У книжной полки. П.В. Челышев. Преподобный Симеон Новый Богослов о духовном преображении человека. Акафист

25 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

В истории Церкви Христовой известно только трое святых, удостоившихся имени Богослова, и одним из них является преподобный Симеон Новый Богослов, память которого Святая Церковь совершает сегодня. Творения преподобного подвижника и мистика конца X - начала XI века, занимают особое место в святоотеческой письменности. Опыт благодатного озарения, в юности пережитый святым Симеоном как второе рождение, лег в основу его учения о непосредственном личном познании Бога в Духе Святом. Изучению творчества средневекового христианского мыслителя из Константинополя посвящена книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она называется – «Преподобный Симеон Новый Богослов о духовном преображении человека».

***

Эта книга вышла в свет в издательстве православного прихода храма св. вмч. Димитрия Солунского на Благуше. По словам автора, Павла Валентиновича Челышева, в этой книге представлено не академическое исследование, преследующее исключительно научные цели, а скорее апологетическая работа. Хотя второе, конечно же, не исключает первого. Но все же главная задача книги состоит в том, чтобы показать современному читателю духовные перспективы жизни, раскрывающие перед ним возможность спасения своей души, понимаемого как преображение человеческой природы и личности на основе христианства. И выбор автора пал на прп. Симеона Нового Богослова.

По словам Павла Валентиновича, некоторые называют святого отца маргинальной фигурой, стоящей на самом краю византийской культуры. Это мнение ошибочно. Наоборот, он стоял в центре общественной жизни Византии первой половины XI столетия. Творчество преподобного Симеона отражает, с одной стороны, представления образованной элиты, с которой он был связан своим происхождением, образованием и общественным положением, а с другой стороны, оно выражает христианскую народную культуру тех многих поколений простых людей, которые и являются «солью» истории. К этим простым людям и были преимущественно обращены писания преподобного Симеона. Поэтому его трактаты и отличаются от научных исследований того времени доступностью и простотой стиля. И это их достоинство.

Ныне проблемы народной культуры актуальны как никогда. Поэтому в творчестве этого крупнейшего мыслителя и, по мнению Н.Бердяева, самого великого мистика православного Востока раннего средневековья, как в зеркале, отражалась вся полнота христианской культуры того времени. По словам автора, каждый человек в той или иной степени похож на своего Творца, как Его «образ и подобие». Святые только светят ярче, чем простые люди, потому что не могут скрыть духовное сокровище, которое получили от Христа. Поэтому достаточно легко определить главный талант их личности и образно его выразить.

Например, свт. Иоанна называют Златоустом за его боговдохновенные проповеди, свт. Григория Назианзина — Богословом за «Пять Богословских слов», произнесенных им в Константинополе в 380 году, сщмч. Игнатия — Богоносцем за то, что он носил в своем сердце Христа, св. вмч. Георгия — Победоносцем за его духовную победу над императором Диоклетианом, воздвигшим лютые гонения на христиан. Философа и богослова Хомякова величают «рыцарем Церкви» за преданность Православию. Какой же образ можно использовать для того, чтобы выразить главное в жизни и творчестве прп. Симеона?

Мы, говорит автор, - назовем прп. Симеона «Зерцалом» Христа по его мистическому и богословскому таланту. Недаром же византийская традиция дала прп. Симеону официальное имя Нового Богослова, хотя сначала это прозвание употреблялось его противниками ироничес-ки в смысле «новатор», выступающий против Предания Церкви. Церковная история знает всего три случая такой высокой оценки богословствования. Первым в этом ряду стоит св. апостол и евангелист Иоанн Богослов. Вторым был назван свт. Григорий Назианзин, именуемый Богословом, а третий — преподобный Симеон Новый Богослов.

О прп. Симеоне Новом Богослове, по словам автора, известно немного, преимущественно из его собственных трудов, особенно гимнов, раскрывающих внутреннюю лабораторию его творчества, саму его душу, а также со слов его ученика Никиты Стифата, оставившего описание земной жизни святого старца через много лет после его смерти. В отличие от множества житий, очищенных и приведенных «в порядок», биография прп. Симеона выглядит вполне реалистично. И хотя не все исследователи с этим согласны, в ней мы видим живого человека, конфликтующего, любящего, страдающего, переживающего, возможно, непривычно эмоционального, даже несколько агрессивного по отношению к своим врагам в вопросах веры.

А жил и творил он в Константинополе именно тогда, когда Россия принимала эстафету православного христианства от Византии. Изучение истоков своей духовной культуры, по мнению автора, поможет лучше понять самих себя. К сожалению, творчество прп. Симеона недостаточно полно исследовано и осталось без должного внимания в специальной философской литературе. Поэтому своим трудом автор частично восполнил этот пробел. В данной книге нашли свое отражение основные темы средневековой христианской философии и богословия на рубеже первого и второго тысячелетий: онтология, гносеология и антропология. Но это мировоззрение живо и сегодня. Автор стремился максимально заинтересовать читателя, «вплетая» достаточно сложный для восприятия материал в жизнь и творчество прп. Симеона, человека с любящим сердцем и широкой душой, живо и эмоционально реагировавшего на все проблемы жизни и культуры своего противоречивого времени.

Такое биографическое изложение материала, по мнению автора, могло привести к определенной его субъективизации и односторонности. Однако оправданием этого может слу-жить то, что философия — всегда и везде личностна. Философская система есть всегда мировоззрение того или иного конкретного человека, претендующая на общезначимость. Средневековая философия не является исключением из правила. Кроме того, это было время особой традиционности мышления, время устремления сознания назад — и одновременно вперед — к первоисточнику, к первообразу. Поэтому в этой ситуации даже через творчество одного человека можно нащупать общие закономерности всей философии. Реконструкция духовной жизни того времени, по мнению автора, заставит читателя думать, и это самое главное.

***

Чем же интересен и так важен сегодня для нас преподобный Симеон Новый Богослов, живший многие столетия назад? «А важен, прежде всего, тем, что он в максимальной степени точно воспроизводил Православное Предание на основе своего уникального мистического опыта, подтверждающего возможность личного общения человека с Богом уже в этой жизни», - отмечают издатели. Эта книга вводит читателя в мир святости, напоминает всем нам о нравственных идеалах, на которых воспитывались многие поколения наших предков, по-казывает возможность духовного изменения общественной и личной жизни на основе вечно живого Православия. Работа написана ярким, живым и доступным для понимания языком для самой широкой аудитории. Надеемся, она найдет своего читателя и будет нужна не только специалистам, но и всем думающим и ищущим смысл жизни людям.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы