У книжной полки. Сергей Рогатко. О христианском воспитании. Исторические очерки

11 февраля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

В акафисте к Пресвятой Богородице в честь иконы «Воспитание» в икосе втором мы читаем: «Воспитай чада моя, питающи я млеком сокровенныя премудрости Божия...» То есть, обращаясь к Богородительнице, к Той, Которая неизреченной тайною и всеохватывающим Промыслом Божием вместила в Себя младенца Христа, воплотившегося Богочеловека, мы просим «воспитать», то есть «напитать» нашего ребенка премудростью Божией! Конечно легко произнести и прочесть такие полные глубинного смысла слова... А как же быть с этим наи-важнейшим во вселенском понимании постулате на практике, в жизни? Как на практике можно воспитать или «напитать» премудростью Божией маленького человечка, да еще в мире, далеко не пребывающем в Боге, а, скорее, лежащем во зле и в чем-то даже удаляющемся от Бога? На эти и многие другие вопросы размышляет автор книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Паломник и называется - «О христианском воспитании: Исторические очерки».

***

Автор этой книги - Сергей Рогатко — писатель, историк. Выпускник ВГИКа. Сценарист кино. Автор романов, рассказов, пьес, исторических монографий и статей. Кандидат исторических наук. Член Российского Комитета по истории и философии науки и техники РАН, член Союза писателей России. В предисловии автор пишет: «Прежде чем читатель обратится к этой книге, мне бы хотелось поделиться некоторыми на мой взгляд существенными мыслями. Сама книга рождалась не сразу. Написание очерков по разным направлениям в разное время было своего рода ответом на многие явления и процессы, которые волновали меня и моих знакомых, желавших донести свои переживания и тревоги по поводу христианского воспитания детей до огромного количества родителей, педагогов, клириков церкви и тех, от кого просто зависит судьба ребенка.

Сегодня, когда мир переживает глобальные перемены во всех сферах жизни, когда время и пространство на Земле благодаря новым технологиям стали по существу едиными факторами измерения нашего бытия, когда от детского глаза и сердца мало что возможно скрыть, снова и снова мы прибегаем к историческому опыту. Не будем забывать, что многие явления в воспитании молодого поколения родились на свет не сегодня. Еще в конце XIX — начале XX в. зародилась и стала развиваться детская практическая психология. Участие педагогов, психологов и детских психотерапевтов в воспитательном процессе стало для России вполне реальным явлением, без которого общество уже себя просто не представляло. Родителей и детей стали более волновать проблемы внешнего благополучия, чем их души. При этом Церковь и семья, которые всегда на Руси имели главное влияние на воспитание молодого поколения, все более и более теряли свои позиции.

Пока, как говорится, не грянул гром. Вспомним, что многие революционеры были молоды и еще в детстве ушли из Церкви и порвали с православной верой навсегда. Религиозное воспитание превратилось в глазах так называемого «цивилизованного» общества в некий анахронизм. Наступили новые времена, советские. Тысячелетняя история духовного воспитания в российской семье оказалась невостребованной. Все бросились воспитывать детей, что называется, «с чистого листа». Затем, после стольких лет безбожного атеистического лихолетья, мы наконец-то снова оказались перед церковными вратами. Сами вошли туда и привели туда наших детей. И казалось бы, все должно было встать на свои места. Но это кажущееся благостное ощущение во многом нас обмануло.

Мы поняли, что дети и их родители остались такими же, как и сотни лет назад, а государственная образовательная система не смогла предложить ничего нового, кроме как снова вернуться на круги своя — заняться умственным и физическим обучением ребенка. Духовная основа воспитания детей при этом осталась частным делом семьи. Слава Богу, что в последнее время в общеобразовательной школе появились элементы религиозного образования. Однако не будем забывать, что образование и воспитание — все-таки разные вещи. Сегодня мы снова и снова ищем те главные моменты в истории, ту определяющую основу, на которую можно опереться, чтобы ежедневно пытаться отвечать на вечные вопросы в процессе воспитания ребенка.

Чтобы строить крепкую семью и воспитывать настоящих христиан. Ибо сказано же в Евангелии: «...Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне...». Ведь все же мы хотим прочное основание в своей семье, чтобы у наших детей были светлые и добрые души. Может быть, сегодня как раз и наступило то время, когда нам необходимо заглянуть в наше прошлое более проницательным взглядом. Проанализировать его, чтобы осознанно идти вперед со Христом в сердце, искать заросшие дорожки любви, по которым наши предки не раз заглядывали в детские души, врачевали их и созидали нового человека. Может быть, другого, в чем-то не похожего на них, но сохраняющего лучшие семейные и общественные духовные традиции.

Так что же все-таки стоит за христианским воспитанием? И какова в этом роль исторического опыта, который вряд ли сегодня можно игнорировать? На эти и другие вопросы мне, - говорит автор, хотелось бы ответить в этой книге и постараться донести основные свои мысли и переживания до всех, кому не безразлично будущее нашей Церкви и Родины. В первой главе этой книги автор рассматривает сам термин «воспитание». А оно, по словам Сергея Рогатко, имеет несколько значений. Если мы, как говорит он, заглянем, так сказать, «в корень» слова «воспитание», то найдем там вполне определенное слово — «питание», которое можно трактовать также в различных значениях. Таким образом, нам понятно, что «питание» кого-либо в смысле воспитания может иметь как материальную, так и духовно-нравственную состав-ляющую.

Питание отвечает естественным физиологическим и психологическим потребностям живого существа. Человек, как высшее Божье проявление, также с самого детства нуждается в заботе о материальных благах для своего существования. Но можно ли сказать, что на этой физиологической потребности основывается и строится все остальное развитие, имеется в виду духовно-нравственное? Понятно, что нет. И об этом далее пишет автор. Пишет он и о духовном воспитании в семье, и о образе русской девушки в исторических традициях воспитания, рассматривает идеи и методы воспитания Антона Семеновича Макаренко. Применимы ли они в христианском воспитании? В сравнении с системой воспитания в Крестовоздвиженском Трудовом Братстве Николае Николаевиче Неплюева. Пишет и христианском воспитателе и общественном деятеле - педагоге Сергее Александровиче Рачинском.

***

Книга - «О христианском воспитании» — это собрание очерков Сергея Рогатко, написанных в разное время по разному поводу, но объединенных одной темой христианского воспитания. Это — попытка заглянуть в прошлое нашей страны, семьи, Церкви, поделиться тем многовековым опытом с читателями, теми определяющими основами, тем историческим анализом, благодаря которому мы имеем возможность сохранять лучшие традиции духовного воспитания в российской семье. Книга рассчитана на широкий круг читателей и может стать хорошим подспорьем в церковном воспитательном и образовательном процессе.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать