У книжной полки. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия

23 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

В наше время издается такое множество книг, что его, наверняка, можно назвать рекордным за всю историю человечества. Но какова из этого множества доля тех изданий, которые проникнуты спасительным для читателя духовным смыслом? Ответить сложно. А вот книгу, которая сегодня находится на нашей книжной полке, по праву можно назвать духовным сокровищем Русской Православной Церкви. И названа она так, не только из-за литературного таланта автора, но, прежде всего благодаря его духовной мудрости, которая, как все истинно великое, не утратила свою живоносную силу на протяжении веков. Это книга святителя Феофана Затворника – «Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия», выпущенная в свет издательством Сибирская Благозвонница.

***

Впервые книга свт. Феофана Затворника - «Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия» - была издана на Афоне в 1881 г., и с тех пор выдержала множество изданий, не переставая вызывать интерес православного читателя. В ней прославленный Вышенский затворник оставил нам плод своих размышлений над ежедневными чтениями из Священного Писания, которые устав предписывает на каждый день года. Рассуждения свт. Феофана проникнуты духом истинного подвижничества, они выработаны на основании не только глубокого изучения святоотеческих творений, но и личного опыта. Текст максимально приближен издателями к восприятию современного читателя. Книга предназначена для самой широкой читательской аудитории.

Открывают книгу размышления святителя Феофана на Новый год, который у нас, кстати, совсем недавно начался. Как известно, до революции Россия жила по юлианскому календарю, и поэтому Новолетие начиналось на 13 дней позже, чем в наши дни. Сегодня же в народе этот день называется старым новым годом. А между тем, на него приходится сразу несколько праздников. Это и само Новолетие, и Обрезание Господне, и память святителя Василия Великого. Но о чем же размышлял владыка Феофан в этот день около 140 лет назад? Давайте прочитаем. «Так как Новый год, - пишет святитель, – начало дней лета, то в день этот надлежит набрать в душу такие помышления, чувства и расположения, которые могли бы достойно христианина заправлять всем ходом дел его в продолжение года».

Для этого, по словам святителя, нужно уяснить для себя, что такое Новый год в духовной жизни. «В духовной жизни, - продолжает владыка Феофан, - Новый год бывает, когда кто-нибудь из живущих в нерадении начинает ревновать о спасении и богоугождении. Ибо когда кто решается на это, тогда у него внутри и вне все перестраивается заново и на новых началах, – древнее проходит, и все бывает новым. Если у тебя есть это – обнови, а если нет – произведи, и будет у тебя Новый год». «Сущность сказанного изменения, - как учит святитель, - состоит в том, что человек начинает с этого момента жить единственно для Бога во спасение свое»… «бросает он прежние привычки, все утехи и все, в чем находил удовольствие; отсекает страсти и похотные расположения и воспринимает дела строгого самоотвержения».

Такое изменение, по мысли святителя Феофана, точь-в-точь представляет то, чем, по апостолу, должно быть обрезание сердца (см.: Рим. 2, 29), о котором напоминает и к которому обязывает нас празднование Обрезания Господня и пример которому представляет в лице своем святой Василий Великий. Так все предметы, теснящиеся в сознании в Новый год, сходятся в одном – внутреннем обновлении нашем через обрезание сердца. Если, заключает святитель, - благоволит Господь кому настроиться в Новый год, таким образом, то есть не только подумать так, но и в жизнь ввести все это, тот наисовершеннейшим образом по-христиански отпразднует Новый год и приготовится к христианскому препровождению всего лета. В следующий Новый год ему надо будет только обновить и оживить воспринятое ныне».

Вот такое наставление дает нам святитель Феофан в начале нового года. А далее следуют его размышления на все дни празднования Крещения Господня или Богоявления, включая дни перед праздником и после него. Объяснив смысл празднуемого события, автор отмечает, что эти дни апостол Петр, чье послание читается на Литургии, «указывает нам на «сокровенного сердца человека» (см.: 1 Пет. 3, 4) как предмет самых тщательных забот и попечений наших. Образованием его в себе надлежит нам благоукрасить себя. Что же это за потаенный сердца человек?» Как пишет святитель Феофан, это «тот человек, который в сердце воображается, когда в нем водворятся все добрые расположения и чувства».

Какие это расположения? Об этом святой Петр пишет следующее: «покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2 Пет. 1, 5–7). К перечисленным апостолом Петром внутренним добрым расположениям сердца христианского, святитель предлагает добавить и те, о которых говорил святой апостол Павел: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22–23). Сложи, - говорит владыка Феофан, - из всех этих доброт, как из членов, одно тело духовное – и будешь иметь благолепный лик «сокровенного сердца человека», подобный которому и поревнуй водворить в сердце своем».

Но, как далее размышляет святитель, «так созидаемый внутри из показанных добродетелей «сокровенный сердца человек» тогда только явится настоящим духовным человеком, когда это сердце будет святить Господа Бога, как и в молитве Господней читаем «да святится имя Твое». Если не будет этого, то слепляемый из сказанных добродетелей человек выйдет мертворожденное дитя без духа жизни. Да ведают это думающие обойтись с одними некими добродетелями без всякого отношения к Богу! Что есть «святить Бога в сердце»? Непрестанно иметь благоговение перед Ним, всегда нося в уме помышление о Его вездеприсутствии, всей ревностью ревновать в каждое мгновение благоугодным перед Ним быть и со всяким страхом остерегаться всего Ему неугодного. Особенно же Его Отеческому попечению предав весь живот свой, и временный и вечный, все случающееся смиренно, благопокорно и благодарно принимать как прямо от руки Его идущее».

Так наставляет нас святитель Феофан, Затворник Вышенский, сам посвятивший всего себя Богу и в монашестве носивший имя, которое по-гречески означает - Богоявление. Да и почил святитель в день, когда Святая Церковь празднует Крещение Господне. В этот день владыка Феофан совершил в своем домовом Богоявленском храме Божественную Литургию и ближе к вечеру отошел ко Господу, к Которому стремился во все дни своей жизни. А нам он оставил свои творения, благодаря которым многие люди находят путь ко спасению.

***

Все творения святителя Феофана преисполнены благодати Христовой, духовной силы, искренности, глубокой веры, горячего желания спасения всякому человеку. Глубокий и неиссякаемый кладезь духовной мудрости представлял собой епископ Феофан, - кладезь, из которого черпали и долго еще будут черпать люди, жаждущие религиозно-нравственного образования и просвещения. Недаром творения святителя именуются путеводной звездой для каждого, кто всем сердцем, всем помышлением своим желает спастись.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​