У книжной полки. Архимандрит Рафаил (Карелин). Спасение во многом совете. Вопросы и ответы

12 ноября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Преподобный авва Дорофей в своей книге «Ду­шеполезные поучения» в главе «О том, что не должно полагаться на свой разум» пишет о значе­нии духовного совета: «Премудрый Соломон го­ворит в Притчах: имже несть управления, падают аки листвие; спасение же есть во мнозе совете (Прит. 11, 14). Таким образом, Священное Писание увещевает нас не полагаться на самих себя, не считать себя разумными, не верить тому, что можем сами управлять собою, потому что имеем нуж­ду в помощи, нуждаемся в наставляющих нас по Боге. Именно таким советником для многих наших читателей может стать архимандрит Рафаил (Карелин), о книгах которого мы уже не раз рассказывали в рамках нашей программы. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию новую книгу отца Рафаила. Она вышла в свет в издательстве Сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского и называется – «Спасение во многом совете: вопросы и ответы».

***

Эта книга продолжает собой серию, посвященную ответам архимандрита Рафаила на вопросы о вере и спасении в современном мире, с которыми пра­вославные христиане обращаются к батюшке на его страничке в интернете. Книга советов опытного пастыря и известного духовного писателя может быть полезна всем, кто искренне ищет путей своего исправления, стре­мится к спасению души в бурных волнах житей­ского моря. Возвращаясь к словам преподобного аввы Дорофея, отметим следующее: святой отец утверждает, что «нет несчастнее и ближе к погибели людей, не имеющих наставника в пути Божием». И сравнивает таких людей с опавшими листьями.

Лист, - говорит преподобный, - сначала всегда бывает зе­лен, цветущ и красив, потом постепенно засыха­ет, падает, и наконец им пренебрегают и попира­ют его. Так и человек, никем не управляемый, сначала всегда имеет усердие к посту, ко бдению, безмолвию, послушанию и к другим добрым де­лам; потом усердие это мало-помалу охладевает, и он, не имея никого, кто бы наставлял его, поддер­живал и воспламенял в нем это усердие, подобно листу, нечувствительно иссыхает, падает и стано­вится наконец подвластным и рабом врагов, и они делают с ним, что хотят. О тех же, которые открывают свои помышле­ния и поступки и делают всё с советом, Писание говорит: "Спасение... есть во мнозе совете". Не говорит "в совете многих", то есть чтобы с каж­дым советоваться, но что должно советоваться обо всём, конечно, с тем, к кому имеем доверие, и не так, чтобы одно говорить, а другое умалчивать, но всё открывать и обо всём советоваться; такому и есть верное спасение во мнозе совете».

«Авва Дорофей пишет, что "спасение - во многом совете", но не со многими, - замечает преподобный Амвросий Оптинский. - Потому что в Священном Писании сказано: "Живущих с тобою в мире да будет много, а советником тво­им - один из тысячи" (Сир. 6, 6)». Настоящий советник должен быть, как всегда подчеркивает о. Рафаил, святоотеческого духа, учить строго лишь тому, чему учит Святая Право­славная Церковь, не отклоняясь от ее Предания. Именно таким добрым советником является для нас сам батюшка. Не многие лично знакомы с ним, но для многих он явился мудрым настав­ником и утешителем посредством своих книг, ста­тей, ответов на вопросы.

«В моих книгах нет ничего принципиально но­вого, — пишет о себе архимандрит Рафаил: — всё, что нужно для спасения, заключено уже в творени­ях Святых Отцов. Я только стремился приблизить их сочинения к духовному и интеллектуальному уровню современного христианина, проложить тропинку к сокровищнице Святых Отцов. Менталитет подвижников прежних времен по сравнению с нами имеет свои особенности: они ду­ховно созерцали и видели очами сердца то, что за­тем предавали письму. Тайны будущего века откры­вались в их творениях, насколько это надо было для спасения людей. Язык современного человека — это язык описательный, аналитический, язык ана­логий и сопоставлений, язык логических приемов, соединенный с субъективным воображением. Язык во многом отражает мышление, а мышление — жизнь человека. Наша жизнь иная, чем у подвиж­ников прежних времен. И поэтому молчаливая песнь небес, которая звучит в творениях Святых От­цов, заглушена шумными "песнями" земли, кото­рым привыкла внимать наша душа.

Путь к Святым Отцам, по словам автора, - это не только интеллектуальные знания, но аскеза личной жизни, которая расширяет грани­цы духовного ведения.  Отец Рафаил старается обратить внимание на то, что ум современного человека перегружен и обременен разно­сторонней информацией и ему трудно сконцентрироваться на словах молитвы. Ум современного челове­ка, по словам батюшки, - нередко похож на чрево обжоры, который без разбора ест всё, что попадается ему под руку, и поэтому его мышцы перерождаются в жир, а он сам — в тол­стяка, которому трудно носить собственное тело. И поэтому, как отмечает священник, для очищения его души и тела необходим пост. И в гораздо большей степени необходим для нашего современника интеллектуальный пост — ограниче­ние информации и внешних впечатлений — как рассудочного, так и эмоционального характера. Без такого поста, без чувства духовного голода не может быть глубокой внутренней молитвы, без этого го­лода человек не сможет войти извне в себя самого, соединить ум с сердцем, не сможет проникнуть в глубину святоотеческих слов и воспринять волны их духовных энергий».

Об этом и многом другом говорит отец Рафаил с читателями своих книг. И как отмечают сами читатели, интонация этих книг имеет небольшие различия. «Когда читаешь ваши статьи, - признается о. Рафаилу одна раба Божия, — возникает образ строгого, порой ортодоксального и даже иногда жесткого монаха. Но, когда читаешь ответы на вопросы, вы мягкий, добрый, заботливый, нераздражительный, любя­щий и всё понимающий! Как всё это сочетается в вашей душе?» «В статьях я обращаюсь к широкой аудитории, — с любовью отвечает ей батюшка, — людям различ­ных понятий о духовной жизни. Я указываю на бо­лезни современного общества верующим для того, чтобы они проверили, церковны и православны ли они на самом деле».

По словам отца Рафаила, современный мир поражен бациллами либера­лизма: то, что всегда считалось постыдным, теперь представляется если не нормой жизни, то, по край­ней мере, вполне терпимым явлением. То, что не­давно считалось безнравственным и недостойным имени человека, теперь требует признания и равноправия. Пропо­ведником такой унии, подменяющей веру, стирающей понятие Церкви и оправдывающей страсти, - по мнению батюшки, - яв­ляется современный модернизм — змеиная песня, пропетая демоном о том, что для человека не долж­но быть ни в чем запрета, что Бог как Любовь не мо­жет никого карать и наказывать. В своих статьях, по мере своих сил, отец Рафаил пы­тается показать уродливый лик либерализма и мо­дернизма, то есть он борется не с людьми, а с всепро­никающим духом растления и вседозволенности.

«Я пишу, - говорит священник, - о несовместимости Православия с рефор­маторством - нравственным и богословским, как несовместим свет со тьмой, "да" — с "нет", правда — с ложью. Поэтому мои статьи могут показаться ри­гористичными и жесткими. Но как можно ласково говорить о болезни, которая угрожает перейти в эпидемию? Что же касается моих ответов на вопросы, то в каждом письме я встречаюсь с конкретным жи­вым человеком — с его проблемами, слабостями и духовными поисками.  Почти в каждом письме чувствуется страдание и боль, и я стараюсь помочь найти выход из той ситуации, которая тяготит и му­чает человека. Кроме того, в своих ответах я лучше вижу и глубже осознаю собственные слабости и не­достатки и как грешник соболезную грешникам».

***

Предлагая читателям книгу, в которой собраны ответы архимандрита Рафаила на вопросы о вере и спасении в современном мире, издатели советуют в очередной раз прислушаться к этому живому и поучительному диалогу душ христианских с ду­шой мудрого наставника. По словам издателей, «тот, кто обращается к о. Рафаилу со своими скорбями, проблемами, просит его молитв, нередко пишет впоследствии, что ответы батюшки стали для него поворотным моментом, заставили посмотреть на себя и свои поступки с новой, неожиданной сто­роны, а главное, придали новый импульс духовной жизни, заставили пробудиться от греховной спячки. То есть, поистине получили - «спасение во многом совете»!

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать