У книжной полки. Н.В. Скоробогатько. На высоком берегу Серёны. Рассказы о священномученике Кукше и старице Сепфоре

13 мая 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

Когда заходит речь о Калужской земле, многим из нас сразу представляется знаменитая Оптинская пустынь с ее благодатными старцами, при своей жизни духовно питавших русский народ, и по своей кончине не оставляющих нас. Но есть и другие святые места в этом дивном уголке нашей страны. Так, на живописном берегу Серёны, протекающей по благословенной Калужской земле, расположена Клыковская Спаса Нерукотворного пустынь. В книге, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию, представлены два рассказа, в которых события так или иначе связаны с этой обителью. Книга вышла в свет в издательстве Духовное преображение и называется – «На высоком берегу Серёны. Рассказы о священномученике Кукше и старице Сепфоре».

***

Эта книга рассказывает о преподобном Кукше Печерском, проповеднике Христовой веры славянскому племени вятичей, и о схимонахине Сепфоре (Синякиной), основательнице Клыковской Спаса Нерукотворной пустыни. Составитель книги - Наталья Скоробогатько, автор более 50 книг для детей, юношества и семейного чтения. В этой книге житие святого Кукши и жизнеописание старицы Сепфоры вплетены в канву жизни обычных людей, которые чтут память этих подвижников веры. Так, например, в первом рассказе, который называется «По следам святого Кукши», говорится о мальчике Глебе, который «заканчивает шестой класс православной гимназии и больше всего на свете любит читать.

К своим двенадцати голам он перечитал множество книг. Сначала, когда был маленький, он любил сказки, потом перешёл на приключения и фантастику. А в 6 классе увлёкся книгами про путешествия. Однажды ему попалась интересная книжка - про проповедников-миссионеров, которые выполняют миссию нести слово Божие всюду, где оно не проповедано, и тем самым исполняют завет Христа, данный апостолам, — «быть ловцами человеков». Миссионеры рассказывают аборигенам о Христе Спасителе, о Святой Троице, о жизни вечной — в общем, обо всём, что известно каждому христианину, но неизвестно язычникам и прочим иноверцам.

Глеб уже прочитал о святом Германе Аляскинском. Вместе с другими валаамскими монахами тот отправился в далёкий дикий край к алеутам, чтобы принести им слово Божие. Вышло так, что в конце концов святой Герман остался в этом суровом краю один среди аборигенов. Он стал для них и нянькой, и отцом, и учителем. Глеб читал про алеутов, про их быт и нравы и представлял себя на месте Германа. Ему захотелось тоже стать миссионером. Тут тебе не просто путешествие, не просто опасное приключение... Там-то вся эта романтика — ради поиска каких-нибудь сокровиш. А тут совсем другая история — тут именно дело, великое дело...

А между тем, как повествует автор, мальчик учился в школе, которая носила имя более близкого ему святого, который погиб от рук язычников, предположительно на родной ему, Калужской земле. И на одном из уроков он узнает его житие. Вкратце познакомимся и мы с ним. Как повествует автор, «при Ярославе Мудром, в Киеве, на высоком холме над Днепром, в пещере возник первый на Руси монастырь, который со временем вырос в знаменитую Киево-Печерскую Лавру. Из этого монастыря вышло много святых подвижников Православия, первые из которых — преподобные Антоний, Феодосий, Нестор Летописец, Алипий иконописец... В одном ряду с ними и священномученик Кукша Печерский.

При постриге юноша со странным именем Кукша получил имя Иоанн, но братия продолжали называть его по-старому Кукшей, ну или Иоанном Кукшей. А он не возражал. Бытовавший обычай позволял иметь кроме христианского имени ещё и народное. К тому же ему предстояло идти на проповедь в землю вятичей, а там людей с христианским именем принимали настороженно, как опасных чужаков. А вот имя Кукша было там привычно — такие среди них водились. Проповедование Христа язычникам вообше было делом опасным — из летописей мы знаем о случаях гибели христианских миссионеров, а уж проповедовать вятичам, которые отличались своей воинственностью, было особенно рискованно.

Вятичское имя делало Кукшу хотя бы отчасти своим для них. Похоже, он и сам был родом из вятичей, потому и пошёл в те земли. А как вятич он, очевидно, знал их диалект и мог говорить с ними на одном языке. Прибавьте к этому его возможное знание местности, народных обычаев и поверий, и вам станет ясно, что идти именно к вятичам ему, как говорится, Сам Бог велел. И конечно, он не мог оставаться равнодушным, зная, что где-то там, в родном краю, гибнут для вечной жизни, погрязая в язычестве, его соплеменники. А когда он стал иеромонахом, то есть монахом-священником, то взял у игумена благословение отправиться в путь. Ведь теперь мог уже не только проповедовать веру Христову, но и крестить уверовавших. О том, как приняли святого Кукшу вятичи, и о его проповедническом подвиге, окончившемся смертью за Христа, а также о том, как повлияло житие святого на жизнь Глеба, вы узнаете, прочитав первый рассказ.

А мы перейдем ко второму рассказу под названием «Птичка небесная луга духовного». Он, как уже отмечалось вначале программы, рассказывает о схимонахине Сепфоре, старице, возродившей своими молитвами духовную жизнь в Клыково. Как говорится в книге, схимонахиня Сепфора (в миру Дарья Николаевна Шнякина, урожденная Сенякина) родилась 1 апреля 1896 года в селе Глухово Тамбовской губернии в многодетной крестьянской семье. По воле рано овдовевшей матери вышла замуж, хотя очень хотела стать монахиней. В семье мужа ее полюбили за покорность, незлобие, трудолюбие. Никогда ни в радостях, ни в горестях не оставляла она Иисусовой молитвы, знала Священное Писание, любила Псалтирь, чтила святых, особенно преподобного Серафима Саровского. Ходила на богомолье в Киев, Дивеево, Саров. Дарья с мужем растили четырёх дочерей.

Овдовев, Дарья приняла тайный монашеский постриг с именем Досифея в Троице-Сергиевой Лавре. В 1989 году матушка была пострижена владыкой Тульским и Белёвским Серапионом в схиму с именем Сепфора. В канун Рождественского сочельника 1996 года матушка Сепфора переехала в село Клыково Калужской области, где на месте полуразрушенною храма суждено будет родиться новой монашеской обители во имя Спаса Нерукотворного. Живя при восстанавливающемся храме, схимонахиня Сепфора духовно окормляла не только насельников будущей обители, но и оптинских иноков, шамординских сестёр, мирян, многочисленных паломников. 13 мая 1997 года на сто втором году жизни матушка отошла ко Господу. О ее жизни и рассказывает Наталья Скоробогатько на страницах этой книги.

***

Помимо того, что эта книга содержит увлекательные для юных читателей рассказы, она помогает составить более объемное представление о древней и новой духовной истории благодатного уголка нашего Отечества, связанного с именами таких замечательных христианских подвижников, как схимонахиня Сепфора и преподобный Кукша Печерский. Каждый из рассказов, вошедших в книгу, предваряется небольшими стихами, которые говорят и о Калужской земле, и о ее подвижниках. По словам поэта, «хранит земля здесь память древних лет: Как Кукша пролил кровь за веры свет». А слово Клыково «сияет Фаворским светом нерукотворённым, Покоем волн несуетной Серёны. И все мы, кто узнал сюда дорогу, Кто матушку Сепфору возлюбил. Мы не устанем славословить Бога, что милость щедрую нам, грешным, здесь явил».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать