Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Сто лет назад, в июле 1918 года в России произошла страшная трагедия. На Урале, в Екатеринбурге, представителями новой власти, незадолго до этого захватившей бразды правления в стране в свои руки, была расстреляна семья последнего российского императора Николая II. Помимо тяжести самого убийства безвинных людей, это злодеяние было отягощено еще и тем, что из семи членов царской семьи пятеро были детьми. Но убив Царскую семью, советские представители власти не успокоились, они очернили святых страстотерпцев, залили грязью их имена и в течение несколько десятков лет заполняли этой грязью умы советских граждан. Но прошли годы, и сегодня поднимая архивные документы, исследуя некогда засекреченную информацию, находя забытые или откинутые на периферию истории свидетельства современников событий вековой давности, общество постепенно стало узнавать подлинную историю царской семьи, ее подвиг. В настоящее время написано немало книг о святых Царственных страстотерпцах, и одна из них, составленная к 100-летию их мученической кончины, находится на нашей книжной полке. Она вышла в свет в издательстве Летопись и называется – «Путь царской семьи: «Не зло победит зло, а любовь»». ***
В этой книге рассказывается о жизни и подвиге святой царской семьи, о страстотерпцах - последнем российском императоре Николае II, его супруге императрице Александре Федоровне и их детях - великих княжнах Ольге, Татьяне, Марии, Анастасии и цесаревиче Алексее. С момента трагической гибели царской семьи прошел уже век, но с каждым годом ее почитание православными христианами только возрастает. Как отмечает составитель книги Сергей Милов, «в немалой степени это обусловлено воспоминанием 100-летия трагических событий, произошедших в России в начале XX века - революции и последовавшей за ней Гражданской войны. В то же время значительный интерес к царской семье связан и с тем, что относительно недавно - в августе 2000 года она была канонизирована Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в чине страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Однако помимо этих причин есть и еще одна, скорее, внутренняя, чем внешняя. Смена политического курса в стране в начале 1990-х годов и связанное с этим активное возрождение православной веры привели к тому, что из исторического небытия в общественную жизнь стали возвращаться люди, имена и лица, казалось бы, навсегда из нее вычеркнутые прежней властью. Уход от однобокого изложения истории страны, восстановление исторической справедливости по отношению ко многим достойным сынам Отечества, прославление сонма новомучеников Церкви Русской - все это привело российское общество к серьезному переосмыслению своего недавнего прошлого и того, что в этом прошлом было совершено. Вполне естественно, что такое переосмысление не могло не затронуть и трагическую историю царской семьи.
А трагедия эта, стала настоящей черной страницей во всей истории русской государственности, ведь исконно в православной Руси царь считался помазанником Божиим, особым образом, поставленным на служение своей стране, народу и вере. Воспринимая царя как помазанника Божия, русский человек (да и вообще поданный Российской империи любой национальности) не мог себе представить страну без самодержца, чье правление благословлено свыше. Житель дореволюционной России мог за всю жизнь ни разу не увидеть царя вживую, но сам факт того, что он есть, что он правит государством, и что страна в его лице имеет главу, - был мощнейшим стимулом для каждого подданного к личному добросовестному труду. Однако практически все это рухнуло с расстрелом царской семьи. По свидетельству многих современников тех событий, гибель императора и членов его семьи, в том числе прямого наследника - цесаревича Алексея, большинством было воспринято как обезглавливание самой России. Во многом это и подтвердилось в последующих событиях, когда страна на несколько лет оказалась на грани полной гибели и хаоса.
К счастью, несмотря на все перипетии истории России после 1917 года - года революционной смуты, сегодня светлая, благочестивая память о царской семье восстановлена. И, тем не менее, несмотря на почитание святых страстотерпцев, несмотря на восстановление доброй памяти, много ли современные люди знают о них самих, о их жизни, буднях, радостях и печалях? Эта книга познакомит читателя с царственными страстотерпцами, с каждым в отдельности, а затем расскажет о том пути, который пришлось пройти всей семье к мученическому подвигу. Как отмечает автор, «привычная жизнь царской семьи, с ее праздниками и буднями, радостями и печалями, закончилась внезапно - 2 (15) марта 1917 года - в день так называемого «отречения» от трона государя Николая 2. На самом деле отречение императора, было оно легитимным или нет, не означало полного отказа России от монархии. Государь отказался от престола в пользу своего сына под регентством младшего брата великого князя Михаила. У России еще был шанс сохранить себя от надвигавшегося хаоса, тем более что ее главная сила – армия - оставалась мощной и готовилась нанести Германии решающий удар.
К сожалению, удар нанесли самой России - как ножом в спину. Окруженный политическими авантюристами и не имевший прямой связи со своим старшим братом, великий князь Михаил с тяжелым сердцем также отрекся от престола не только за себя, но и за цесаревича. После этого отречения, уже второго по счету, Россия окончательно покатилась в бездну революционной смуты. И если для страны все в этой смуте только начиналось, то царской семье осталось пройти последний путь, сыграть последнюю роль - роль, которую в отечественной историографии часто называют подвигом царской семьи. Первый этап последнего, скорбного пути царской семьи начался сразу же после отречения государя Николая II от престола. Сразу после трагического события он вернулся в Ставку в Могилеве, куда вскоре прибыла и делегация депутатов Государственной думы. Депутаты встретились с генералом Алексеевым, который вскоре заявил Николаю II, что тот должен считать себя «как бы арестованным».
Можно сказать, - пишет автор, - что в этих словах генерала выразилось истинное отношение к государю многих из тех, кто еще недавно был его подданным и клялся в верности. Как только произошла трагедия, как сам император, так и его семья оказались почти никому не нужны. Лишь небольшое число приближенных (речь, конечно, идет не обо всей стране) остались верными царю. 7 (20) марта Временное правительство постановило: «Признать отрекшегося императора Николая II и его супругу лишенными свободы и доставить отрекшегося императора в Царское Село». Также было принято решение конфисковать имущество государя и его семьи и лишить их гражданских прав. На следующий день депутаты вместе с Николаем II уехали к первому месту заточения царской семьи. Уезжая из Могилева, государь записал в дневнике: «Тяжело, больно и тоскливо». С 22 марта, когда Николай II прибыл из Могилева, по 14 августа 1917 года царская семья находилась в заточении в Царском Селе - месте, которое еще недавно было их любимым домом.
Как бы ни были тяжки обстоятельства, в которых оказалась царская семья, никто из них даже не предполагал покидать Россию, желая пережить все ее трудности вместе с народом. По этому поводу государь говорил: «Я лучше поеду в самый дальний конец Сибири». Эти слова стали пророческими... В конце июля 1917 года царской семье сообщили, что Временное правительство приняло решение перевезти ее на новое место. При этом куда повезут, не сказали, посоветовав лишь взять с собой побольше теплых вещей. 14 августа на поезде под флагом японского Красного Креста царскую семью вывезли в Тобольск. Здесь им предстояло оставаться в заточении до апреля следующего 1918 года. Как известно, 26 апреля 1918 года царя, государыню и их дочь Марию на лошадях повезли в Тюмень, а там пересадили на поезд до Екатеринбурга. В Тобольске же с частью сопровождения остались великие княжны Ольга, Татьяна, Анастасия и цесаревич Алексей. И уезжавшие, и остававшиеся еще не знали тогда, что скоро снова соединятся, чтобы безвинно пострадать. 30 апреля поезд прибыл в город, ставший последним местом пребывания царской семьи в земной жизни.
После убийства царской семьи и ее ближайших слуг палачи уничтожали следы своих зверств. «Мир никогда не узнает, что мы с ними сделали», - сказал, по одной из версий, член Уральского совета Петр Войков. Так это или нет на самом деле, но, к счастью, мир узнал об этом страшном злодеянии. Узнала об этом и Русская Православная Церковь. И не только узнала, а, в конечном счете, прославила царскую семью как святых царственных страстотерпцев. В «Деяниях Юбилейного Архиерейского Собора о соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских XX века» в частности говорится: «В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 17 июля 1918 года был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в XX веке».
*** По словам Сергея Милова, составившего эту книгу, «настоящая жизнь царской семьи, личные думы и переживания, личные подвиги ее членов, как правило, остаются скрытыми от большинства, даже из числа православных верующих. В связи с этим сохраняется необходимость говорить о жизни и подвиге царской семьи, чтобы показать, как близка она была во многих своих чертах к жизни каждого русского человека и, в то же время, как тяжел оказался ее крест, который она пронесла до конца с полным достоинством». О благочестивой жизни и мученическом подвиге святых Царственных Страстотерпцев, которая служит достойным образцом для назидания будущих поколений, рассказывает и эта небольшая книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 8 мая
День ангела. 8 мая
Церковный календарь 8 мая. Икона Божией Матери Касперовская
Евангелие 8 мая. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства
Читаем Апостол. 8 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!