У книжной полки. Путь покаяния. Беседы перед исповедью

25 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

«Эта жизнь дана вам для покаяния. Не расточайте ее на другое», - говорит преподобный Исаак Сирин. По словам святителя Игнатия (Брянчанинова), «покаяние – есть спасительный Божий дар», «первая новозаветная заповедь», «начальная новозаветная добродетель. И Предтеча Спасителя, и Сам Спаситель начали проповедь к падшему человечеству с призвания его к покаянию и с обетования Небесного Царства за удовлетворительное покаяние». В чем же суть покаяния? Как научиться каяться? Как понять, есть ли в душе покаянное чувство? И какая она – радость покаяния? Найти ответы на эти и другие вопросы нам поможет книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Данилова мужского монастыря и называется - «Путь покаяния».

***

«Путь покаяния», по словам издателей, необычная по своему составу книга. Этот сборник будет интересен и для тех, кто уже много лет постоянно исповедуется, и для тех, кто пока только готовится к своей первой исповеди, и даже для тех, кто вообще еще не понимает необходимости покаяния. В книге собраны статьи, проповеди, беседы известных современных проповедников, духовных писателей и святых отцов, близких нам по времени и способных наиболее доходчиво донести до нас многовековой святоотеческий православный опыт покаяния. Причем по сути своей это не формальные строгие назидания, а беседы, живые, теплые и доверительные беседы духовных наставников с нами, читателями, самыми разнообразными по своему уровню воцерковленности и духовного развития. И все они посвящены покаянию.

Говоря о покаянии, часто приводят одно из «достопамятных сказаний» из Древнего Патерика: когда умирал авва Сисой и Ангелы уже спустились за его душой, он просил дать ему еще времени на покаяние. «Не имеешь ты нужды каяться, отче!» - сказали ему братия. «Поистине, не знаю о себе, полагал ли я и начало покаянию», - ответил великий авва, хотя лицо его уже сияло, как солнце. По мнению издателей, «каждый из нас должен задать себе этот вопрос: «А положил ли начало своему покаянию я?» Проходит наша жизнь, летят за днями дни, и сколько их нам отпущено, мы не знаем, но все же многие откладывают свою первую исповедь. А ведь Господь обещал нам прощать грехи при покаянии, но никогда и никому не обещал, что он проживет еще хотя бы один день.

«Думали ли мы когда-нибудь серьезно о том, что если мы умрем в среду, то что мы будем делать в четверг?, - предлагает нам задуматься один из авторов этой книги протоиерей Димитрий Смирнов. – Оказывается, нет. Мы думаем о том, что будем делать здесь завтра или сегодня вечером, а о том, что нас ждет на том свете, мы не думаем. И пусть никто не надеется, - продолжает священник, - что после того, как он умрет, он исчезнет – трава вырастет и все. Нет, не все, душа бессмертна». Как же нам спасти свою бессмертную душу, как соединиться с Богом? Как любого отдельно взятого человека можно этому научить? По мнению батюшки, если кто-то захочет познать, что такое Бог и научиться православной вере, первым уроком для него станет урок покаяния. Грех, по словам отца Димитрия, — это движение от Бога, а покаяние — это движение к Богу, то есть движение противоположное. Поэтому каждому человеку, который хочет вернуться к Богу, нужно очень четко представлять себе, что такое покаяние, как это относится к нему лично и что он должен делать, если хочет покаяться. Об этом священник и говорит далее в своей статье.

Другой же соавтор данного сборника, протоиерей Владимир Воробьев, размышляет больше о проблемах уже церковных людей. Он пишет о том, что «привыкание к святыни, привыкание к исповеди – одно из самых страшных зол в нашей церковной жизни». Люди ходят в храм на богослужения, живут приходской жизнью, многие даже работают в церкви, регулярно исповедуются, избавились от грубых явных грехов – на этом их духовное развитие остановилось. На исповеди человек привычно перечисляет свои мелкие погрешности, но покаяние ли это? По словам отца Владимира, «в наше время Таинство Покаяния стало более трудным для понимания, чем когда-либо. Хотя всем известно: вот исповедь -  она имеет цель очистить совесть кающегося грешника, все кажется ясным.

Но в действительности почти не встречаются сейчас люди, которые могли бы как следует объяснить, что же здесь должно быть и как все нужно правильно понять. Причем не только кающиеся не понимают, но бывает, что  и сами священники. Как отмечает батюшка, «можно всю жизнь ходить в церковь, причащаться, исповедоваться и так ничего не понять по-настоящему, не начать жить духовной жизнью, не приступить к работе над собой. И это бывает очень-очень часто. И, слава Богу, этому мешают скорби, которых довольно много в нашей жизни. Таким образом, «какие-то тяжелые переживания, даже тяжелые грехи, падения оказываются промыслительно допущенными в жизни человека. Недаром есть такая пословица: «Не согрешишь – не покаешься».

Конечно, - отмечает отец Владимир, - это не значит, что нужно всем впадать в тяжкие, смертные грехи, чтобы после каяться. Нет, «это означает необходимость того, чтобы наша церковная жизнь была очень рельефной. Она должна быть обязательно чем-то трудным, чтобы человек начал внутренне работать. По мнению отца Владимира, духовная жизнь начинается тогда, когда начинается подвиг. Как только подвигом веры, со слезами и потом человек начнет преодолевать свои  страсти, тогда для него открывается духовная жизнь - и тогда же начинается настоящее покаяние. Но бывает и так, что «когда мы думаем о покаянии, нам, по словам митрополита Антония Сурожского, всегда представляется темная или серая картина скорби, сжатого сердца, слез, какого-то неизбывного горя о том, что наше прошлое такое темное и недостойное. Оно не достойно ни Бога, ни нас самих, ни той жизни, которая нам предложена.

Но это, - говорит владыка Антоний, -  только одна сторона покаяния или, вернее, это должно бы быть только одно мгновение. А на самом деле покаяние должно расцветать в радость и в подвиг. Без этого покаяние бесплодно, без этого то, что могло бы быть покаянием, превращается в раскаяние и, часто, такое, которое убивает жизненную силу в человеке вместо того, чтобы его возбуждать и обновлять. В процессе углубленного размышления над собой, над Евангелием и над путями Божиими человек оказывается перед лицом своего греха, своей неверности самому высокому нашему призванию. И тогда вонзается в его сердце острая боль, стыд о том, что он так далек от того, чем мог бы быть, так не похож на то, что задумал Бог, когда Он сотворил человека. И эти чувства должны стать побуждением, чтобы начать жить по-новому».

При этом мы не должны забывать, что «покаянное чувство – это, как говорит протоиерей Валериан Кречетов, - всегда дар Божий. Человек должен к нему стремиться, но все равно, как бы человек ни был внимателен к себе, это дар Бога». Так в чем же суть покаяния? Как понять, есть ли у тебя покаянное чувство? Каковы признаки этого? Дать ответы на эти и другие вопросы нам поможет книга, на страницах которой собраны статьи о покаянии самых разных авторов. Кому-то будут близки слова современных пастырей: митрополита Антония Сурожского и протоиерея Димитрия Смирнова, кому-то - слова подвижников 20 века – священника Александра Ельчанинова или священномученика Сергия Мечёва, а кому-то понятнее будут святоотеческие наставления прп. Силуана Афонского и свт. Игнатия Брянчанинова. По словам издателей, эту книгу полезно почитать и перед исповедью, так как в ней много говорится о грехах, причем таких, которые наиболее препятствуют покаянию. Затронута и тема детской исповеди, а также тема духовничества – как одного из важных условий нашего духовного преуспеяния.

***

В сборнике «Путь покаяния» приводится много ценных конкретных советов, но все-таки эта книга, по словам издателей, не является пособием по исповеди и покаянию, где даны четкие рекомендации: что и как нужно делать. Важно помнить, что путь покаяния у каждого человека свой. И мы надеемся, говорят издатели, что любой читатель найдет в этой книге себе автора по душе. В книге есть авторы строгие и обличающие, а есть мягкие, понимающие и подбадривающие, и все они говорят по-разному, но об одном — об истинном смысле покаяния. О том, что главное делание христианина — это стяжание постоянного глубокого покаянного чувства. О том, что путь всей нашей жизни должен быть путем покаяния. Да поможет нам Господь.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать