепило

Стрекоз полуденной реки.

Как быстро листья пожелтели.

Уже и жатва позади.

И снова хлопья полетели

От стужи землю оградить.

И на глазах, в одно мгновенье,

Следы позёмка замела.

Пришла зима, неся забвенье-

Как быстро эта жизнь прошла

 

По словам Ольги Надпорожской, каждый поэт может правдиво написать только о том, что хорошо знает: нельзя поделиться тем, чего не имеешь, иначе начнешь раздавать пустоту. Многие русские поэты писали удивительные стихи о природе — но никто из них не смог так же глубоко сказать о Создателе. Говорить о Боге, о Богообщении — не в теоретических трудах, а в поэзии — может только тот, кто познал это на собственном опыте, кто посвятил жизнь тому, чтобы стать хоть немного ближе к Творцу. Но где найти такого человека? Конечно, среди православных монахов, даже среди святых, были поэты, которые составляли богослужебные тексты — красоту и глубину написанных ими произведений верующий человек начинает постигать по мере воцерковления. Однако они остаются недоступными для тех, кто не переступает порога Храма.

Если же духовные люди писали стихотворения, не предназначенные для богослужения, то, как правило, с литературной точки зрения эти произведения были не очень высокого уровня. Сам отец Роман говорит: «Нельзя писать прежде воцерковления — враг обязательно посмеётся». Свои произведения отец Роман пишет не во имя свое, а во имя Христово, и цель у него одна — помочь своим слушателям и читателям обрести Бога.

***

Как отмечает Ольга Надпорожская, при составлении сборника «Святорусье» у редактора были сомнения — включать ли в него стихотворение, которое завершает эту книгу? Не слишком ли оно печально для детей? На этот вопрос отец Роман ответил: «Пусть знают, что всё проходит очень быстро». Видимо, не от памяти смертной нужно беречь себя и своих детей, а от грязи и пошлости, которой так много вокруг нас. Отец Роман очень близко к сердцу принимает происходящее в мире — казалось бы, это странно для монаха-отшельника. Однако многие святые отцы учили в первую очередь заботиться о душе ребенка. Болея за нас, отец Роман пишет не только стихи, но и прозу, и публицистику — познакомиться со всеми его произведениями можно на сайте «Ветрово». А детей всё же лучше начинать знакомить с творчеством иеромонаха Романа, читая вместе с ними книги «Светел дом», «Святорусье» и, конечно же, слушая его песнопения.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать