Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В 2017 г. русская общественность отмечала знаменательную дату — 150-летие со дня кончины святителя Филарета, митрополита Московского, выдающегося деятеля Русской Церкви, прославившей его в лике своих святых. Каждый, кто приходит сегодня в храм Христа Спасителя, не пройдет мимо раки с его святыми мощами, память его празднуется всей Русской Церковью, его работы вошли в сокровищницу святоотеческой мысли. Трудами митрополита Филарета мы читаем сегодня Священное Писание на русском языке, его Катехизис стал основой для изучения и преподавания правила веры во всех духовных учебных заведениях России. Его физически хрупкая, но интеллектуально мощная фигура выделяется на общем фоне великолепия русского XIX века, для которого он был и духовным камертоном, и независимым идеологом просвещения. Митрополит Филарет на фоне блестящего века — вот тема новой книги известного историка и писателя, профессора Александра Ивановича Яковлева. Она вышла в свет в издательстве Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета и называется – «Посланник вечности: Рассказы о святителе Филарете Московском».
***
Автор книги Александр Иванович Яковлев, доктор исторических наук, профессор факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, профессор исторического факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. В этом вузе им создано научное подразделение, занимающееся изучением жизни и наследия святителя Филарета (Дроздова). Перу Александра Ивановича принадлежит роман-биография «Век Филарета» и другие издания, посвященные жизни и служению Московского святителя. Как отмечает пресс-служба ПСТГУ, «новая книга Александра Яковлева обращена к широкому кругу читателей. В отдельных рассказах представлены основные этапы жизни святителя, рассказывается о самых важных деяниях «Филарета Мудрого» — и церковных, и государственных.
На протяжении пятидесяти лет, при трех российских императорах, святитель нес свое служение, по меткому выражению современника, будучи по сути «Патриархом без Патриаршества». С его именем неразрывно связано великое дело перевода и издания Библии на русском языке, именно ему императором Александром II было поручено готовить манифест об освобождении крестьян. Создать яркую панораму русской общественной жизни при императорах Александре I и Николае I, значительное влияние на которую оказал святитель Филарет, автору позволяет широко привлеченный материал русских мемуаров.
В первой главе автор размышляет над вопросом: каким образом сын коломенского священника, малый ростом и скромный видом, оказался принятым в узкий круг сановников и царедворцев, более того — стал причастен к делам преобразования всей церковной жизни России и даже осведомленным о сокровенных делах Зимнего дворца и высшего света Петербурга? Неисповедимы пути Господни. Вероятно, - пишет автор, - и сам святитель Филарет задумывался над этим. Всею своею жизнью ответил он на этот вопрос. В Коломне, где родился будущий святитель, а тогда еще мальчик Василий, «семья Дроздовых жила по устоявшемуся укладу. Тесный дом с лежанкой, полатями и светелкой; череда одинаковых будней, отличавшихся лишь постными и скоромными днями да ожиданием очередного двунадесятого праздника; чай был редкостью, берегли для гостей; кофе знаком был только по слухам.
В этом мире городничий представлялся грандиозной фигурой; приглашение в дворянский дом для совершения молебна было событием, о котором после долго вспоминали, перебирая впечатления от натертых воском паркетных полов, стульев и кресел с матерчатого обивкой, высоченных зеркал и картин в золотых рамах, шелковых платьев и блестящих башмаков, диковинного сервиза на большом столе с бархатной скатертью... Иногда дедушка Никита Афанасьевич ради гостей доставал балалайку, играл он хорошо, дети и взрослые плясали, а вечерами бабушка Домника Прокопьевна рассказывала сказки. Отец, Михаил Афанасьевич Дроздов, позволял себе необычные траты, приход был богатый, ямщицкий. Отец покупал книги, что было редкостью в их кругу, — читали обычно Библию, Четьи-Минеи и календари; его называли ученым.
Повзрослевшему Васе отец рассказывал о дальних странах Франции и Китае, о Сократе и Диогене, о Ломоносове, о Москве и переходе Суворова через Альпы. Дед посмеивался над мечтательностью отца, открывал внуку Священное Писание и читал наставительно. Впрочем, оба они от души отзывались на радости и горести своих прихожан, никогда не отказывались поучаствовать в именинах, рождениях, панихидах и иных сборищах своих прихожан, где много ели и пили, говорили громко и о простом. Свобода духовенства была относительной, подчинялись указу: отдавать учить всех ребят мужского пола в школу под страхом жестокого наказания. Тяготило это, но покорялись и отвозили сыновей в семинарию. В семинарии — зубрежка, господство латинской грамматики, розга за реальные и мнимые провинности, но и понимание того, что вырвался из замкнутого мирка, и открывается мир иной, вовсе не похожий на провинциальную тихую Коломну.
А после — Троица, лавра и семинария, за устроение в которую до конца жизни Василий был благодарен отцу. Потому что обучение стало серьезное, вдумчивое, потому что оказался рядом с великим митрополитом Платоном, тот его заметил и отметил, приблизил к себе и опекал, как немногих... В 1808 году, получив согласие родителей, Василий был пострижен в монашество с именем Филарет и рукоположен во иеродиаконы. В это время Святейший Синод предписал направить ряд учителей из Троицкой семинарии в С.-Петербург. Среди них значился и иеродиакон Филарет (Дроздов). С этого события, с переезда в столицу молодого преподавателя Филарета, и начинает свой рассказ Александр Яковлев. В те дни, как говорится в книге, «позади оставались обиды отца, почтенного коломенского иерея Михаила Дроздова, желавшего поставить старшего сына на свое место и уже подговорившего прихожан написать прошение на имя епархиального архиерея».
«Позади — обида митрополита Платона», «премудрого наставника и великодушного благодетеля. Не послушался его призыва написать прошение в Синод с просьбой остаться в Лавре. Почему, почему он ослушался? Можно было подчиниться и воле отца, и воле владыки Платона...» Но «тяготить стал привычный покой. Уж 26 лет исполнилось, - думал иеродиакон Филарет, - а все одно и то же: благолепный, уютный, но узкий мир, из которого тянуло вырваться не ради отрицания седой древности, а для соединения прошлого с историчностью настоящего, живого, нового. Он желал и жаждал служения деятельного, служения Церкви Божией. Только лишь Церковь требует абсолютного послушания, Церковь — не человек, будь то отец, митрополит или сам император...
Его вела не самонадеянная самоуверенность, нет, а горячее стремление освятить мир именем Того, кто есть Сам Премудрость и источник всякой мудрости. Крепло внутреннее ощущение своей силы, которую желалось проверить — пусть и в мятежной буре. Поручить себя Богу, и Тот, который один любит нас более, нежели все любезные нам люди вместе, всегда с нами». Поэтому вскоре «вчерашний скромный инок оказался в сане архимандрита ректором Санкт-Петербургской Духовной академии и членом Комиссии духовных училищ, став причастным к переустроению всей системы духовного образования в России». О том, как это было, рассказывает автор на страницах книги «Посланник вечности».
***
Как отмечает протоиерей Павел Хондзинский в предисловии книги, «сто лет назад, в 1917 году, Русская Церковь отмечала 50-летие со дня кончины святителя Филарета Московского. К дате был подготовлен и даже успел выйти юбилейный сборник статей, однако трагические события времени отодвинули это знаменательное событие в тень. С тех пор прошло еще 100 лет. За это время память о святителе усилиями пропагандистов «научного» атеизма была предана сознательному искажению и поруганию, а годы безбожия сделали свое дело. Если когда-то он был любим всем церковным народом, являясь для него прямым олицетворением духовной мудрости, тем праведником, без которого не стоит не только село, но и город, и царство, то теперь это живое чувство знакомо, вероятно, не каждому. И потому тем большую ценность получает предлагаемая читателю книга рассказов о святителе Филарете, написанных Александром Ивановичем Яковлевым.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!