У книжной полки. Михаил Скобелев. О чем говорит Ветхий Завет. Четвертая ступень: Священное Писание

14 мая 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

История Православной Церкви насчитывает почти два тысячелетия. За это время церковное Предание вместило в себя большое количество книг и постепенно сформировавшихся традиций: каноны, богослужебные тексты, молитвословы, поучения святых отцов и другие книги о самых разных аспектах христианской жизни. Как разобраться в этом море информации человеку, недавно переступившему порог храма? Что считать главным? Наставлениям кого из христианских подвижников следовать? Подобные вопросы возникают в голове человека, всерьез задумавшегося об основах своей веры и решившего понять церковные традиции. Замечательно, если найдется кто-то знающий и поможет. А если нет? Тогда можно воспользоваться проверенным способом – прочесть хорошую книгу. Например, такую, какая находится сегодня на нашей книжной полке. Она называется – «О чем говорит Ветхий Завет. Четвертая ступень: Священное Писание».

***

Эта издание – является четвертым разделом в серии книг образовательно-просветительского проекта «Ступени веры», целью которого является разработка общего курса для человека, входящего в Церковь. Идею создания этого курса осуществила редакция издательства Никея. По словам издателей, книги данного проекта отличает их соответствие уче­нию Церкви, продуманность и доступность изложения. Все они написаны специально для проекта современны­ми авторами: священниками, преподавателями, историка­ми, не только обладающими глубокими познаниями в сво­их областях, но и умеющими ярко и доступно передать свои знания читателю. Небольшой объем, лаконичность оформления и удоб­ная навигация по книгам — отличительные особенности данного проекта.

Отдельным достоинством курса явля­ется возможность изучения книг независимо друг от друга.  По мнению издателей, этот курс станет незаменимым помощником как для людей, делающих первые шаги в Церкви, так и для всех, кто хочет расширить и систематизировать свои знания о православной вере. Продуманный и логично выстроенный, курс «Ступе­ни веры», словно компас, поведет читателя путем позна­ния по ступеням восхождения, возрастания в православ­ной вере. Напомним: в нашей программе уже были представлены книги  трех первых ступеней этого проекта. Две из них составили первую ступень - «Воцерковление». Они написаны протоиереем Андреем Ткачевым и называются — «Вхождение в Церковь» и «Духовная жизнь».  

Вторая ступень - «История» - представлена одной книгой, на страницах которой известный публицист, автор книг и статей по истории христианской Церкви Андрей Зайцев раскрывает основные темы церковной истории. Третья ступень курса «Богослужение» вводит читателя  в неохватный и непонятный, на первый  взгляд, мир православного богослужения и состоит из двух книг: «Как устроено богослужение Церкви» Марии Красовицкой и «Церковнославянский словарик» протоиерея Феодора Людоговского. Наконец, четвертый раздел серии - «Священное Писание» - включает книги, знакомящие читателя с Библией – повествованием о том, как Бог являет Себя человеку.  Состоит он соответственно из двух книг: «Ветхий Завет в лицах» Михаила Скобелева и «Знакомство с Новым Заветом» священника Александра Гумерова.

О последней из перечисленных книг мы также уже рассказывали в нашей программе, а сегодня предлагаем вашему вниманию заключительную книгу проекта «Ступени веры» - «О чем говорит Ветхий Завет». Ее автор - Михаил Скобелев, кандидат богословия, преподаватель Московской духовной семинарии и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Эта книга, по словам издателей, вводит читателя в Ветхий Завет, его сюжеты, структуру, историю создания и духовное содержание. Уникальность авторской подачи состоит в том, что кандидат богословия Михаил Скобелев показывает ветхозаветную историю глазами ее главных действующих лиц: Авраама, Моисея, Иисуса Навина, Давида, Иова. Ветхий Завет — это история людей, их нравственных падений и духовных подвигов, история поиска Бога.

В предисловии книги автор пишет: «Священное Писание христиан, или Библия, состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. Приступая к рассказу о Ветхом Завете, мы сразу сталкиваемся с серьезным вопросом. В нескольких десятках ветхозаветных книг содержится множество сюжетов и тысячи имен. Не случайно Апостол, вспоминая события Священной истории, восклицает: «Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и других пророках». Как же построить рассказ, что выбрать? Вроде бы ясно – выбрать самое главное, как это делается, например, в хрестоматиях для учащихся, чтобы они могли быстро ознакомиться с сюжетом длинного романа. Но Священное Писание – не роман. Все его книги – совершенно особенные, богодухновенные, и, по мнению святых отцов, в них важно все, даже отдельные слова и буквы – все «главное»!»

Что же делать? Как отмечает автор, изобретать свой способ повествования ему показалось слишком дерзким, и он нашел надежный ориентир – изложение Священной истории в апостольской проповеди. Архидиакон Стефан и апостол Павел, проповедуя иудеям о воскресшем Христе, начинали свою речь с изложения событий ветхозаветной истории и описывали основные ее этапы через деяния главных действующих лиц: Авраама, Моисея, Иисуса Навина, Давида, Соломона… И Михаил Скобелев последовал их примеру. Но прежде чем перейти непосредственно к рассказу, он кратко напоминает важные, принципиальные особенности Священного Писания, которые необходимо помнить всякому приступающему к его чтению.

Одна из особенностей следующая. В отличие от произведений художественной литературы, где подробно описываются внешность героев, их внутренние состояния и переживания, объясняются мотивы их поступков, Писание практически полностью лишено этих подробностей. Так, описывая красоту жены патриарха Иакова Рахили, священный автор говорит: Рахиль была красива станом и красива лицом. И все! Сравните это с описанием, например, внешности Анны Карениной… Другое важное отличие – читая светскую литературу, мы всего лишь следим, не без сопереживания, конечно, за жизнью главных героев. Священные же авторы вовлекают нас в активный диалог с текстом. С одной стороны, в Писании Бог открывает Себя людям, и поэтому мы называем собрание этих книг Божественным Откровением.

Кроме того, в Ветхом Завете есть книги, содержащие и ответ человека, его слово, обращенное к Богу. Самые яркие примеры – Псалтирь и книга Иова, но по сути и весь текст Писания являет собой активный диалог между Богом и человеком. Всякий заинтересованный читатель становится участником этого диалога, вступая, таким образом, на путь богообщения. Важно также подчеркнуть, что в Писании Бог обращается непосредственно к нам лично: «Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради». Даже в вопросах, адресованных, согласно контексту, не прямо нам, как, например, вопрос Иисуса Христа к апостолу Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? – мы не можем не чувствовать, что он обращен и к нам тоже. А еще, Священное Писание дает нам множество примеров поведения в отношении к Богу и к человеку: родителям, мужу, жене, детям, другу, врагу.

По словам автора, читая Ветхий Завет, важно также помнить, что люди, жившие до прихода Мессии, не обладали той полнотой знания о Боге и человеке, которой обладаем мы – христиане, и потому многие их поступки в свете новозаветного Откровения представляются нам странными, а иногда и смущают. Для правильного их понимания необходимо обращаться к церковной экзегезе – толкованию. Экзегеза начинается с умения увидеть в содержании текста проблему и задать правильный вопрос, а затем постараться найти на него верный ответ. Поэтому некоторые комментарии святых отцов состоят из вопросов-ответов. Вот и мы, - говорит автор, - попробуем следовать этому правилу – будем учиться задавать вопросы и находить на них правильные ответы.

***

Как отмечает автор, размышляя над значением Ветхого Завета в жизни Церкви, можно сделать следующий вывод. С одной стороны, Ветхий Завет – приготовление к Новому, так что, по слову Апостола: Закон был для нас детоводителем ко Христу, то есть уже выполнил свое назначение. Это справедливо! Однако и весь Новый Завет, по меткому замечанию протоиерея Леонида Грилихеса, «дышит Ветхим Заветом». Для знающего Писание очевидна невозможность открыть всю глубину евангельских слов Господа Иисуса Христа, не изучив Ветхого Завета. Вот почему Православная Церковь изначально использует ветхозаветные книги в своем богослужении, тем самым сделав их неотъемлемой частью своей жизни. Кроме того, еще раз повторимся, весь текст Писания представляет собой активный диалог между Богом и человеком, и книга «О чем говорит Ветхий Завет» приглашает читателя стать заинтересованным участником этого диалога.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать