У книжной полки. Протоиерей Георгий Завершинский. Привилегия одиночества. Старение, болезнь, смерть. Православный взгляд

5 сентября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Многие люди, особенно люди неверующие, очень боятся трех вещей: серьезных болезней, собственного старения и, конечно, смерти. На то, чтоб победить эти нежелательные процессы, направлены труды многих ученых-биологов, создана целая индустрия. Но можно ли остановить эти процессы? Может ли быть жизнь без болезней, старения и смерти? Каждый здравомыслящий человек ответит, что всё это - нежелательный, но неизбежный ход жизни. Но как не впасть от размышлений об этих вещах в уныние, как правильно относиться к болезням, старению и смерти, как научиться воспринимать их как Промышление Божие о судьбе каждого человека? Ответить на эти вопросы попытался протоиерей Георгий Завершинский в своей новой книге, которая вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря. Она называется – «Привилегия одиночества: Старение, болезнь, смерть. Православный взгляд».

***

Протоиерей Георгий Завершинский, философ и богослов, посвя­тил свою книгу серьезным вопросам, которые не могут не волно­вать каждого из нас. Она о жизни и смерти, о молодости и старе­нии, о вере и любви, о мудрости. О том, что, однажды начавшись, жизнь с Богом продолжается, а старение, болезнь и смерть - лишь этапы ее пути. Движение от жизни к жизни - таков Божий замысел. Книга отца Георгия Завершинского необычна по форме. Диалоги с воображаемыми героями, выдержки из произведений русских классиков, фрагменты документов и газетных статей. Простой и понятный язык и в то же время глубокие и интересные рассуждения делают книгу полезной всем, кто стремится в своей жизни следовать за Христом.

Свои размышления в книге автор начинает с того, что среди Божьих чудес нет чуда омоложения. Были исцеления, изгнание бесов, воскрешение, но нигде в Евангелии не описа­но чудо омоложения. Христос не хотел или люди не просили Его об этом?.. Иисуса сопровождало множество боль­ных, хромых и слепых, которым Он давал исцеление от недугов. Справедливо пола­гать, - говорит отец Георгий, что среди них было немало стариков или, по крайней мере, их родственников. Люди могли просить не только о поддер­жании в старости, но, зная Христову силу, обратиться с мольбой об омоложении. Евангелие об этом не говорит. И, думается, - отмечает священник, - не напрасно...

Омоложение или, по-научному, ревитализация — это как бы шанс прожить жизнь заново, «с чистого листа». Однако человек-то уже не тот. Не прежний, молодой и не­опытный, а видавший виды и немало пере­живший. Как теперь себя ощущать среди молодых сверстников — юношей и деву­шек? О чем с ними говорить? Натужно смеяться их шуткам и понарошку мечтать о несбыточном? Ничего не выйдет — молодость чутка на обман и не терпит лицемерия. У нее есть свои секреты от опыта и солидности взрос­лых. Таким образом, заключает автор, всякому возрасту — свой секрет. Старость, например, хранит привилегию одиночества, а молодость — обладает тайной общения. Старости свойствен опыт, мудрость и способность учить, молодость имеет привилегию ошибки, незнание и способность учиться.

Но вот постепенно человек взрослеет, и, как говорит отец Георгий, - восторги молодости покрываются пеленой спокойствия. Уравновешенное состояние теперь больше устраивает. Да и для здоровья лучше. Хотелось бы иногда воспылать чувствами, но вовремя останавливаешь себя. Зачем весь тот юношеский задор? Кому теперь интересно? В наши-то годы. Приходит время внутренних вопросов, и человек сознаёт: немного осталось от прежних тем. А новые темы, если они появляются, — не обжигают разум и не будоражат сердце, как раньше. На все готово логичное объяснение, и находится способ, как избежать трудностей и негативных оценок. И это — привилегия одиночества. В чем же она состоит?

По словам автора, Одиночество как привилегия старости – это не тягостное и унылое бытие, а внутренняя собранность и внимание. Молодость бывает не слишком расположе­на ценить одиночество — ни собственное, ни тем более чужое. Замкнутость на себе, эго­центризм и обида сопровождали тогда оди­ночество. Что изменилось теперь, когда стал много старше? Теперь есть воз­можность для глубокого осознания себя... предстоящим перед Тем, Кто всю жизнь тер­пеливо ждал, пока мне станет хорошо рядом с Ним. Повторим: не в одиночестве с самим собой, а одному рядом с Ним — любящим, милосердным и все мне простившим.

Привилегия одиночества, как говорит автор, — это предвосхищение личной встречи с Богом — Отцом, Сыном и Духом Святым. «Троица в единице славимая» — именно здесь тайна, в которой разрешается одиночество уходящего из земной жизни человека. Бог есть Бог общения любви, а не Бог одиночества оставленного рая. Возвращение в полноту общения начинается в литургии, которой посвящена Церковь. Обращенная к миру страдания и вражды, Церковь верна Христу в самые трагические моменты жизни каждого из своих верных чад. И сопровождает нас до конца — пока не состоится встреча и диалог, который есть Божья привилегия, данная во Христе.

Как отмечает автор, утешает в конечном итоге лишь обретение самого себя перед Богом. Внешняя оставленность восполняется внутренним созерцанием. И не в одиночестве... Молитва — разрешение всякого одиноче­ства. Обращаемся к Богу на «Ты», называем Его Отцом, благодарим за Сына, посланно­го в мир. Духом приоткрывается общение Троицы, когда подступаем к Христову причастию. Он сказал ученикам: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). С Христом не бывает оди­ноко, а подлинной привилегией старости становится одиночество от мира. Тогда легче отложить «всякое житейское попечение», что­бы литургически предстоять Богу — Троице Лиц в общении любви. Таким образом, опыт старости подсказывает: не стоит стра­шиться одиночества. Тем более, когда это приходит к человеку естественным обра­зом, а не через разрыв отношений или, на­пример, болезнь. Чтобы его принять, стоит осознанно приготовиться к этому.

Так, постепенно, автор приводит читателя к мысли о том, что одиночество старости приносит человеку великую пользу, если он доверяет себя Богу. А далее разбирает следующий вопрос: зачем Бог попускает болезни? И как быть со смертью, нужна ли она человеку? «Бог не творит страданий, - отвечает отец Георгий, - и не хочет лишиться Своего творения. Потому оставляет нам немощь и в конце концов — неизлечимость последней болезни. Человек переходит через пределы смерти, примиряющей всех со всеми. Необходимо использовать этот последний шанс, чтобы иметь общение веры и любви вместо разлуки, недоверия и вражды, которые останутся за порогом жизни и смерти». Задуматься обо всем этом, и предлагает протоиерей Георгий Завершинский.

***

Завершая эту книгу, отец Георгий пишет: «В общем, ясно одно: однажды начавшись, жизнь с Богом продолжается, а старение, болезнь и смерть — лишь этапы ее пути. Это необходимые этапы, и, приближаясь к каждому из них, нужно ожидать Божьего внимания и заботы, чтобы не уязвило одиночество, пришедшее к человеку в болезни и старости». Эти «этапы», по словам автора, необходимы, чтобы принять прощение — последний «этап» прежней и преддверие новой жизни. Движение от жизни к жизни — таков Божий замысел, чтобы никто, верующий в Христа, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 15). Если верой и любовью открыться Богу до конца, то многое станет ясным в болезни и старении, а главное — в человеческой смерти.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы