У книжной полки. Алексей Солоницын. Нераскаянный грех

11 ноября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

«Покаяние – это величайший дар Бога человеку. Это второе крещение, в котором мы омываемся от содеянных грехов и снова одеваемся в чистые белые одежды, получаем благодать, потерянную после грехопадения. Покаяние отверзает нам небо, вводит в рай»*. Без покаяния нет спасения. «Грех, – говорит святитель Иоанн Златоуст – самое великое в мире зло». Но «сознание греха, по словам блаженного Августина, - есть начало спасения». По учению святых отцов, нет таких грехов, которые не простит Господь, если человек в них раскается. Но, к сожалению, не все могут это сделать, потому что не видят своих грехов, а если видят, то стесняются о них сказать. И остается тогда - грех нераскаянным, который ведет человека к смерти, смерти духовной. «Нераскаянный грех» - так называется новый сборник рассказов и повестей писателя Алексея Солоницына. Он вышел в свет в издательстве «Апостол веры» и занял свое место на нашей книжной полке.

***

В новую книгу Алексея Солоницына вошли рассказы и повести, раз­ные по тематике. Автор рассказывает и о наших современниках, и об исторических персонажах, о гениях русской литературы — Достоевском, Гоголе, Есенине. В предисловии книги автор пишет: «Мы как огня боимся слова «покаяние». Нам почему-то кажется, что под этим словом кроется какой-то ужас­ный смысл. Будто надо как Родиону Раскольникову, герою «Преступления и наказания» Достоевского, выйти на пло­щадь, упасть на колени и перед всем народом признаться, что ты убийца. Но мы-то с вами не убийцы вовсе, так с чего это нам-то каяться? Между тем слово «покаяние» в переводе с греческого означает «исправление». И одно из самых ярких песнопений в период подготов­ки к Великому посту звучит именно так: «Покаяния отверзи ми двери...» Это торжественное, идущее от самого сердца про­шение к Богу необычайно важно для всех нас.

Ведь стоит только заглянуть внутрь себя, как мы увидим так много грехов, что невольно поймём: если хотим жить в ладу со своей совестью, необходимо именно покаяние, то есть исправление своей жизни. И вовсе не надо выходить на площадь и падать на ко­лени. Надо просто сосредоточиться и «вспомнить всё». И тогда мы поймём, почему просим, чтобы двери покаяния открылись перед нами. Об этом и рассказы, и повести этой книги. Ее герои хотят жить по совести, не нести на душе тяжесть греха. О таких людях говорят, что они «с разбуженной совестью»». В повестях, представленных в книге, героями, как уже отмечалось, являются великие русские писатели — Гоголь, Достоевский, Есенин. «Нетрудно догадаться, - говорит автор, - что это мои любимые писатели, которые оказали на моё творчество сильное влияние. Но не стоило бы о них писать, если бы нам не представилась возможность, сопоставляя факты их биографий, реконструировать события, которые приводят к неожиданным выводам. О них и хочется сказать, потому что душа требует восстановить правду, а не полуправду или откровенную ложь о тех, кого очень любишь».

Особенно, - по словам автора, - это касается судьбы Сергея Есенина. «О Сергее Есенине, - отмечает Солоницын, - написаны горы книг. Так стоит ли прибавлять к ним ещё одну? Объясню, почему я решился на этот шаг. Прежде всего, я задался непростой целью восстановить светлое имя Есенина. Ибо вряд ли найдётся во всей мировой литературе поэт, столь оболганный и названный самоубийцей, как это сделали с нашим на­циональным гением, который по праву есть гордость не только русской, но мировой литературы». Факты расследований последнего времени красноречиво говорят о том, что поэта зверски убили. О том, кто и зачем это сделал, говорится не­внятно, предположительно. В самых добросовестных и доказательных книгах дан анализ более всего бытовых и медицинских обстоятельств убийства Есенина. Но нет анализа причин социально-политических. И уж тем более религиозных, которых, как огня, боится большинство исследователей жизни и творчества поэта.

Но именно православная точка зрения и даёт ответы на вопросы, которые поднимаются в повести Солоницына. Автор описывает события, которые или вскользь упо­минаются есениноведами, или вовсе не значатся многочисленных книгах о нём. Но как раз они-то говорят о Пути поэта, о его метаниях и падениях, взле­тах души и её красоте. Солоницын старается показать, как было тяжело душе поэта, христианке по рождению, когда она покинула Бога. И как снова пришла к Нему, вступив в неизбежный конфликт с безбожной властью. Сначала он был ей «яростным попутчиком», а потом и  вовсе отринул её. Всенародно признанный, он стал опасен идеологам коммунизма, «мировой революции». Потому и решено было его убить. И, несмотря на то, что все было обставлено, как самоубийство, народное сознание сразу разгадало, что это не так. Все это и старался выяснить автор, реконструируя события жизни Есенина. Путь поэта, - говорит он, - не бывает простым, линейным, душа трепетно ищет правду, совесть взыскует, то есть идёт ко Христу.

То же самое, по словам автора, рассказано и в повести о Фёдоре Михай­ловиче Достоевском, одном из самых великих писателей мировой литературы. Ему, как редко кому из гениев, уда­лось заглянуть в самые глубины сознания и выйти из этой глубины с покаянием, то есть с исправлением души. А если этого не происходит, его герои гибнут, как Ставрогин из романа «Бесы», например. Вот кто действительно погиб за свои нераскаянные грехи. Повесть, вошедшая в эту книгу, называется «Я жажду». Она приоткрывает некоторые страницы из жизни великого русского писателя, а именно – повествует о его последних днях перед смертью, о его страданиях и трудах. Достоевский всю жизнь был религиозной натурой, всю жизнь «мучился», по его выражению, мыслью о Боге. Особенно ярко эти мысли-размышления отразились в «Дневнике писателя», который в конце 19 века выходил в свет ежемесячными выпусками.

На страницах этого журнала великий русский мыслитель писал о судьбах России и мира, и за десятилетия до 20 века предсказывал грядущие революции. Читая о последних днях писателя, о его терзаниях и заботах, мы видим то, как сильно волновала его судьба России, а также современных ему молодых людей, которые восстали против монархической власти, пошли против Бога. Поэтому в повести параллельно говорится об одном из террористов, который жил в одном доме с Достоевским, и хотел познакомиться с великим писателем, но так и не смог. А кто знает, может разговор с Федором Михайловичем изменил бы его судьбу, а также и его участь. «Когда я наткнулся на потрясающую страницу жизни Достоевского, - отмечает автор, -  события его последних дней, удивился, что об этом так мало говорится или не говорится вооб­ще». «Подумать только — ведь прямо через стенку главные события жизни России ломились прямо в душу и сердце писателя! Как же не рассказать об этом?»

А вот что пишет Солоницын о рассказе, который он посвятил Гоголю. «Самой сильной стороной таланта Николая Ва­сильевича считалась сатирическая, обличи­тельная. Но писателю в своё время стало казаться, что вместо прославления он высмеивает Россию, русский народ, который так бесконечно любил... При глу­бокой религиозности и христианском мистицизме Го­голя этот духовный разлад доставлял чуткой душе тяжкие страдания. Меня, - говорит автор, - давно волновал этот внутренний конфликт великого писателя. Вместе с тем также давно волнуют душу и ум мотивы рождения художественного про­изведения. Например, такого великого, как «Шинель». Вполне возможно, что «Шинель» родилась и не так, как я описал, хотя я и опирался на факты биогра­фии писателя. Но есть нечто важнее фактов — тайна художественного творчества».

Рассказывая о характере писателя, автор также счи­тал важным показать, почему для Гоголя мелкий уни­женный чиновник стал важнее даже такого подвиж­ника, как «тюремный доктор» - Фёдор Петрович Гааз. И ещё важно было напомнить, что Гоголь первым гениально показал, что маленький рыжеватый и лысень­кий чиновник тоже имеет душу, которую мы должны уважать и даже любить. Не спрашивая, «за что», а просто любить, как завещал нам Христос. Для всей последующей классической русской литературы этот вопрос оказался коренным, определяющим. Поэтому и судьба самого писателя, и его книги из поколения в поколение будут волновать душу пра­вославного человека. И мы снова и снова будем «смеяться сквозь слёзы», перечитывая творения русского гения.

***

Как отмечает автор, в произведениях, составивших этот сборник, он ста­рался рассказать не только о неизвестных или малоиз­вестных страницах биографии наших великих писателей. «Мне представлялось, - говорит Солоницын, - самым важным показать их в свете веры Христовой. В этом свете образы русских гениев вы­глядят иначе, чем в школьных учебниках и многочислен­ных книгах даже таких мудрых и всё знающих литерату­роведов». Любимые писатели, как «вечные спутники», сопровождают нас всю жизнь, поэтому автор и стремится показать их духовную высоту, стремление выразить то сокровенное, что присуще русскому народу. Рассказы и повести писателя объединяет то, что можно назвать «нераскаянным грехом». Он тяготит душу, не даёт ей возможность предстать пред Господом, даже если мы раскаялись во многих других падениях, которые совершили, идя по дороге жизни…

 

* Архимандрит Амвросий (Юрасов). Покаяния отверзи ми двери...

 

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги А. А. Солоницына «Нераскаянный грех» при условии исправления недостатков согласно замечаниям.

2. Присвоить данной книге номер Издательского совета –ИС Р16-617-0629

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать