У книжной полки. Николай Новиков. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. В 4-х томах. Том 1

25 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

В писаниях святителя Феофана Затворника, как и в частной его перепи­ске, повсеместно встречаются такие мысли: «У кого нет умной внутренней молитвы, у того и никакой нет... Она обязательна и для мирских людей... Без умной молитвы никому нельзя обойтись... Новоначальные должны по­мнить, что молитва безумного и сердечного обращения к Богу — не молитва... В сердце - жизнь, там и жить надоб­но. Не думайте, что это дело совершенных. Нет. Это дело всех, начинающих искать Господа... Сердечная молитва никогда не преждевременна. Она — начало дела... Се за­кон не одних отшельников, а всех христиан... Все степени молитвы Божие суть дело. У Бога же все равны...» Эти слова святителя Феофана можно вынести в эпиграф книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она выпущена в свет Издательским проектом «Путь умного делания» и называется – «Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий».

***

По словам автора, «умная молитва - ровесница человека, ее происхожде­ние святые отцы связывают со временем пребывания человека в раю: «по неложному свидетельству богомудрого преподобного и богоносного отца нашего Нила, постника Синайского, еще в раю Самим Богом дана первозданному человеку умная божественная молитва, приличествующая совершенным». В самом деле, иначе и быть не могло, ведь Адам до грехопадения пребывал в прямом богообщении, иначе говоря, в созерцательном состоянии, которое и есть высшая форма умно-сердечной молитвы. Умная и сердеч­ная молитва заповедана человеку и в Ветхом, и в Новом Завете. Спаситель, отвечая на самый важный для челове­ческого существа вопрос: что же делать, чтобы наследо­вать жизнь вечную, указывает на исполнение заповеди о любви к Богу как на необходимое условие для спасения в вечности, условие, на котором утверждается весь закон и пророки».

Как отмечает автор, «очевидно, что исполнения этой, наивысшей из всех заповедей, требующей любви всем сердцем и всем умом, невозможно достичь иначе, как посредством умно-сердечной молитвы, с помощью «которой молящийся от­деляется от всей твари, весь, всем существом своим, устремляется к Богу». Именно посредством такой молитвы «ум, сердце, душа, тело, доселе рассеченные грехом» могут, связуемые под действием благодати «воедино о Господе», восстановить свою целостность. Вне этого единства все­целая любовь к Богу и самоотверженная любовь к ближне­му, заповеданная тем же наивысшим законом, остаются недосягаемы, так как Божий завет подразумевает отнюдь не нашу душевную, пристрастную любовь, которая свойст­венна всякому человеку в его ветхом состоянии. Устами евангелистов Господь заповедал нам любовь духовную».

В предисловии книги, ее рецензент, игумен Петр (Пиголь) напоминает читателям, что «цель христианской жизни состоит в стяжании благодати Святого Духа, и более всего этому содействует, по слову прп. Серафима Саровского, — молитва. Жизнь христиан­ской души должна быть сосредоточена в молитвенном де­лании. Расположенность к молитве, чувство потребности в ней отражают степень духовного роста христианина. Молитвой управляется течение мыс­ли христианина, молитва звучит в биении его сердца и на­полняет его дыхание. Посредством непрестанной молитвы соблюдается, как поучает прп. Григорий Синаит, «величай­шая родовая заповедь о памяти Божией», за нарушение ко­торой «люди погибли», но исполнением которой «могут спастись».

Молитвенным словом человек взывает к Сыну Божию, в молитве припадает к неиссякаемому Источнику всяческой силы и всеобъемлющей милости, дающему и пи­тающему тварную жизнь. Обновленный через молитву Бо­жией благодатью, человек получает способность видеть свое падение, остро осознавать свою ограниченность и ни­чтожность, неизбежную вне Божественного содействия, начинает сокрушаться, понимая подлинный смысл слов Спасителя: Без Мене не можете творити ничесоже. Смире­ние порождает покаянную скорбь и тем подвигает человека от всего сердца вымаливать прощение у своего Отца. Так через живительное молитвенное делание уготовляется спа­сение души. Две тысячи лет шли этим путем наши отцы и праотцы, обретая святость. Свой драгоценный опыт они завещали нам».

Как отмечает игумен Петр, «богатейшее наследие предшествующих поколений благодатное учение о молитве, — как святыня, хранится во множестве древних книг. Суть и принципы этого учения не­изменны, но святые отцы излагали свои наставления на языке, понятном и доступном прежде всего их современни­кам. Поэтому так важно изучать опыт подвижников, живших незадолго до нас, а значит, близких нам по своему менталитету и психологии. Обращение к аскетической литературе — долг всякого христианина. Живость и действенность молитвы, как говорит один из святых XX века, «зависит не только от чистоты сердца, но и от научения и просвеще­ния». Духовный рост сопряжен с изучением духовной науки, в то время как религиозное невежество обращает нас всего лишь в «исполнителей обрядов», уделом которых «остается разъединение» и для которых недостижима мо­литвенная связь ни между собой, ни с небом».

Возможность ознакомиться в контексте святоотеческого учения со слож­нейшей темой и постичь самое существо дела и помогут нам книги, выходящие в серии «Путь умного делания». Композици­онная особенность этого издания, по словам игумена Петра, позволяет читателю, мыс­ленно преодолевая временные и территориальные границы, погружаться в мир святоотеческих творений, сопоставляя и осмысляя наставления подвижников разных эпох. Читатель при этом оказывается в некоем надвременном пространст­ве, где царит дух жизни равноангельной, жизни молитвенной. Это та область, где возможна реальная встреча писавшего и читающего, а стало быть — достижимо истинное еди­нение через молитву во Христе.

В этой и других книгах издательского проекта «Путь умного делания» рассматриваются такие вопросы, как учение исихазма о внутреннем подвиге свяшеннобезмолвия, закономерности ду­ховного развития, принципы руководства святоотеческими пи­саниями. Особое значение придается проблеме перехода от словесной молитвы к умно-сердечной, а также методам управления вниманием и соединения ума с сердцем. Обсуждаются искусство трезвения и внутренней брани, приемы художественной молитвы и многие другие актуальные темы, имеющие отноше­ние к молитвенной жизни. Человеку, неравнодушному к этой теме, интересующе­муся умным деланием, искусством возвышенным, утонченным и сложным, понадобились бы годы, чтобы отыс­кать весь тот, иногда трудно доступный, материал, который собран здесь под одной обложкой.  А надо сказать, что здесь пред­ставлен обширный обзор писаний святых отцов, пастырей и подвижников различных эпох, вплоть до нашего времени, собраны наставления, размышления и практические со­веты опытных делателей молитвы.

Кроме того, в этой книге публикуется аскетический трактат «О молитве Иисусовой», знакомящий читателей с практикой стяжания умной и сердечной молитвы. Текст был составлен на основе келейных записей, которые велись в 1950-е годы подвижником, известным под именем архиепископа Антония Голынского. По словам протоиерея Георгия Бреева, эта работа открывает «далекие горизонты труднейшего пути внутреннего восхождения к Богу. Скромный по объ­ему, но предельно насыщенный напряженной духовной мыслью трактат поможет многим взыскующим спасения при­общиться к благодатному деланию, поможет устоять в ду­ховной битве. Путь внутреннего делания открыт как для монаха, так и для ми­рянина, открыт для любого сердца, искренне взыскующего Бога. Особенно важным становится изучение молитвенного пути в наше время, когда окружающая жизнь все агрессив­нее навязывает антидуховные ценности и человек все креп­че прирастает к земле, все менее устремлен к горнему. Нет сомнений, что записи истинного молитвенника, проникнутые горячим сочувствием к иноческому подвигу, записи, со тщанием и пониманием воссозданные после утраты рукописи, послужат целебной духовной пищей для всех алчущих Истины».

***

Перед нами книга, которая дает возможность приоб­щиться к сокровищнице святоотеческой мысли. Здесь мы находим тщательно, по крупицам собранное, глубоко ос­мысленное и обстоятельно излаженное учение об умно-сердечном молитвенном делании. Достоинства этой работы вполне оценит тот, кто уже утвердился на пути мо­литвенной жизни и стремится к дальнейшему продвиже­нию вглубь. Но в то же время неоценимую помощь полу­чит и тот, кто лишь приступает к молитвенной практике. Одна из примечательных особенностей книги в том, что она дает возможность видеть развитие святоотечес­кой мысли в ретроспективе и, наряду с учением древних отцов, знакомит с современным взглядом на тот же пред­мет как наших соотечественников, так и самых ярких представителей греческой традиции.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать