Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Хотите научиться плавать — прыгайте в воду. Только так научитесь. Только тот, кто молится, почувствует смысл, вкус и радость молитвы. Из глубины большого, теплого кресла молитве не научишься. Если ты готов встать на колени, искренне каяться, поднимать глаза и руки к небу — то многое откроется само». Такой совет относительно устроения молитвенной жизни дает своим собеседникам схиархимандрит Гавриил (Бунге), книгу которого, посвященную именно молитве, мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и называется – «Момент истины: О личной молитве в жизни христианина».
***
Схиархимандрит Гавриил (Бунге), известный швейцарский богослов, родился в 1940 г. в Кельне. Отец — лютеранин, мать — католичка. В 21 год он вступил в орден бенедиктинцев во Франции. В 1972 году был рукоположен в священный сан. Много лет посвятил изучению творений святых отцов, в частности — Евагрия Понтийского. С 1980 года живет по древнему бенетинскому уставу в скиту Святого Креста в швейцарском кантоне Тичино. Например, у отца Гавриила не было и до сих пор нет электронного контакта с внешним миром. Он — автор многих книг, некоторые из них переведены на русский.
Его советы о духовной жизни, о молитве, исповеди и покаянии просты и понятны, основаны на личном опыте и глубоком знании творений святых отцов. Изучение опыта ранней Церкви, сопоставление западной и восточной христианских традиций в их соответствии святоотеческому наследию привели отца Гавриила к решению принять Православие. 27 августа 2010 года, перед Всенощным бдением под Успение, митрополит Иларион (Алфеев) совершил присоединение отца Гавриила к Православию. В следующем году он принимает от епископа Корсунского Нестора постриг в великую схиму; в 2012 году им же возводится в сан схиархимандрита.
Молитва для отца Гавриила, как отмечают издатели, не объект научного изыскания, а повседневная потребность и образ жизни. Вся его жизнь была посвящена молитве. Естественно, что многие собеседники, интервьюеры отца Гавриила не раз расспрашивали его именно о молитвенной практике, как и о его личном опыте более чем 40-летнего священнического служе-ния в «особом режиме» отшельничества. Мы, - говорят издатели, - собрали воедино его размышления, ответы на вопросы в процессе различных бесед и предлагаем читателю вслушаться еще раз в его исходящие из глубокого внутреннего опыта слова, вникнуть в его ответы: многим они наверняка окажутся полезными.
Для примера прочитаем лишь некоторые вопросы, которые были заданы отцу Гавриилу, и его ответы на них. Один из вопросов таков: «Можно ли молиться не каноническими, а собственными молитвами? Своими словами? Почему все молитвословы настаивают на канонических текстах? И нужны ли вообще молитвословы?» Отец Гавриил отвечает: «Молитвы, которые есть в молитвословах — некая школа молитвы. Конечно же, в начале молитвословов не было. У первых монахов была особая манера молиться. Этот опыт, к сожалению, утерян. Первые монахи молились так: они читали Псалтырь, после каждого псалма вставали, воздевали руки к небу и молились в безмолвии.
Знаете, - говорит священник, - много раз я встречался с людьми, которые пытались молиться точно так же: читали Псалтырь и после каждого псалма воздевали руки. И когда воздевали, терялись, не знали, что сказать. Оказывается, когда ты видишь перед собой текст, когда повторяешь его, это тебе во многом помогает сконцентрироваться на словах. Как только ты встаешь, у тебя словно отпадают костыли, на которые ты опираешься — ты чувствуешь себя потерянным из-за того, что не знаешь, что сказать самому, какие слова. Поэтому молитвословы, канонические молитвы — помощь для нас, чтобы мы научились молитве, обращению к Богу».
Еще один из вопросов звучит так: «Не лучше ли молиться дома одному, чем в Церкви, когда вокруг много народу, и это отвлекает от молитвы?» Как говорит отец Гавриил, «Хорошо и то, и другое. Уединению свое время. К примеру, если монах молится только в Церкви с другими монахами, но не молится в келье, то он не молится вообще! Он просто исполняет свое послушание, свои обязанности. Потому что когда монах, когда каждый из нас находится в Церкви, всегда есть рядом с нами тот, кто поет, кто молится, создается впечатление общей молитвы, а когда вы находитесь один на один в своей келье, своей квартире, то вы находитесь один на один с Богом. Это момент истины на самом деле».
Следующий вопрос, надо сказать, волнует многих современных христиан: «Когда мы молимся, просим Бога, то Бог нам отвечает. Как научиться слышать и следовать в жизни ответам Бога на молитвы? Ведь когда мы молимся, мы ответственны за каждое слово своей молитвы и должны так жить?» По словам отца Гавриила, «Господь не открывает нам Себя на кусочках бумаги, в записочках. Его ответы пишутся в нашей жизни. Человек, который живет внимательно и пытается понять волю Божью, постепенно научается распознавать ответы Божьи, научается читать те ответы, которые выгравированы на протяжении всей нашей жизни».
Но все-таки, почему одна молитва может быть услышана, а другая нет? Почему Бог слышит одни молитвы, а другие не слышит? «Потому что, - отвечает отец Гавриил, - Бог не для того, чтобы исполнять наши капризы. Потому что Бог хочет для тебя блага, а ты для себя не всегда хочешь блага, а иногда хочешь совсем другого. Поэтому главная молитва, первая молитва — дай мне узнать Твои пути, дай мне понять тот путь, который мой. Потому что то, что не соответствует воле Божьей — это не реальность, это наши иллюзии. Очень часто мы настаиваем на своих желаниях, мы просим о чем-то, но, на самом деле, либо это не хорошо, либо момент для этого не настал, либо это вообще не для нас. Тайна духовной жизни — это узнать волю Божью, исполнять волю Божью, поступать, как сын Божий».
***
Люди часто думают: что может тебе сказать иностранец, проживший последние тридцать лет в горах? Что он знает о тебе, твоей жизни? Как может понять: немец — русского, монах — женатого, старый — молодого? Оказывается, может. Потому что чувства в человеческом сердце одни и те же: и вчера, и сегодня, и в горах, и в мегаполисе. И лекарство одно. Отец Гавриил говорит об этом так: «По сути, мирянин приходит в скит примерно с теми же вопросами, которые задают монахи, — вопросами о духовной жизни, о том, как жить в полной мере христианской жизнью в окружении мирской суеты. Я даю им те же советы, что и монахам, и правило, которое я предлагаю каждому, соответствует условиям его жизни. Молодому женатому мужчине с четырьмя детьми я не могу дать то же правило, что и пожилому человеку, который живет один. То же самое в отношении матери семейства. Все советы должны быть адаптированы к условиям жизни человека, его возрасту, сроку его духовной жизни». Эти правила действуют и руководят старцем, когда он дает рекомендации касательно молитвы, которые в частности, собраны на страницах этой книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!