У книжной полки. Преподобный Иоанн Дамаскин. Источник знания

17 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Имя великого писателя и замечательного поэта 8 века прп. Иоанна Дамаскина, без сомнения известно православным людям. Хотя бы потому, что его молитвы мы читаем вечером, отходя ко сну, или когда готовимся ко Святому Причастию. По словам протоиерея Николая Агафонова, произведения Иоанна Дамаскина «читают, поют и слушают если не каждый день, то уж точно каждую неделю миллионы верующих, приходящих в православные храмы. Из-под его пера вышло более 60 канонов, в том числе и Пасхальная служба, и каноны на многие двунадесятые и великие праздники Церкви. И до сего дня усопших христиан провожают в последний путь под умилительное пение надгробных стихир, написанных этим дивным поэтом. А фундаментальный труд прп. Иоанна «Точное изложение Православной веры» на многие века стал эталоном догматических сочинений и до сих пор не утратил своего значения». Этот труд и еще два трактата богодухновенного автора составили книгу, которую он сам назвал - «Источником знания». В настоящее время она вышла в свет в издательстве РИПОЛ классик и заняла свое место на нашей книжной полке.

***

По словам издателей, «Источник знания», написанный св. Иоанном Дамаскином и ныне предлагаемый вниманию благочестивых читателей в русском переводе, есть одно из замечательнейших святооте­ческих творений. Замечателен он, как по своим великим, истинно редким внутренним достоинствам, так и по тому огромному значе­нию, каким оно, в силу своих достоинств, всегда пользова­лось и пользуется в христианской, особенно в православной христианской Церкви. Работа, носящая заглавие «Иоанна Дамаскина Источник знания», состоит из трех трактатов — «Философских глав», «Книги о ересях» и «Точного изложения право­славной веры».

Сам прп. Иоанн Дамаскин в Предисловии к «Источнику знания», обращаясь к епископу Маюмскому Косме, признается, что сознает «ограниченность своего разума и неискусство своего языка», вследствие чего он до сих пор «не решался, подобно какому-нибудь гордецу и смельчаку, говорить «о предметах, превышавших его силу». «Но, - отмечает святой Иоанн, - «смиренный и послушный под­ражатель Христов восходит на высоту и приобретает от Бога световодящую благодать». «И отверзая уста», он «исполняет­ся духа, очищает сердце, просветляет разум и получает сло­во в открытии уст своих (Еф. 6:19), не заботясь о том, что скажет, являясь органом говорящего через него Духа». Поэтому и прп. Иоанн, повинуясь Христу, Который священноначальствует в лице его читателей, подчинился повелению и открыл уста, наде­ясь, что силою молитв читающих «они исполнятся Духа и он изрекёт слова, которые будут не плодом его «разума, но пло­дом Духа, просвещающего слепцов».

Далее автор говорит, что он предлагает читателям «то, что есть самого лучшего у эллинских мудрецов, зная, что если есть что-либо благое у них, то оно даровано людям свыше от Бога. Ибо всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит от Отца светов (Иак. 1:17). «Может быть, - отмечает святой отец, - и у них мы найдем что-либо пригодное и приобретем что-нибудь душеполезное, ибо всякий художник нуждается в некоторых инструментах к совершению устрояемого. И царице свойственно пользоваться услугами служанок. Поэтому мы позаимствуем такие учения, которые являются служителями истины, но отвергнем нечестие, жестоко владевшее ими, и не воспользуемся дурно хорошим, и не употребим искусства доказательств для обольщения простецов. Хотя истина и не нуждается в разнообразных доказательствах, тем не менее мы воспользуемся ими для опровержения нечестных противников и лжеименного знания».

Подражая пчеле, автор на­меревался собрать и сложить то, что «близко к истине, чтобы получить спасение от самих врагов, и удалить все то, что дур­но и что соединено со лжеименным знанием». Затем он приводит «приверженные этому вздорные учения богоненавистных ересей, чтобы, познав ложь, мы крепче держались истины». Наконец, прп. Иоанн обещает, с помощью Бога и Его благодати, изложить самую истину — «губительницу заблужде­ния, изгнательницу лжи», «словами боговдохновенных пророков, наученных Богом рыбарей и богоносных пастырей и учителей, украшенную и убранную как бы золотыми риза­ми». Своего же, он не говорит ничего, но «в связном виде» излагает «то, о чем в различных местах сказано у божественных и мудрых мужей».

Таким образом, главная цель напи­сания этих трех взаимосвязанных тво­рений, составляющих одно целое, вполне яс­но видна из сказанного. Это же весьма кратко повторяется св. отцом во 2-й главе его «Философских глав». «Так как всякий, кто принимается за дело без определенной цели, - отмечает он, - как бы во тьме блуждает; так как трудящийся без цели нищенствует во всем, – поэтому мы, прежде всего, скажем о поставленной для этой книги цели, чтобы то, о чем в ней говорится, легче усваивалось. Цель же эта заключается в том, чтобы начать философией и вкратце предначертать в этой книге по возможности всякого рода знания. Поэтому ее должно назвать «Источником знания». «Нет ничего более ценного, - пишет далее автор, - чем познание, ибо познание есть свет разумной души. Наоборот, незнание есть тьма. Как лишение света есть тьма, так и отсутствие познания есть помрачение разума. Неразумным существам свойственно незнание, разумным – познание».

«Так как мы, по словам святого Иоанна, - живем не одной душой, но душа наша, как бы сокрытая завесой – плоти, имеет подобие ока – видящий и познающий ум, воспринимающий познание и ведение сущего, … то приступим к неложному учителю – «истине». Христос же есть ипостасная мудрость и истина, в «нем же вся сокровища разума сотворенна», Который есть Бога и Отца мудрость и сила. Поэтому послушаем голоса Его, говорящего нам через Священные Писания, и научимся истинному познанию всего сущего. Приступая же, станем приближаться прилежно и с чистым сердцем, не позволяя страстям притуплять мысленное око нашей души. Приступим всею душою и всем помышлением. Ибо подобно тому, как невозможно, чтобы глаз, часто переводимый с одного предмета на другой и обращающийся то туда, то сюда, ясно созерцал видимое, но необходимо, чтобы око пристально наблюдало подлежащий рассмотрению предмет, так и мы, отрешившись от всякого волнения ума, непорочно приступим к истине.

А приступая и достигнув врат, не ограничимся этим, но громко постучим, чтобы, когда нам откроются двери покоя, увидеть его внутреннюю красоту. Итак, писание – врата; находящийся же за вратами покой означает скрытую в писании красоту мыслей, т.е. Дух истины. Громко постучимся, т.е. прочтем раз, два, будем часто читать, и так углубляясь, найдем сокровище знания и будем изобиловать богатством. Будем искать, исследовать, высматривать, спрашивать. «Всяк бо просяй приемлет и ищай обретает и толкущему отверзется». А также: «вопроси отца твоего и возвестит тебе, и старцы твоя» в знании «и рекут тебе». Поэтому если будем любознательны, то будем и знать многое; ибо все достигается старанием и трудами, а также – и это, прежде всего и после всего – благодатию дарующего Бога. С этого мы и начнем, как с букв, именно с того, что приличествует имеющим еще нужду в молоке, призвав руководителем Христа, ипостасное Слово Божие, Которым подается «всякое даяние благо и всяк дар совершен».

Еще раз напомню, что книга «Источник знания» состоит из трех трактатов — «Философских глав», «Книги о ересях» и «Точного изложения право­славной веры».  Последний из них занимает первенствующее положение между остальными двумя, которые в свою очередь могут быть рассматриваемы в смысле вводных: «Философские главы» — в смысле философского введения, а «Книга о ересях» — в смысле исторического. Трактат - «Точное изложение Православной веры» - разделен на четыре части, которые все вместе составляют собою 100 глав. В первой части содержится учение о бытии Божием, Его единстве, троичности Лиц; во второй - о творении мира, человека, о Промысле; в третьей части - о двух естествах Иисуса Христа и о Пресвятой Деве Богородице; в четвертой - о последствиях Воскресения Христова, о Кресте, Таинствах, девстве и всеобщем воскресении. Таким образом, в этой книге читатель найдет ответы на самые нелегкие богословские вопросы о Боге, духовном мире, человеке и обо всем, что его окружает.

***

Преподобный Иоанн Дамаскин, память которого мы празднуем сегодня, на страницах своего труда дает четкие определения и объяснения основ Православного вероучения. По словам издателей, он является самым поэтичным систематизатором богословия, показавшим, как весь аппарат античной философии может быть преобразован для изложения парадоксов христианского учения. Неуто­мимый полемист, внимательный мистик, прославленный метафизик - универсализм Иоанна Дамаскина поражает и в наши дни. Чтение трудов Иоанна Дамаскина позволя­ет понять, как соотносится теоретическая философия с духовными и культурными потребностями жизни, исподволь вознося их на небывалую высоту.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать