Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Великий подвижник Востока и Запада, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, широко известен как аскетический писатель. О его трудах с уважением отзывались многие столпы Православия. Например, преподобный Иоанн Лествичник говорил, что преподобный Кассиан “прекрасно и весьма высоко любомудрствует”, и патриарх Фотий считал его писания “назидательными, весьма полезными для благочестивой жизни”. В России к произведениям святого подвижника также относились с большим почтением. Интерес к его трудам особенно усилился в начале ХХ века и не ослабевает до сих пор, т.к. эти труды принадлежат общему богословскому наследию Отцов единой неразделенной Церкви, одним из которых был преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Творения этого святого, вышедшие в свет в издательстве Сибирская Благозвонница, мы и предлагаем вашему вниманию.
***
Издательство Сибирская Благозвонница предлагает вниманию читателей одиннадцатый том серии «Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе». Он посвящен богословскому и нравственно-аскетическому наследию преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Книга содержит догматико-полемическое сочинение под названием «О Воплощении Господа, против Нестория» и аскетические творения - «Установления общежительных монастырей» и «Собеседования». Открывает настоящее издание предисловие митрополита Омского и Таврического Владимира. К этому предисловию мы сейчас и обратимся.
«Постом предочистився, премудрости постигл еси разумение, от пустынных же богоносных отец научился еси страстей обузданию... преподобен быв, Богу возложился еси, и просвещая добрыми виды, Кассиане, яко солнце облистал еси сиянием Божественных твоих учений, сердца всех чтущих тя всегда просвещая». Так возносит хвалу в тропаре и кондаке преп. Иоанну Кассиану Римлянину Православная Церковь. Через опытное прохождение подвижничества (в частности, пост), постижение аскетической и богословской премудрости (в том числе от святых подвижников, имея личное с ними собеседование), молитвенное богообщение преп. Кассиан достиг духовного совершенства (бесстрастия и святости) и «облистал» своими учениями сердца других.
Уроженец Западной Римской империи, где в те времена говорили на латинском, преп. Иоанн Кассиан немалую часть своей жизни провел на христианском Востоке — в Палестине, Египте, Константинополе. Здесь он познакомился с великими подвижниками Востока (прежде всего Египта), и со свт. Иоанном Златоустом, в тот момент архиепископом Константинопольским. От них преподобный воспринял бесценный опыт и теорию христианской подвижнической жизни, которые затем перенес на западную почву, написав цикл важных произведений. Тем самым он, по словам владыки Владимира, существенно обогатил западное монашество и духовность, в первые века христианства несколько отстававшие от Востока, чем оказал западному христианству великую услугу, и «творения преподобного Кассиана вошли в сокровищницу святоотеческой литературу, представив западному монашеству полнейшее изложение аскетики в духе воззрений подвижников Востока».
Но что не менее важно - он в своих сочинениях отразил в достаточно систематическом виде восточно-христианское духовное учение, полученное им из первых рук. Поэтому его произведения, как отмечает владыка Владимир, обладают великой ценностью и для восточно-христианского Православного Предания. А по ясности и завершенности их можно поставить в один ряд с творениями таких великих восточных авторов 4-7 веков, как преп. Макарий Великий, авва Евагрий Понтийский, преп. Иоанн Лествичник, преп. Максим Исповедник, преп. Исаак Сирин и др. А вот составить представление о личности преп. Иоанна Кассиана, по словам владыки Владимира, достаточно сложно.
В отличие от некоторых других представителей западного христианства, например блж. Августина, много и откровенно писавшего о себе в «Исповеди» и других сочинениях, или блж. Иеронима Стридонского, личность которого ярко отразилась в обширной переписке, о преп. Иоанне Кассиане известно очень мало. Сведения о жизни преподобного, встречающиеся в его собственных трудах и у других церковных авторов, скупы и отрывочны. Если же говорить о его сочинениях, то преп. Иоанн Кассиан написал только три крупных произведения: два аскетических — «Установления общежительных монастырей» (около 420-424 годов) и «Собеседования» (425-429 годы) и один догматико-полемический — «О Воплощении Господа, против Нестория» (около 429-430-х годов).
Трактат «О Воплощении Господа, против Нестория» был написан по просьбе римского архидиакона Льва. Это произведение — один из самых первых святоотеческих трактатов, направленных против неосторианской ереси. Труд «Установления общежительных монастырей» преп. Иоанн Кассиан посвятил епископу Апатскому Кастору. Это сочинение, где объясняется сущность, цели и правила монашеского подвига. Оно состоит из двенадцати книг и разделено на две части. В первой - говорится о внешнем устроении монашеского жития и о добродетелях, приличных ему. Во второй - речь идет о пороках и страстях, с которыми монах должен бороться, чтобы стяжать совершенную чистоту сердца. Целью «Установлений» «было руководство к деятельной жизни, то есть жизни аскета, который стремится к высшей по уровню созерцательной жизни».
Труд «Собеседования» был задуман как дополнение к «Установлениям», завершение их. Сочинение состоит из 24 книг и делится на три части, даже три сочинения, которые одновременно самостоятельны и связаны между собой. В отличие от деятельно-аскетического характера «Установлений», «Собеседования», «наоборот, посвящены именно созерцательной жизни, хотя включают в себя также и наставления относительно деятельной жизни». И если «Установления» «были написаны Кассианом как наставление для общежительных монастырей, то "Собеседования" — для отшельнической жизни».
При публикации трудов преп. Иоанна Кассиана издатели посчитали нужным, изменить хронологический порядок сочинений на ценностно-тематический: на первом месте поместили учение о Воплощении Сына Божия, а учение аскетическое и сотериологическое — на втором. Кроме того, издатели руководствовались и принципом новизны: трактат «Против Нестория» еще никогда не переводился на русский язык целиком, в то время как «Установления» и «Собеседования» уже издавались.
***
В приложении издания помещена работа иеромонаха (впоследствии архиепископа) Феодора Поздеевского, мученически пострадавшего в годину гонений за Христа, под названием - «Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана (пресвитера Массилийского)». Тексты трудов преп. Иоанна Кассиана даны в новом переводе и снабжены богословскими, церковно-историческими и текстологическими комментариями. В конце книги помещен указатель цитат из Священного Писания, а также именной, предметный и географический указатели. Редакция надеется, что это издание привлечет к себе внимание преподавателей и студентов духовных учебных заведений и просто вдумчивого православного читателя, неравнодушного к святоотеческому наследию и его неотъемлемой составляющей — творениям преп. Иоанна Кассиана.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!