У книжной полки. Советы оптинских старцев

23 октября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В 19 веке Оптина Пустынь стала маяком не только для русской интеллигенции, но для каждого ремесленника или крестьянина. Многие стремились в эту святую обитель, чтобы получить совет и утешение. Конечно, не всякий мог приехать в Калужскую область, и тогда в Оптину летели письма с просьбами о помощи. А значит не только в личном общении проходило духовное окормление, но и через переписку. Сегодня поучения Оптинских Старцев являются сокровищницей духовной мудрости и избранные из них выходят в свет в разных сборниках. Один из таких сборников мы и предлагаем сегодня вашему вниманию. Он вышел в свет в издательстве Духовное преображение и называется - «Советы оптинских старцев». Об этой книге – далее в нашей программе.

***

1. Как отмечает современная писательница Ольга Глаголева, «Оптинские старцы были из разных сословий – из купцов, крестьян, семей священнослужителей, из ремесленников и дворян. Уроженцы Орловской, Ярославской, Калужской, Воронежской губерний, Москвы и Курска. Среди них был бывший блестящий военный – преподобный Варсонофий, бывший учитель духовного училища – преподобный Амвросий, бывший финансист – преподобный Макарий, бывший портной – преподобный Иларион, бывшие торговцы – преподобные Лев, Иосиф, Анатолий… Самыми молодыми (в 19 лет) пришли в монастырь преподобные Никон и Исаакий, самыми умудренными – преподобные Макарий (в 46 лет) и Варсонофий (в 47 лет).

2. Десятилетия их монашеской жизни были заполнены служением Богу и ближним, заботами об устроении и украшении Оптиной Пустыни, скита Иоанна Предтечи и женской ШАмординской обители. Окружавшая старцев Божья благодать животворила, согревала и исцеляла греховную душу каждого, «как тепло, излучаемое солнцем, согревает слепца». По Божиему произволению старчество в Оптиной не прерывалось свыше 100 лет (с 1829 по 1938 г.) – после кончины одного старца его место занимал другой. И все они обладали целым рядом духовных даров: прозрения, исцеления, духовного назидания… Старцам не надо было говорить о себе ничего, они знали о каждом все откровением Святого Духа – примеров тому тысячи».

3. В этой книге собраны советы, поучения, мнения преподобных Оптинских старцев о разных вопросах, которые встают перед человеком. Подвижники Православия учат вере, упованию на Господа, необходимости исповедовать свои грехи, отмежевываться от страстей, формировать правильные отношения с людьми, основанные на заповедях, данных нам Господом Иисусом Христом. И открывают эту книгу поучения преподобного Льва Оптинского. И в частности, святой отец напоминает нам о добродетели смирения: «Не только обыкновенный мирской человек никакой надежды ко спасению не имеет, когда он не исполняет как должно заповедей Христовых, то есть когда смирение не полагает в основание своих подвигов и самочинно к ним приступает, но даже пророк и чудотворец, если не сохраняют всех заповедей, отвергаются Христом Спасителем, но за принесение должного покаяния мытарь, блудница, разбойник сделались наследниками нескончаемых блаженств».

4. «Где смирение, - говорил прп. Лев, - там и простота, а сия Божия отрасль не испытывает судеб Божиих». А прп. Моисей Оптинский наставлял: «Если укоришь себя, обвинишь и осудишь себя пред Богом за грехи, совестью чувствуемые, и за то оправдана будешь». Как говорится на сайте Оптиной Пустыни, «преподобный Моисей, являясь строгим постником и подвижником, был преисполнен самой нежной любовью к людям и снисходителен к их погрешностям. Всю жизнь преподобного можно выразить такими словами: он жил сокровенно в Боге среди непрестанных забот и попечений внешних, все свои силы отдавал служению ближним. Промысел Божий вручил ему заботы о возобновлении и устроении Оптиной Пустыни в начале 19 столетия.

5. Огромные труды по управлению обителью архимандрит Моисей нес как послушание, не оставляя духовных подвигов, никогда не забывая, что монастырь, в первую очередь, держится молитвой и духовным подвигом. И во всех своих делах он уповал на волю Божию. Человек, который не ропщет, не отчаивается, - он живет, надеясь на Господа, вручает себя всецело в Его руки. И за все благодарит Бога. Тем же, кто надеется только на себя, на свои силы, стоит вспомнить следующие советы оптинских старцев. Так, по словам прп. Моисея, «Нам всегда надо говорить: по воле Твоей, Господи, да будет то или другое. Посылаемое все надобно принимать, как от руки Господни: скорбное ли — к терпению, приятное ли — к благодарению».

6. А вот что по этому поводу пишет о. Никон: «Если всецело положиться на волю Божию, тогда все будет хорошо, и неприятное будет приниматься как должное. Все, что ни совершается, ведет ко спасению душ наших, и при этом великая премудрость и глубина открывается. Любящим Бога вся поспешествуют во благое (Рим.8:28)». Сам отец Никон, как свидетельствует редакция сайта Оптиной пустыни, «охотно и жизнерадостно выполнял все послушания, возлагаемые на него. С одинаково радостным лицом работал он в трапезной: разметал снег, носил дрова, мыл посуду, подметал пол. В церкви он был помощником пономаря. Работал в саду: носил навоз, копал, сажал. Избалованный и выросший почти в роскоши, непривычный к физическому труду, он не тяготился ничем. Его душа не знала ни уныния, ни недовольства, ни ропота». Потому что вручал себя Господу.

7. «Не беспокойся много об устройстве судьбы, - учит и старец Амвросий. - Имей только неуклонное желание спасения и, предоставив Богу, жди Его помощи, пока не придет время». Преподобный Амвросий занимает особое место среди старцев оптинских. «Слава его была очень велика, текла самотеком, из уст в уста, без шуму, но с любовью. Знали, что, если в жизни недоумение, запутанность, горе — надо идти к отцу Амвросию, он все разберет, утишит и утешит», - говорил о нем писатель Борис Зайцев.  На самый насущный вопрос каждого человека, как жить, чтобы спастись, старец Амвросий давал такие шутливые ответы: «Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо». «Мы должны, – говорил он, – жить на земле так, как колесо вертится: чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремиться вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем». Эти и другие наставления читайте на страницах «Советы оптинских старцев».

***

«Читайте отеческие книги и занимайтесь их учением, - говорит преп. Макарий, - оно пригодится к познанию своей немощи и к приобретению смирения, терпения и любви и вразумляет нас, как противиться страстям, как очищать сердце свое от сего терния и насаждать добродетели. Чтение духовных книг, по словам старца, - просвещает наш разум и показывает путь ко спасению, питает душу так, как физическая пища питает тело. Мы поучаемся, что нам должно делать, чтобы исполнить волю Божию, и, познавая свою немощь, просим помощи Божией, каемся, смиряемся: а «на смиренных Бог призирает» и «дает им Свою благодать». Этому учат нас многие святые отцы и, конечно же, оптинские старцы.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​