У книжной полки. Протоиерей Георгий Бреев. Практика подготовки к Исповеди и Причастию

4 июля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Таинства Церкви неизменны, а традиции меняются вместе со временем: в XIX веке в России исповедовались и причащались один или всего несколько раз в год, сейчас мы, как первые христиане, ставим в центр церковной жизни Божественную литургию и Причащение. О новых реалиях и конкретных проблемах, с которыми мы сталкиваемся, готовясь приступить к таинствам Исповеди и Причастия, говорит один из старейших московских священников, духовник священнослужителей Московского благочиния протоиерей Георгий Бреев. Эти вопросы она раскрывает на страницах книги, которая вышла в свет в издательстве Никея и называется – «Практика подготовки к Исповеди и Причастию».

***

«Практика подготовки к Исповеди и Причастию» — книга-размышление священника Георгия Бреева о главных таинствах христиан — Покаянии и Евхаристии. Один из старейших московских клириков поможет ответить на вопрос, которым задается каждый человек, осознанно переступивший порог храма: как правильно подготовиться к исповеди и причастию? Как отмечают издатели, в этой книге вы найдете: пастырские советы опытного духовника; размышления о том, в чем разница между исповедью и покаянием; как часто необходимо приступать к Таинствам и что препятствует этому. Кроме того, автор рассматривает 50-й псалом как урок покаяния и брошюру святителя Игнатия (Брянчанинова) «В помощь кающимся».

Отвечая на вопрос: "Как соотносятся исповедь и покаяние?", отец Георгий пишет: "Настоящая исповедь всегда проникнута покаянным чувством. В практике, в употреблении мы различаем таинства Покаяния и Исповеди. Но как исповедь невозможна без покаяния, так и покаяние останется незавершенным, если не будет принесена исповедь. В этом смысле можно сказать, что исповедь и покаяние есть одно целое, то, что нельзя разделить". Однако, как отмечает автор, часто мы слово «исповедь» понимаем односторонне, не во всей его полноте, считая, что «исповедоваться» означает только «каяться священнику в своих грехах». Но таков ли настоящий смысл этого слова? Он глубже, исповедование – это не только сетование о грехе, признание себя грешником. Синоним слова «исповедоваться» – «открывать». Открывать то, что находится в глубинах наших сердечных переживаний, в глубинах помышлений, того, что мы постигли, читая Слово Божие или исследуя свою жизнь, свои дела, вникая в богатство святоотеческой литературы.

Вообще, как пишет автор, слово «исповедание» в Священном Писании означает то, что нужно «открыть», «поведать», «возвестить». Например, во всеуслышание поведать о благодеяниях или милости Божией, о каком-то необычайном, чрезвычайном действии Божием, свидетелем которого явился целый народ, как это было в Израиле, или только люди духовной жизни. Как мы слышим за каждым всенощным бдением: Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его (Пс. 105: 1). Разве это призывает нас открывать свои грехи? Нет, совершенно противоположное: Исповедайтеся Господеви – призыв к тому, чтобы мы возвестили, или прославили, или воспели – открыто заявили о переживаемом нами величии Божием. Исповедайтеся Богу Небесному, яко в век милость Его (Пс. 135: 26).

Это исповедание мы найдем во многих местах Библии. Отец Георгий напоминает читателям отдельные свидетельства. Например, тот момент, когда израильский народ после сороколетнего испытания пустыней наконец вступил в страну обетования – "и тут же Мариам, сестра пророка Моисея, выходит с тимпаном, другие девы и женщины берут музыкальные орудия, и начинается не просто веселье, а духовное празднество, торжество, излияние духа о том, что настал этот чаемый день, когда совершилось назначенное Богом. Песнь, воспетая Мариам, запечатлена на страницах Библии, в книге Исход (15: 1-21) и стала прообразом песни, которая потом вошла в наше богослужение. Это было исповедание, охватившее весь народ и выразившееся в торжественных гимнах и празднестве.

Напоминает автор исповедание Ионы, которое он вознес ко Господу из чрева кита, исповедание трех отроков в вавилонской печи.  Эти ветхозаветные исповедания также легли в основу наших богослужебных канонов и они свидетельствуют о том, что "мы призываемся не только перед лицем Божиим сокрушаться о своих грехах и беззакониях, но и славить Его от полноты своей, то есть исповедоваться Ему, что вот, Ты, Господи, дал мне возможность пережить какой-то период моей жизни, Ты открыл мне дар веры, дал познание о Себе… Эта сторона, по словам отца Георгия, от нас часто бывает сокрыта, но душа не может не исповедоваться Богу, она приносит Ему хвалы и благодарения. Такое исповедание совершенно иного свойства – не покаяние, не сокрушение о грехах, а возвещение всемогущества, любви, благости Божией, Его Божественной правды.

В Евангелии Господь говорит: всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10: 32). Тому, кто невзирая ни на какие угрозы исповедует Христа перед людьми, в Церкви усвоено именование «исповедник». Святые, принесшие в своем служении исповедование Христа, не только учили истинам Священного Писания, но и готовы были запечатлеть свое исповедание веры подвигом мученичества перед противниками Бога и еретиками. В I веке это был первомученик Стефан, во время гонений явилось множество мучеников, в VII – Максим Исповедник, в XX веке – новомученики и исповедники Церкви Русской. В годы революции многие священнослужители не просто отказывались признать себя виновными в том, в чем их обвиняла богопротивная власть, но говорили открыто, что атеизм – страшное заблуждение, отрицательно влияющее на все стороны человеческой жизни. Они не отрекались от веры и посреди самых тяжких невзгод продолжали исповедовать истину.

Так что, - отмечает отец Георгий, - «исповедь» имеет очень глубокий смысл и обнимает многие сферы нашей души. Когда душа знает Бога, она не может Его не прославлять. Самое дорогое, близкое, высокое, святое может быть дано человеку, он имеет это в себе и переживает, осознает, чем обладает. И через исповедание открывает, свидетельствует, что Бог истинен, человеколюбив, Бог обладает высшей правдой, и другие высокие истины… Христианин может говорить о них, исповедовать среди своих друзей. Без исповедания, - утверждает священник, -  не может быть и покаяния! Когда явился Спаситель, Иоанн Предтеча впервые произнес во всеуслышание: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3: 2). Нельзя сказать, что покайтесь было незнакомым словом: те из иудеев, кто читал Священное Писание, знали, что Бог часто говорил через пророков: оставьте свои беззакония, обратитесь ко Мне.

Между Богом и человеком после грехопадения возникла стена греха, пробиться через которую нам трудно. Но когда Бог призывал, протягивал руку помощи, посылал пророков, облеченных властью и силой, то их призыв к изменению жизни, к покаянию служил могущественным средством исправления.

***

Святые отцы говорили, что покаяние так возвышает, что может довести человека до ангельского образа. Условие очищения души есть исповедание, откровение согрешений. Поэтому, как бы ни было трудно, невзирая на нежелание, надо открывать на исповеди грехи. Как человек, болея тяжкими болезнями, не может прийти к врачу и сказать: «У меня здесь болит, но я не покажу, а вот здесь не болит, смотри», – нет, он открывает раны, чтобы исцелиться. Вот и мы идем в храм и приступаем к таинствам, чтобы исцелиться духовно. Эта книга будет полезна тем, кто собирается впервые исповедоваться и причаститься и тем, кто постоянно участвует в Таинствах Церкви, а также тем, кто желает пересмотреть свой опыт подготовки к ним. Протоиерей Георгий Бреев рассуждает о сложных духовных вопросах в духе святоотеческой мудрости, рассматривает их через призму современной реальности.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать