У книжной полки. Митрополит Московский Платон (Левшин)

27 февраля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

На рубеже 18 и 19 веков жил известный церковный деятель, прекрасный проповедник, педагог, писатель, именуемый в Москве «вторым Златоустом» и «русским апостолом» митрополит Московский Платон Левшин. Этот законоучитель и воспитатель наследника Царского престола, будущего Павла 1, ставшего одним из благочестивых Царей российских, возрастил так же ряд духовных иерархов и церковных пастырей. Являясь одним из самых просвещенных людей, он видел все недостатки образования того времени, к исправлению которых и приложил много сил. О жизни этого замечательного архипастыря рассказывает книга, вышедшая в свет в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Называется она - «Митрополит Московский Платон (Левшин)».

***

Эта книга, составленная на основе кандидатского сочинения иеромонаха Платона (Лобанкова), посвящена святительским трудам Высокопреосвященного Платона (Левшина), митрополита Московского». Как пишет автор в предисловии книги, «митрополит Платон в ряду иерархов Русской Православной Церкви за время ее синодального правления занимает одно из самых видных мест. Он принадлежал к тем избранникам Божиим, кого в лоне Церкви пестует Святой Дух, выявляя в их характере те добродетели и совершенства, какими и должен быть украшен представитель святительского сана.

Владыка Платон, прославившийся не только в России, но и далеко за ее пределами, был одним из самых просвещенных архипастырей второй половины 18 и начала 19 столетия, выдающимся и по своим талантам и разносторонней деятельности. Его богословское творчество заложило основу самобытной традиции отечественной мысли. Вокруг московского пастыря выросла целая плеяда «ученых монахов», таких как Преосвященный Амвросий (Победов), Преосвященный Августин (Виноградский), святитель Филарет (Дроздов) и многие другие. 

Родился будущий святитель в июне 1737 года в день, посвященный празднованию первоверховных апостолов Петра и Павла, и посему был назван Петром. Отец его служил сельским причетником и мечтал обеспечить сыну хорошее образование. С 6 лет началось домашнее обучение Петра. Родитель учил его по азбуке, Часослову и Псалтыри, как это и было принято в то время. Мальчик отличался понятливостью, и, как говорит его раннее жизнеописание,- «скоро все изучивал». Несмотря на резвость и склонность к играм, учился Петр всегда с неизменным усердием, сохранив любовь к просвещению и науке до конца своих дней. С завершением курса домашнего обучения в 7 лет, мальчик довольно бойко читал и мог один на клиросе отправлять Божественную литургию.

Любовь к церковному чтению и пению он также сохранил на всю жизнь. Так, например, будучи уже седовласым старцем-митрополитом, когда слава его как выдающегося иерарха, проповедника, плодовитого писателя и ученого гремела не только в России, но и за границей, Владыка Платон в простом монашеском одеянии мог встать на клирос и исполнять клиросное послушание в любимом им Вифанском монастыре. Но вернемся к детству святителя – тогда, на 10 году жизни Петр Левшин поступил в Коломенскую духовную семинарию, а затем в Славяно-латинскую академию в Москве. Там будущий митрополит в совершенстве овладел латинским, греческим и французским языками. С 1757 года он начал преподавать пиитику и греческий язык в той же академии.

Кроме того ему поручили вести катехизические беседы: публично толковать катехизис по воскресным дням в присутствии академической молодежи и множества городских слушателей. На этом поприще и раскрылся его необычайный ораторский дар. Тот период жизни митрополит Платон считал самым счастливым. Слушать Левшина собиралась едва ли не вся Москва. Жадное внимание, духовный восторг, слезы умиления аудитории были высшей наградой начинающему проповеднику. И за эти беседы Петра Левшина называли то «вторым Златоустом», то «московским апостолом».

Слух о талантливом ораторе дошел и до Петербурга, где жил тогда архимандрит Троице-Сергиевой Лавры, знаменитый придворный проповедник Гедеон Криновский. По его ходатайству в 1758 году Петр Левшин был определен учителем риторики в Троицкую семинарию. С грустью оставил он родную академию, своих сослуживцев и отправился в Лавру. Но когда молодой человек подъезжал к обители преподобного Сергия, навстречу ему вышел крестный ход с хоругвями, святым крестом и иконами. Это был обычный лаврский крестный ход, но трепетный юноша принял его как предзнаменование своей судьбы. Не прошло и двух недель, как он получил от владыки Гедеона письмо, в котором тот писал новому учителю: «Я очень рад, что Вы у нас в Лавре, но еще больше радость моя умножится, когда услышу, что Вы и монашеский в ней приняли образ».

Казалось бы, для глубоко религиозного Петра, склонного с самого детства к уединению, к аскетической жизни, монашество не могло быть чем-то неожиданным, чем-то таким, что взволновало или поколебало бы его дух. Но именно потому, что юноша хорошо представлял себе всю трудность и важность иноческих обетов, он глубоко задумался. Во цвете лет, на 21-м году жизни, он должен был умереть для мира и всего, что в этом мире есть. Но утешительные слова верного товарища - Петра Постникова, который в то время готовился принять постриг, а также горячее желание всецело и беспрепятственно отдать себя на служение Святой Церкви и делу просвещения, возымели силу. И накануне праздника Успения Петр Левшин был пострижен с именем Платон.

Став иноком, он жил еще более уединенно, исполняя послушание учителя и проповедника слова Божия. Ему было всего 24 года, когда он не только принял священнический сан, но и был назначен ректором Троицкой семинарии в Санкт-Петербурге. В 1762 году в России на престол взошла Екатерина П. Осенью, после коронации, она посетила Лавру преподобного Сергия и семинарию, где ректорствовал молодой Платон. Здесь просвещенная императрица в первый раз и увидела начинающего московского проповедника, услышала его вдохновенное слово и сама вступила с ним в беседу. Этот разговор с государыней имел далеко идущие последствия. Вскоре иеромонах Платон назначается наместником Троице-Сергиевой лавры, а через несколько месяцев - законоучителем царевича Павла Петровича, будущего императора Павла 1 и придворным проповедником. Стоит отметить, что это была эпоха религиозного упадка, безразличия к вере в русском высшем обществе, и именно в это время проходило служение знаменитого архипастыря митрополита Платона. Как это было и рассказывает данная книга.

***

Митрополит Московский Платон (Левшин) вошел в историю Русской Православной Церкви как ее крупнейший деятель, оказавший огромное и плодотворное влияние на все стороны церковной жизни. В течение долгих 37 лет великий святитель возглавлял московскую митрополию и всю свою долгую жизнь он не стремился к славе, а с исключительной ревностью, с осознанием своего долга служителя Христова старался принести пользу ближнему и наставить каждого на спасительный путь: «Хотя бы одного упользовать» - такую цель ставил перед собой истинный пастырь Русской Православной Церкви святитель Московский Платон.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать