Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Человек, который впервые переступает порог храма, обычно стесняется и боится сделать что-нибудь неправильно. Он не знает, как устроен храм, кто изображен на иконах, как и когда нужно совершать крестное знамение. Не знает, чем отличаются между собой священнослужители или церковнослужители, не понимает смысла священнодействий, совершаемых в храме, не знает молитв. В общем, очень многого не знает. А между тем осознанная жизнь каждого православного христианина в лоне Церкви начинается именно с того, что он начинает постигать все эти знания, начинает изучать основы православной веры. Несомненно, помочь в этом непростом деле могут труды святых отцов и пастырей Церкви, много потрудившихся на ниве просвещения. Таким пастырем добрым был и архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин, самую известную книгу которого под названием «Новая Скрижаль» мы предлагаем вашему вниманию.
***
Автор этой книги - архиепископ Вениамин (Краснопевков-Румовский) родился 26 июля 1738 года в семье священника Троицкой церкви Красного Села Санкт-Петербургской губернии. Окончил Александро-Невскую семинарию в Санкт-Петербурге, во время обучения в которой был пострижен в монашество. Девять лет преподавал в Невской духовной семинарии. Затем был назначен префектом семинарии, а спустя два года - утвержден ректором семинарии. В ноябре 1770 года – возведен в сан архимандрита, а по прошествии четырех лет - хиротонисан во епископа Олонецкого и Каргопольского, викария Новгородской епархии. Однако епископом Олонецким Вениамин был менее года: в 1775 он был переведен в Архангельск, именуясь с тех пор епископом Архангельским и Олонецким.
Архангельской епархией владыка Вениамин с честью управлял более 23 лет. В продолжение этого времени заботливый архипастырь много трудился об устройстве внешнего и внутреннего состояния епархии. Предметом его неусыпного попечения были и духовное образование юношества, и возобновление обителей, созидание церквей, заботы об устройстве чиноначалия. Как любитель отечественной истории, он собирал древние летописи и рукописи для составления истории архангелогородской иерархии, а в 1781 году предписал во всех монастырях и церквах завести памятные книги, внести в них древние достопримечательности и продолжать вписывать все, что достойно памяти и наблюдения и может послужить потомкам в качестве летописи. Следствием такого распоряжения епископа было открытие многих исторических памятников, остававшихся прежде в неизвестности.
Еще в Александро-Невской семинарии владыка Вениамин отлично овладел латинским и греческим языками. Там же взялся он дополнить книгу о чиноположениях Православной Церкви, сочиненную митрополитом Гавриилом, и с этой целью начал переводить требник Гоаров (Rituale Graecorum) с латинского языка на русский. Данный перевод послужил впоследствии поводом к написанию знаменитого сочинения епископа Вениамина «Новая Скрижаль». По поручению Преосвященного и при его участии в Архангельской семинарии была переведена с латинского «История о животных бессловесных, с присовокуплением нравоучительных употреблений, из природы их взятых». Кроме того, в Архангельске им самим была сочинена на русском языке для малолетних детей Священная история.
26 октября 1798 года епископ Вениамин был переведен в Нижний Новгород. Управление им Нижегородской епархией продолжалось около 13 лет. Владыка отличался особенной ревностью к богослужению, заботливостью о благе епархии, благоразумием, постоянством, кротостью и благотворительностью. Во время управления Нижегородской епархией Вениамин завершал ученые труды, начатые им в Архангельске. В 1803 году он издал в пяти частях переведенную с латинского языка «Историю о животных», а вместе с нею и «Новую Скрижаль, или Положительное объяснение о церкви, о литургии, о всех службах и утварях церковных» в четырех частях.
Обе книги напечатаны в Москве. Из них особенно последняя была принята с одобрением ученого общества, так что в 1804 году указом Святейшего Синода велено было издать ее во второй раз: в 1806 году она напечатана в Синодальной типографии. Третье издание вышло также при жизни Вениамина в 1810 году. После первого же издания «Новой Скрижали» автор приобрел широкую известность, и с тех пор она многократно переиздавалась. В настоящее время «Новая Скрижаль» - самая известная книга архиепископа Нижегородского и Арзамасского Вениамина. Признанная «классическим сочинением по литургике», она получила такое название, потому что являлась по замыслу автора «пополнительным объяснением» к подобной же книге «о церкви, о литургии, о всех службах и утварях церковных», увидевшей свет ещё при патриархе Никоне.
Вот как сам автор об этом пишет: «Многие благочестивые христиане искали средств к просвещению ума светом разумения таинственной силы и сущности церковных священнодействий и, не находя пособий, соответственных своим желаниям, принуждены были некогда почерпать общие сведения о церкви, священнослужении и о всем, касающемся сих важных предметов, единственно из книги, давно изданной и именуемой «Скрижаль». Но в ней, как в таблице, содержащей только оглавление предметов, с кратким их объяснением, не находили для жаждущей души своей достаточной пищи. В удовлетворение такой жажды христиан, желающих глубже вникнуть в церковные постановления, издается в свет сия «Новая Скрижаль», так названная не столько по значению слова той древней Скрижали, сколько по сходству порядка и предметов в ней содержащихся, со всевозможным при том изъяснением всего священнослужения и всех церковных утварей».
Таким образом, эта книга содержит полное объяснение всех церковных служб, обрядов, молитвословий и предметов церковного обихода. По разнообразию содержания, она разделена на четыре части. В первой упоминается о церкви вообще, о всех частях ее и о всех вещах и утварях к ней принадлежащих. Во второй говорится о службах, положенных в священническом Служебнике, и о постах. В третьей – автор рассказывает о хиротониях, основании храмов и освящении храмов и антиминсов; в четвертой – о молитвах и последованиях, содержащихся в Требнике. Из писателей, способствовавших своими объяснениями при сочинении этой книги, преимущественно были: Симеон, епископ Солунский, скончавшийся 28 сентября 1428 года и св. Герман, Патриарх Цареградский, память которого совершается 12 мая. Во многих местах служили пособием и некоторые другие отцы Церкви, имена которых также упоминаются в этой книге.
***
До самой своей кончины архиепископ Вениамин оставался на Нижегородской кафедре, продолжая неутомимую деятельность. В начале 1811 года Владыка заболел, и надежд на улучшение состояния с каждым днем оставалось все меньше. 16 марта он призвал своего духовника, соборного ключаря Ивана Филиппова. Принеся исповедь и приобщившись Святых Таин, 17 марта спокойно окончил жизнь свою 72-летний старец, заслуживший имя «истиннаго, добраго Пастыря». А его труд под названием «Новая Скрижаль», представляющий собой энциклопедию по всем вопросам христианской жизни, до сих пор приносит немалую пользу широкому кругу заинтересованных читателей, в числе которых такие специалисты, как историки и религиоведы.
Из книги «Святители земли Нижегородской». Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затекин) и О. В. Дегтева. Нижний Новгород, 2003 год.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!