Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Однажды ученики Христовы заспорили, выясняя, кто больше в Царствии Небесном. С этим вопросом подошли они к Божественному Учителю. Ответ Спасителя был необычен: Он подозвал ребенка, обнял его и, указывая на него апостолам, сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Детская душа по своей чистоте особенно близка к Богу, и у каждого малыша - свои отношения с Богом. Как развить эти отношения так, чтобы Господь и Его святые стали настоящими друзьями ребенка на всю жизнь? Как говорить с ребенком о вере, любви, отношении к жизни как к чуду? Задуматься над этими и другими вопросами предлагает известный публицист и писатель Марина Кравцова в книге - «Самостоятельный ребенок, или воспитание души».
***
Марина Кравцова известна нашим читателям по книгам «Воспитание детей на примере царственных мучеников», «Царский венец» и «Тайна женского счастья». В этой книге писательница приглашает родителей и воспитателей к разговору о детском мировосприятии - вере, молитве, любви, отношении к жизни как к чуду. Обращаясь к примеру святых и наставлениям Отцов Церкви, богословов и современных священников, автор делится своими размышлениями о том, как разумно вести себя с ребенком, чтобы первый огонек веры, первое чистое чувство к Богу не превратилось в схоластическое знание или абстракцию, а стало маяком, «просвещающим и освещающим вся».
Что же значит – будьте как дети? Этот вопрос часто возникает у взрослых людей, когда они слышат эти Евангельские слова. Странными, наверное, они показались и ученикам Христа, и явились пищей для многих и многих раздумий. Так, например, святитель Феофан Затворник писал: «Детское строение сердца образцовое. Дети, пока не раскрылись в них эгоистические стремления, пример подражания. У детей что видим? Веру полную, нерассуждающую, послушание беспрекословное, любовь искреннюю, безпопечение и покой под кровом родителей, живость и свежесть жизни, с подвижностью и желанием научаться и совершенствоваться. Но Спаситель особенно означает одно их свойство – смирение: “Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном”. Ибо коль скоро есть смирение настоящее, то и все добродетели есть».
Что еще можно взять за образец у детей? На этот вопрос протоиерей Петр Серегин, бывший духовником Пюхтинского монастыря, отвечает так: «Постоянное обращение к Господу – подобно тому, как всякий ребенок обращается к взрослым за помощью. Человек с детским сердцем обращается к Господу по вере и, получая исполнение своих молитвенных желаний, взращивает в душе надежду и любовь к Богу, которая и есть источник вечной жизни». А архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает, как велика была любовь Господа к детям. Ведь «Он с величайшей кротостью и терпением переносил людские неправды», но «вознегодовал на учеников Своих», за то, что «они не допускали к Нему детей». Поэтому, как говорит владыка Аверкий, «великий грех совершают те родители и воспитатели, которые не приводят детей ко Христу, и еще больший грех тяготеет на тех из них, которые намеренно отклоняют детей от пути веры». О том, как привести ребенка к Богу, и размышляет автор.
В первой главе книги, которая называется «Душа ребенка», Марина Кравцова говорит о детской вере в чудо. Что лежит в основе этой веры? – спрашивает она у читателя, и отвечает, - конечно, любовь. Ибо что такое, как не любовь - восхищение, непосредственная открытость сердца красоте и добру и готовность раздать эту радость всем-всем, всему миру, без остатка? Рассказывая о чуде, автор приводит следующий пример. В 2000 году, накануне рождественских праздников, учительница младших классов подмосковной школы предложила ученикам письменно ответить на вопрос: «О чем бы вы хотели попросить Бога и Ангелов?»
Вот что написали дети: Алла, 7 лет: «Боженька, сделай так, чтобы моя мама была счастлива». Аня, 8 лет: «Дай Бог, чтобы моя бабушка была здорова и чтобы мама никогда не плакала». Вика, 7 лет: «Дорогой Ангел Хранитель! Я хочу, чтоб у моей мамы все было хорошо на работе». Саша, 8 лет: «Боженька, сделай так, чтобы страшных болезней больше не было». Женя, 8 лет: «Сделай так, Господи, чтобы в нашей стране не было аварий. И чтобы никто не ругался матом». Маша, 8 лет: «Господи, пусть будет хорошо на душе у всех людей. Пусть у всех бедных людей будет еда на столе. Пусть все люди будут дружными». Олеся, 9 лет: «Господи, Спаситель мой, дай мне здоровья, близким и родным и даже врагам».
Доктор психологических наук Вера Абраменкова, комментируя эти детские прошения Господу и Ангелам, отметила, что в них дети почти ничего не просят для себя - их волнуют судьбы мира, судьба страны, ее беды, а особенно - здоровье и благополучие не только своих близких, но и всех людей вообще. «Живое, горячее общение с Богом свойственно детской душе в силу особой мифологичности сознания и детской веры в чудеса. Дети стучатся в наши сердца, о чем-то нас предупреждают, от чего-то остерегают. Своей чистотой они очищают нас от скверны, своим беззлобием учат нас любви». Эти добрые детские просьбы, молитвы, по сути - прекрасная иллюстрация того, что любовь к миру, к людям, к свету Божьему органично присуща детской душе, еще не замутненной пороками и житейскими страстями.
По мнению Марины Кравцовой, детская душа – это тайна. Впрочем, - пишет она, - так ли уж часто жаждем мы ее разгадки? Часто ли спрашиваем себя - что такое детская душа, чем живет она, как воспринимает мир? Вспомним, как удивляют нас нередко дети непредсказуемостью мышления и яркостью, точностью, оригинальностью создаваемых образов - будь то рисунок или детская сказка. Даже описание известных событий в пересказе ребенка приобретает какую-то особую свежесть, непосредственность. Знакомые и порой скучные вещи, проходя через восприятие маленького человека, являются перед нами порой в самом неожиданном ракурсе.
Нам необходима особая чуткость, - говорит автор, - чтобы понять дитя и принять его мир, чтобы случайно не затушить яркий и трепетный огонек веры в чудо, не убить полет его души, подобно тому, как, резко схватив бабочку за легкие крылышки, мы убиваем ее полет. И еще. Для верующего ребенка Бог близко, Он рядом, Его не надо долго звать. Мы Его не видим. Так и что же? Ребенку, для того чтобы знать и чувствовать, не обязательно видеть. Господь присутствует в жизни просто и естественно. И когда, например, взрослые делятся друг с другом мнениями, за кого следует голосовать на ближайших выборах, двухлетний мальчик вдруг спокойно отвечает: «А я голосую за Боженьку» - и одной этой фразой вводит взрослых в свой мир, где все иначе оценивается, где все видится по-другому. Об этом мире говорит с читателем автор со страниц этой книги.
***
По словам автора, дитя – создание еще малое и слабое, оно несомненно нуждается в родительском мудром и чутком руководстве, и в начале духовной своей жизни более чем когда-либо. Но сможет ли родитель руководить сердцем своего ребенка, если сам не помнит, каким был в детстве, если не осталось в его собственном сердце той яркой возгорающейся искорки, что зовут порой ребячеством, но которая на самом деле рождает чистый свет, освещающей для человеческой души жизненный путь? А может быть, достаточно лишь немного просто помочь ребенку? Ведь если душа по природе христианка, то особенно ясно мы наблюдаем это в наших детях, порой без всякого научения взрослых тянущихся ко Господу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!