Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Он любил математику и физику, и был философом. Сын своей эпохи, вооруженный научными знаниями нового времени, он видел, как беспомощны эти знания пред вековой мудростью человечества, которое веровало в Бога и выстраивало свою жизнь в соответствии с этой верой. Будучи священником, он сделал несколько десятков изобретений, написал множество статей в области химии и электротехники. Когда уже не мог служить, читал в институте лекции о трансформаторах и градиентах, работал на заводе, в ссылке в Забайкалье – изучал мерзлоту, на Соловках – водоросли. Его называли Паскалем и русским Леонардо да Винчи за его многогранность, универсальность. «Кроме колоссального образования и начитанности», он, по словам философа В.В. Розанова, горел «энтузиазмом к истине» и порою казалось, «что он святой, – до того необыкновенен его дух, до того исключителен...». Всё это говорится о священнике Павле Флоренском, которому писатель Тимофей Веронин посвятил свою новую книгу. Она вышла в свет в издательстве Московской Патриархии и называется – «Свидетель Вечности: Книга о священнике Павле Флоренском».
***
В основу этой книги положен очерк Тимофея Веронина, в котором описываются основные события жизни отца Павла Флоренского — от рождения до расстрела по ложному обвинению 8 декабря 1937 года. Особое внимание уделяется истории рода и творческому наследию священника. Широкий охват материала и доверительная интонация автора делают книгу одинаково интересной как для церковного, так и для светского читателя. В предисловии Тимофей Веронин пишет: «Книга эта — не научная биография и не исследование философии священника Павла Флоренского, хотя важнейшие вехи жизненного пути и стержневые идеи отца Павла в ней так или иначе изложены. Но главной моей задачей было показать, чем для меня как представителя поколения, пришедшего в Церковь на рубеже 80-90-х годов минувшего столетия, дорог и важен отец Павел Флоренский.
По своему направлению мой очерк ближе всего к книге Сергея Иосифовича Фуделя «Начало познания Церкви», в которой этот замечательный духовный писатель, исповедник, прошедший через десятки лет лагерей, тюрем и ссылок, делится своими воспоминаниями об отце Павле Флоренском и размышляет над страницами его книги «Столп и утверждение Истины». Конечно, я не могу иметь ни глубины духовного опыта христианского исповедничества Фуделя, ни живой теплоты отношения к своему герою, которого Сергей Иосифович знал лично. И все-таки в этой книге мне, - отмечает автор, - хотелось показать, что опыт отца Павла и его образ продолжают жить в сознании людей нашего поколения, что он по-прежнему важен для нас, как и для его современников».
«Человек уходит. Река времени заносит его следы на берегу жизни. Они наливаются водой, бледнеют и исчезают. И все же что-то остается от каждого, кто был вызван из небытия к этой жизни, и бывают такие люди, к следам которых все чаще хочется возвращаться. Память о них облагораживает и вдохновляет. Почему? Потому что они, идя своим путем по земным берегам, сердцем принадлежали Небу и вносили в наше житейское бывание дыхание Вечности и продолжали тот вечный сев, о котором говорил Федор Михайлович Достоевский устами своего героя старца Зосимы: «Бог взял семена из миров иных и посеял на сей земле и взрастил сад Свой... но взращенное живет и живо лишь чувством соприкосновения своего таинственным мирам иным...» Если человек в течение своей жизни знал это прикосновение, если он стремился к нему и жил им, то и следы на песке не расплывутся под разливом реки, но просияют нетленным золотом, как золотоносный песок горной речки.
К таким людям, несомненно, относился отец Павел Флоренский. Вновь и вновь всматриваться в его жизненный путь, вчитываться в его трудные книги, по мнению автора, - это светлое и радостное дело, которое никогда не остается напрасным, ведь душа находит духовную пищу и слышит зов Вечности и через знакомство с его жизнью, и через его письменное слово». Тимофей Веронин вспоминает самое начало своего студенчества, в конце 1980-х годов, когда, он, воспитанный в советском атеизме, вместе со многими другими русскими людьми испытал сильнейшую духовную жажду и стал искать истину. Тогда, - рассказывает автор, - «меня почему-то очень влек к себе отец Павел Флоренский, хотя я почти ничего о нем не знал. Один приятель дал мне почитать только что вышедшее издание книги этого священника «Столп и утверждение Истины», и я взял ее с благоговением, полистал таинственные, словно бы древние страницы (издана она была репринтом и сохраняла подобранные автором гравюры, и дореволюционную орфографию). Я даже начал читать, но почти сразу отложил в сторону — она оказалась мне не по зубам.
Как отмечает автор, нужно было пройти еще многим годам, чтобы книги отца Павла Флоренского открылись ему в своей вдохновляющей золотоносности. «Столп...» остался стоять на полке как неосуществленная мечта об обретении истины, а поиск будущего писателя и преподавателя Свято-Тихоновского православного университета продолжался. И через несколько лет милость Божия привела его в Церковь. «И хотя, - признается автор, - я не читал в те годы трудов отца Павла Флоренского, но мне сейчас кажется, что его миндалевидные глаза смотрели на меня со страниц непрочитанной, но оставшейся в моей комнате книги и звали к Богу. Потом я не раз читал и перечитывал отца Павла, вглядывался в его личность, в его путь, и всякий раз душа моя замирала от какого-то сладкого, радостного чувства. Кажется, еще немного — и через его облик, через его слово откроется какая-то бесконечная, все освящающая перспектива».
Вкратце о жизни священника Павла Флоренского можно рассказать следующее. Родился он 9 января 1882 года в местечке Евлах на западе нынешнего Азербайджана. По отцу его родословная уходит в русское духовенство, мать же происходила из старинного и знатного армянского рода. По отцовской линии Павел унаследовал как духовные склонности (благодаря чему в его лице род вернулся к священству), так и научные. От материнского рода отец Павел наследовал яркое ощущение красоты Божиего творения, любовь к природе и миру растений. Разность вероисповеданий родителей, а также характерное для образованного общества конца 19 века преклонение перед человеческим разумом явились причиной того, что юноша не получил в семье даже самых простых навыков церковной жизни. Приход Павла Флоренского к вере в Бога совершился летом 1899 года под влиянием целого ряда Божиих призывов, о которых он подробно рассказал в своих «Воспоминаниях».
Первым порывом души после духовного переворота было желание уйти в народ, отчасти под влиянием чтения Льва Толстого. Но родители настояли на том, чтобы их сын продолжил образование. А так как Павел очень рано обнаружил исключительные математические способности, то по окончании гимназии в Тифлисе он поступил на математическое отделение Московского Университета. Здесь он познакомился с литературно-символическими кругами, подружился с поэтом Андреем Белым и другими представителями символизма, но почти сразу обнаружил глубокие личные и идейные расхождения с большинством из них. Флоренский искал опоры в духовной жизни и в марте 1904 года познакомился со старцем епископом Антонием (Флоренсовым), который жил тогда на покое в Донском монастыре. Павел с юношеским пылом просил его благословения на принятие монашества, но опытный старец посоветовал ему поступить в Московскую Духовную академию для продолжения духовного образования и испытания себя. И это вполне соответствовало устремлениям юноши.
Не смотря на то, что Павла считали одним из самых талантливых студентов с большим научным будущим, Флоренский поступает в духовный вуз. Именно в это время у него возникает замысел капитального сочинения, его будущей книги "Столп и утверждение истины", большую часть которой он завершает к концу обучения. Для отца Павла это был один из первых этапов богословского творчества, в котором он осмысливает, ради пользы других, пути своего прихода в Церковь. После окончания Академии в 1908 году Павел Флоренский становится в ней преподавателем философских дисциплин и мечтает о монашеской жизни. Но духовник не благословляет его на этот подвиг. И вскоре мудрость старца открывается Павлу: он встречает девушку, с которой не только соединил свою жизнь, но которая впоследствии оказала большое духовное влияние на него самого. В 1910 году Флоренский вступает в брак с Анной Михайловной Гиацинтовой, а через год - принимает священство. Эти события открывают новый, самый яркий и плодотворный богословско-философский этап его жизни и творчества». Обо всем этом более подробно говорится в книге «Свидетель Вечности». Для ее написания использован необъятный труд по изучению жизни и творческого наследия отца Павла, принадлежащий внуку священника - игумену Андронику (Трубачеву).
***
Говоря об отце Павле Флоренском, писатель Сергей Фудель утверждал: «...Вся сила его, в обаянии его духовной личности, помогающей и нам ощутить "ликующую тайну" Вечности». В этой небольшой книге автору хотелось хоть в малой степени донести эту «ликующую тайну», передать то прикосновение к мирам иным, которое одухотворяло жизнь и творчество отца Павла. Надеюсь также, - говорит Тимофей Веронин, - что труд мой хоть в малой степени будет содействовать тому, чтобы и следующие поколения прикоснулись к наследию отца Павла Флоренского и ощутили нетленную ценность многого из того, что связано с жизнью и творчеством этого мыслителя и священника-мученика.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!