У книжной полки. С Божией помощью. Как обрести смирение и спастись в искушениях, болезнях и скорбях

30 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

Мы живем в мире, который полон зла и опасностей: экономические потрясения и кризисы, войны, революции и политические перевороты, техногенные катастрофы, дорожно-транспортные происшествия, эпидемии, неурожаи, пожары, семейные ссоры и неурядицы, конфликты на производстве, незабываемые обиды на родственников, соседей, товарищей, ис-кушения, скорби, болезни, старость и многие другие обстоятельства не оставляют нам никакой надежды на стабильную благополучную жизнь в этом мире. И вот в этих условиях нам, православным христианам, с помощью Божией, необходимо научиться жить так, чтобы пройти земной путь непостыдно и не лишиться Царствия Божия. Как это сделать? Об этом говорят святые отцы, их наставления собраны на страницах книги, которую мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в издательстве Ковчег и называется – «С Божией помощью. Как обрести смирение и спастись в искушениях, болезнях и скорбях».

***

Эта книга представляет собой многолетний труд, посвящённый проблемам духовного спасения человека в современном мире. Что есть зло и в чем его причина существования на земле. Как с помощью смирения и кротости победить зло? Как самим не лишиться Царствия Божия, и помочь сделать это своим ближним, и вообще, по мере сил и возможностей, стараться во все жизненные обстоятельства вносить мир, согласие, взаимопонимание и другие нормы христианской жизни. Как по-христиански переносить искушения, болезни и скорби, различные огорчения и неприятности, чтобы не навредить своей душе? На эти и многие другие актуальные вопросы найдут читатели в этой книге. Она целиком и полностью опирается на наследие святых отцов Церкви и, по мнению издателей, должна послужить подспорьем в деле домостроительства семейного и спасения собственной души в жизнь вечную.

Открывает книгу раздел, в котором собраны высказывания святых отцов на тему «О природе и сущности зла». Что такое зло? Откуда оно появилось? Почему оно существует на земле и где источник всех наших неприятностей и зол? В соответствии со святоотеческими писаниями, «под злом мы должны понимать ни страдания, нужду и лишения, но грехи и нравственную вину. Зло или грех есть противоречие, возражение Божией воле». «Зло – говорит свт. Иоанн Златоуст, - не иное что есть, как неповиновение Богу». «Злом должно называть один только грех, который, разлучая нас с Благим Богом, заставляет войти в общение с злым диаволом», - наставляет авва Феодор.

Таким образом, по учению святых отцов, грех - это единственное наше несчастье (зло). Как отмечает св. прав. Иоанн Кронштадтский, «при виде несчастий, бывающих с людьми, нужно помнить, что величайшее, единственно ужасное несчастье — есть грех, а все другие несчастья служат или к очищению греха, или к достойному наказанию за грех и к вразумлению людей, видящих несчастье или слышащих о нем». Стоит отметить, что Бог не хочет зла ни при каких обстоятельствах, но оно проникло в мир по вине высшего ангела, которого сотворил Господь. Прекрасный из ангелов, он дерзко вышел из послушания всеблагой воли Бога и стал диаволом. И всякий, кто принимает в душу свою семя злого диавола, становится злым. Семена эти, по словам прп. Симеона Нового Богослова, - «зависть, ненависть, злопамятство, сердитость, самомнение, тщеславие, гордость, лукавство, подозрительность, клевета и всякая другая срамная и низкая страсть, оскверняющая душу, как говорит Христос Господь».

К сожалению, чаще всего мы видим источник всех наших неприятностей и зол в других людях, тогда как этот источник, по словам архимандрита Иоанна (Крестьянкина), «надо искать не вовне, не вокруг себя, а в себе. Вот в чем причина бедствий, - говорит старец, - нашедших на нас. Мы стали слепы и глухи. Мы ожесточенным сердцем готовы обвинять любого и каждого, забывая, что только личный грех искажает нашу жизнь. Грех сторожит нас на каждом шагу. И если мы дадим ему свободу, то он, разрастаясь в нас раковой опухолью, пожирает нашу жизнь.». «Чаще приводи себе на память, что в тебе зло, а не в людях, - учит св. прав. Иоанн Кронштадтский. - Таким убеждением, совершенно истинным, предохранишь себя от многих грехов, и страстей. Беда наша часто в том, что мы свое зло приписываем другому».

Святые отцы вновь и вновь напоминают нам, что реальной защитой от зла, христианским оружием против него является смирение. Так, по свидетельству древних патериков, «духовным очам прп. Антония Великого были открыты все сети диавола, которые он распростер над миром для уловления и соблазна ко греху людей. Ужаснулся преподобный этому множеству соблазнов и вопросил Бога: «Кто же избегает этих сетей?» — и услышал голос: «Смирение избегает их — они даже и не прикасаются к нему». «Возлюби смиренномудрие, - учит нас прп. Ефрем Сирин, - и никогда не впадешь в диавольскую сеть, потому что, воспаряя на быстрых крыльях, всегда будешь гораздо выше вражиих сетей. Возлюби смирение во всех делах своих, чтобы избавиться от неприметных сетей, какие всегда находятся вне пути смиренномудрых».

«Господь сохраняет нас безопасными от нападений врага, если узрит нас кроткими и смиренными...» - говорит сщмч. Киприан Карфагенский. «Человек, благочестиво живущий, - по словам прп. Антония Великого, - не попускает злу войти в душу. А когда нет в душе зла, тогда она бывает безопасна и невредима. Над таковыми ни злобный демон, ни случайности не имеют власти. Бог избавляет их от зол, и живут они невредимо хранимы, как богоподобные...» Вроде всё просто! Но как это выполнить на деле? Как это – быть кротким и смиренным? И не является ли смирение слабостью христианина? На эти и другие вопросы отвечает следующий раздел книги, имеющий общее название – «Познаем великую силу смирения и кротости».

Приступая к рассмотрению этого раздела, наверное, просто необходимо обратить внимание на то, что даже в среде хорошо воцерковленных христиан о смирении и кротости бытует совершенно превратное мнение. Мне лично, - отмечает составитель книги, - самому неоднократно приходилось слышать от весьма начитанных и уважаемых мною христиан, например, о том, что: «слишком много смирения иметь тоже вредно»; «именно смирение и кротость очень нужны нашим врагам для того, чтобы творить с нами все, что им захочется» и так далее. Поэтому в этом разделе приведены избранные изречения святых отцов о силе и могуществе смирения и кротости с указанием их первоисточников. А как обрести кротость и смирение? Что для этого нужно? – об этом говорится далее на страницах этой книги.

***

В завершении программы напомним вам еще одну историю о том, как диавол признался прп. Макарию Великому в своем бессилии против смирения. «Некогда авва Макарий, идя с горы в свою келью, нес ветви. На пути встретился ему диавол с серпом. Диавол хотел толкнуть авву Макария, но не мог. И говорит ему: «Велика в тебе сила, Макарий, потому что я не силен против тебя. Если ты что делаешь, то это делаю и я. Ты постишься, а я совсем не ем, ты бодрствуешь, а я совсем не сплю. Одно только есть, чем ты меня побеждаешь». Авва Макарий говорит ему: «Что же это такое?» Диавол ответил: «Смирение. И поэтому я не силен против тебя». Так, с Божией помощью, смирение помогает нам спастись в искушениях, болезнях и скорбях, о чем свидетельствуют святые отцы, наставления которых собраны в этой книге.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать