У книжной полки. Марина Кравцова. Самостоятельный ребенок, или воспитание души

10 сентября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Однажды ученики Христовы заспорили, выясняя, кто больше в Царствии Небесном. С этим вопросом подошли они к Божественному Учителю. Ответ Спасителя был необычен: Он подозвал ребенка, обнял его и, указывая на него апостолам, сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Детская душа по своей чистоте особенно близка к Богу, и у каждого малыша - свои отношения с Богом. Как развить эти отношения так, чтобы Господь и Его святые стали настоящими друзьями ребенка на всю жизнь? Как говорить с ребенком о вере, любви, отношении к жизни как к чуду? Задуматься над этими и другими вопросами предлагает известный публицист и писатель Марина Кравцова в книге - «Самостоятельный ребенок, или воспитание души».

***

Марина Кравцова известна нашим читателям по книгам «Воспитание детей на примере царственных мучеников», «Царский венец» и «Тайна женского счастья». В этой книге писательница приглашает родителей и воспитателей к разговору о детском мировосприятии - вере, молитве, любви, отношении к жизни как к чуду. Обращаясь к примеру святых и наставлениям Отцов Церкви, богословов и современных священников, автор делится своими размышлениями о том, как разумно вести себя с ребенком, чтобы первый огонек веры, первое чистое чувство к Богу не превратилось в схоластическое знание или абстракцию, а стало маяком, «просвещающим и освещающим вся».

Что же значит – будьте как дети? Этот вопрос часто возникает у взрослых людей, когда они слышат эти Евангельские слова. Странными, наверное, они показались и ученикам Христа, и явились пищей для многих и многих раздумий. Так, например, святитель Феофан Затворник писал: «Детское строение сердца образцовое. Дети, пока не раскрылись в них эгоистические стремления, пример подражания. У детей что видим? Веру полную, нерассуждающую, послушание беспрекословное, любовь искреннюю, безпопечение и покой под кровом родителей, живость и свежесть жизни, с подвижностью и желанием научаться и совершенствоваться. Но Спаситель особенно означает одно их свойство – смирение: “Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном”. Ибо коль скоро есть смирение настоящее, то и все добродетели есть».

Что еще можно взять за образец у детей? На этот вопрос протоиерей Петр Серегин, бывший духовником Пюхтинского монастыря, отвечает так: «Постоянное обращение к Господу – подобно тому, как всякий ребенок обращается к взрослым за помощью. Человек с детским сердцем обращается к Господу по вере и, получая исполнение своих молитвенных желаний, взращивает в душе надежду и любовь к Богу, которая и есть источник вечной жизни». А архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает, как велика была любовь Господа к детям. Ведь «Он с величайшей кротостью и терпением переносил людские неправды», но «вознегодовал на учеников Своих», за то, что «они не допускали к Нему детей». Поэтому, как говорит владыка Аверкий, «великий грех совершают те родители и воспитатели, которые не приводят детей ко Христу, и еще больший грех тяготеет на тех из них, которые намеренно отклоняют детей от пути веры». О том, как привести ребенка к Богу, и размышляет автор.

В первой главе книги, которая называется «Душа ребенка», Марина Кравцова говорит о детской вере в чудо. Что лежит в основе этой веры? – спрашивает она у читателя, и отвечает, - конечно, любовь. Ибо что такое, как не любовь - восхищение, непосредственная открытость сердца красоте и добру и готовность раздать эту радость всем-всем, всему миру, без остатка? Рассказывая о чуде, автор приводит следующий пример. В 2000 году, накануне рождественских праздников, учительница младших классов подмосковной школы предложила ученикам письменно ответить на вопрос: «О чем бы вы хотели попросить Бога и Ангелов?»

Вот что написали дети: Алла, 7 лет: «Боженька, сделай так, чтобы моя мама была счастлива». Аня, 8 лет: «Дай Бог, чтобы моя бабушка была здорова и чтобы мама никогда не плакала». Вика, 7 лет: «Дорогой Ангел Хранитель! Я хочу, чтоб у моей мамы все было хорошо на работе». Саша, 8 лет: «Боженька, сделай так, чтобы страшных болезней больше не было». Женя, 8 лет: «Сделай так, Господи, чтобы в нашей стране не было аварий. И чтобы никто не ругался матом». Маша, 8 лет:  «Господи, пусть будет хорошо на душе у всех людей. Пусть у всех бедных людей будет еда на столе. Пусть все люди будут дружными». Олеся, 9 лет: «Господи, Спаситель мой, дай мне здоровья, близким и родным и даже врагам».

Доктор психологических наук Вера Абраменкова, комментируя эти детские прошения Господу и Ангелам, отметила, что в них дети почти ничего не просят для себя - их волнуют судьбы мира, судьба страны, ее беды, а особенно - здоровье и благополучие не только своих близких, но и всех людей вообще. «Живое, горячее общение с Богом свойственно детской душе в силу особой мифологичности сознания и детской веры в чудеса. Дети стучатся в наши сердца, о чем-то нас предупреждают, от чего-то остерегают. Своей чистотой они очищают нас от скверны, своим беззлобием учат нас любви». Эти добрые детские просьбы, молитвы, по сути - прекрасная иллюстрация того, что любовь к миру, к людям, к свету Божьему органично присуща детской душе, еще не замутненной пороками и житейскими страстями.

По мнению  Марины Кравцовой, детская душа – это тайна.  Впрочем, - пишет она, - так ли уж часто жаждем мы ее разгадки? Часто ли спрашиваем себя - что такое детская душа, чем живет она, как воспринимает мир? Вспомним, как удивляют нас нередко дети непредсказуемостью мышления и яркостью, точностью, оригинальностью создаваемых образов - будь то рисунок или детская сказка. Даже описание известных событий в пересказе ребенка приобретает какую-то особую свежесть, непосредственность. Знакомые и порой скучные вещи, проходя через восприятие маленького человека, являются перед нами порой в самом неожиданном ракурсе.

Нам необходима особая чуткость, - говорит автор, - чтобы понять дитя и принять его мир, чтобы случайно не затушить яркий и трепетный огонек веры в чудо, не убить полет его души, подобно тому, как, резко схватив бабочку за легкие крылышки, мы убиваем ее полет. И еще. Для верующего ребенка Бог близко, Он рядом, Его не надо долго звать. Мы Его не видим. Так и что же? Ребенку, для того чтобы знать и чувствовать, не обязательно видеть. Господь присутствует в жизни просто и естественно. И когда, например, взрослые делятся друг с другом мнениями, за кого следует голосовать на ближайших выборах, двухлетний мальчик вдруг спокойно отвечает: «А я голосую за Боженьку» - и одной этой фразой вводит взрослых в свой мир, где все иначе оценивается, где все видится по-другому. Об этом мире говорит с читателем автор со страниц этой книги.

***

По словам автора, дитя – создание еще малое и слабое, оно несомненно нуждается в родительском мудром и чутком руководстве, и в начале духовной своей жизни более чем когда-либо. Но сможет ли родитель руководить сердцем своего ребенка, если сам не помнит, каким был в детстве, если не осталось в его собственном сердце той яркой возгорающейся искорки, что зовут порой ребячеством, но которая на самом деле рождает чистый свет, освещающей для человеческой души жизненный путь? А может быть, достаточно лишь немного просто помочь ребенку? Ведь если душа по природе христианка, то особенно ясно мы наблюдаем это в наших детях, порой без всякого научения взрослых тянущихся ко Господу.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать