У книжной полки. Схиархимандрит Гавриил (Бунге). Момент истины. О личной молитве в жизни христианина

20 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

«Хотите научиться плавать — прыгайте в воду. Только так научитесь. Только тот, кто молится, почувствует смысл, вкус и радость молитвы. Из глубины большого, теплого кресла молитве не научишься. Если ты готов встать на колени, искренне каяться, поднимать глаза и руки к небу — то многое откроется само». Такой совет относительно устроения молитвенной жизни дает своим собеседникам схиархимандрит Гавриил (Бунге), книгу которого, посвященную именно молитве, мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и называется – «Момент истины: О личной молитве в жизни христианина».

***

Схиархимандрит Гавриил (Бунге), известный швейцарский богослов, родился в 1940 г. в Кельне. Отец — лютеранин, мать — католичка. В 21 год он вступил в орден бенедиктинцев во Франции. В 1972 году был рукоположен в священный сан. Много лет посвятил изучению творений святых отцов, в частности — Евагрия Понтийского. С 1980 года живет по древнему бенетинскому уставу в скиту Святого Креста в швейцарском кантоне Тичино. Например, у отца Гавриила не было и до сих пор нет электронного контакта с внешним миром. Он — автор многих книг, некоторые из них переведены на русский.

Его советы о духовной жизни, о молитве, исповеди и покаянии просты и понятны, основаны на личном опыте и глубоком знании творений святых отцов. Изучение опыта ранней Церкви, сопоставление западной и восточной христианских традиций в их соответствии святоотеческому наследию привели отца Гавриила к решению принять Православие. 27 августа 2010 года, перед Всенощным бдением под Успение, митрополит Иларион (Алфеев) совершил присоединение отца Гавриила к Православию. В следующем году он принимает от епископа Корсунского Нестора постриг в великую схиму; в 2012 году им же возводится в сан схиархимандрита.

Молитва для отца Гавриила, как отмечают издатели, не объект научного изыскания, а повседневная потребность и образ жизни. Вся его жизнь была посвящена молитве. Естественно, что многие собеседники, интервьюеры отца Гавриила не раз расспрашивали его именно о молитвенной практике, как и о его личном опыте более чем 40-летнего священнического служе-ния в «особом режиме» отшельничества. Мы, - говорят издатели, - собрали воедино его размышления, ответы на вопросы в процессе различных бесед и предлагаем читателю вслушаться еще раз в его исходящие из глубокого внутреннего опыта слова, вникнуть в его ответы: многим они наверняка окажутся полезными.

Для примера прочитаем лишь некоторые вопросы, которые были заданы отцу Гавриилу, и его ответы на них. Один из вопросов таков: «Можно ли молиться не каноническими, а собственными молитвами? Своими словами? Почему все молитвословы настаивают на канонических текстах? И нужны ли вообще молитвословы?» Отец Гавриил отвечает: «Молитвы, которые есть в молитвословах — некая школа молитвы. Конечно же, в начале молитвословов не было. У первых монахов была особая манера молиться. Этот опыт, к сожалению, утерян. Первые монахи молились так: они читали Псалтырь, после каждого псалма вставали, воздевали руки к небу и молились в безмолвии.

Знаете, - говорит священник, - много раз я встречался с людьми, которые пытались молиться точно так же: читали Псалтырь и после каждого псалма воздевали руки. И когда воздевали, терялись, не знали, что сказать. Оказывается, когда ты видишь перед собой текст, когда повторяешь его, это тебе во многом помогает сконцентрироваться на словах. Как только ты встаешь, у тебя словно отпадают костыли, на которые ты опираешься — ты чувствуешь себя потерянным из-за того, что не знаешь, что сказать самому, какие слова. Поэтому молитвословы, канонические молитвы — помощь для нас, чтобы мы научились молитве, обращению к Богу».

Еще один из вопросов звучит так: «Не лучше ли молиться дома одному, чем в Церкви, когда вокруг много народу, и это отвлекает от молитвы?» Как говорит отец Гавриил, «Хорошо и то, и другое. Уединению свое время. К примеру, если монах молится только в Церкви с другими монахами, но не молится в келье, то он не молится вообще! Он просто исполняет свое послушание, свои обязанности. Потому что когда монах, когда каждый из нас находится в Церкви, всегда есть рядом с нами тот, кто поет, кто молится, создается впечатление общей молитвы, а когда вы находитесь один на один в своей келье, своей квартире, то вы находитесь один на один с Богом. Это момент истины на самом деле».

Следующий вопрос, надо сказать, волнует многих современных христиан: «Когда мы молимся, просим Бога, то Бог нам отвечает. Как научиться слышать и следовать в жизни ответам Бога на молитвы? Ведь когда мы молимся, мы ответственны за каждое слово своей молитвы и должны так жить?» По словам отца Гавриила, «Господь не открывает нам Себя на кусочках бумаги, в записочках. Его ответы пишутся в нашей жизни. Человек, который живет внимательно и пытается понять волю Божью, постепенно научается распознавать ответы Божьи, научается читать те ответы, которые выгравированы на протяжении всей нашей жизни».

Но все-таки, почему одна молитва может быть услышана, а другая нет? Почему Бог слышит одни молитвы, а другие не слышит? «Потому что, - отвечает отец Гавриил, - Бог не для того, чтобы исполнять наши капризы. Потому что Бог хочет для тебя блага, а ты для себя не всегда хочешь блага, а иногда хочешь совсем другого. Поэтому главная молитва, первая молитва — дай мне узнать Твои пути, дай мне понять тот путь, который мой. Потому что то, что не соответствует воле Божьей — это не реальность, это наши иллюзии. Очень часто мы настаиваем на своих желаниях, мы просим о чем-то, но, на самом деле, либо это не хорошо, либо момент для этого не настал, либо это вообще не для нас. Тайна духовной жизни — это узнать волю Божью, исполнять волю Божью, поступать, как сын Божий».

***

Люди часто думают: что может тебе сказать иностранец, проживший последние тридцать лет в горах? Что он знает о тебе, твоей жизни? Как может понять: немец — русского, монах — женатого, старый — молодого? Оказывается, может. Потому что чувства в человеческом сердце одни и те же: и вчера, и сегодня, и в горах, и в мегаполисе. И лекарство одно. Отец Гавриил говорит об этом так: «По сути, мирянин приходит в скит примерно с теми же вопросами, которые задают монахи, — вопросами о духовной жизни, о том, как жить в полной мере христианской жизнью в окружении мирской суеты. Я даю им те же советы, что и монахам, и правило, которое я предлагаю каждому, соответствует условиям его жизни. Молодому женатому мужчине с четырьмя детьми я не могу дать то же правило, что и пожилому человеку, который живет один. То же самое в отношении матери семейства. Все советы должны быть адаптированы к условиям жизни человека, его возрасту, сроку его духовной жизни». Эти правила действуют и руководят старцем, когда он дает рекомендации касательно молитвы, которые в частности, собраны на страницах этой книги.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать