У книжной полки. Протоиерей Виктор Василевич. Катехизис. Конспект лекций

1 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Особое место в системе духовного образования принадлежит катехизису. Его по праву можно назвать азбукой богословия, ведь катехизис кратко излагает богодухновенные истины - как догматические, так и нравственные. Изучая эти истины, человек познаёт волю Божию, без чего не мыслимы ни полноценная земная жизнь, ни вечное спасение. Изучать богооткровенные истины недвусмысленно призывает нас Священное Писание. Так святой псалмопевец Давид в первом псалме, который мы слышим постоянно на всенощном бдении, говорит: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых ...но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь» (Пс. 1:1,2). А апостол Петр наставляет христиан такими словами: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15). Но для того, чтобы дать этот отчет, надо самому знать богодухновенные истины, познавать их. А начать можно именно с кратких наставлений в вере, которые содержатся в Катехизисе. Книгу с таким названием мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.

***

Эта книга вышла в свет в издательстве Символик и представляет собой конспект лекций, которые на протяжении многих лет читает студентам Минской духовной семинарии протоиерей Виктор Василевич. Катехизис — это основа, суть христианского вероучения, собрание всех ключевых положений нашей веры и их объяснение. Он адресован не только тем, кто только начинает знакомиться с христианством, но и людям, желающим восстановить в памяти или лучше разобраться в тех или иных христианских истинах. Поэтому для составления своих лекций автор, прежде всего, твердо опирается на наследие святых отцов, без которого сегодня немыслимо и самое христианство.

«Не сочти для себя достаточным чтение одного Евангелия, без чтения святых отцов! Это — мысль гордая, опасная, — предупреждает святитель Игнатий (Брянчанинов). — Лучше пусть приведут тебя к Евангелию святые Отцы. Из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Священного Писания, вере правой, жительству по заповедям евангельским… Словом сказать, — спасению и христианскому совершенству. Чтение отеческих писаний, по умалении духоносных наставников, соделалось главным руководителем для желающих спастись». Так, следуя наставлению святителя Игнатия, автор задействует обширный материал из творений святых отцов эпохи Вселенских Соборов, Средних веков и Нового времени, а также святых, явленных в Православной Церкви в последние два столетия.

В вводном разделе книги автор пишет: «С первых веков христианства под катехизисом понималось обучение истинам веры тех, кто имел желание принять святое Крещение. Проводилось такое обучение в основном устно через изложение и объяснение кратких Символов и исповеданий веры. Лишь позже стали появляться более пространные изложения вероучения, катехизисы в современном значении слова. Среди авторов катехизисов были известные отцы и учители Церкви. До настоящего времени в Православной Церкви большим авторитетом пользуются «Огласительные слова» святителя Кирилла Иерусалимского, «Большое огласительное слово» святителя Григория Нисского, «Катехизис» преподобного Феодора Студита и др. В Русской Православной Церкви наиболее известен «Пространный катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви», составленный святителем Филаретом (Дроздовым)». Этот классический труд и составил структуру подачи материала представляемого вам «Катехизиса».

Кроме того, автор обращается к трудам святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, преподобных Амвросия и Макария Оптинских, святого праведного Иоанна Кронштадтского. В наше время, по словам автора, стали доступными и катехизические труды угодников Божиих XX столетия. Прежде всего, отец Виктор отмечает творения святителя Николая Сербского «Вера святых», «Верую», «Беседы», «Миссионерские письма», «Библейские темы». Помимо этого, он использует сочинения священномучеников Кронида (Любимова), Серафима (Звездинского), Фаддея (Успенского), прп. Паисия Святогорца и многих других подвижников веры из числа наших близких современников. В отдельных случаях протоиерей Виктор Василевич приводит мнения авторитетных православных богословов XX века, таких как патриарх Сергий (Страгородский), епископ Арсений (Жадановский), епископ Михаил (Грибановский).

Также в вводной части автор напоминает, что основная цель катехизиса - научить человека богоугодной жизни, которая немыслима без познания Бога. Главные средства для богопознания - вера и добрые дела. Об этом свидетельствует Священное Писание. Без веры угодить Богу невозможно (Евр. 1:6), говорит апостол Павел обращаясь к евреям. Этому учит и апостол Иаков, утверждая, что  Вера без дел мертва (Иак. 2:20). Центр христианской веры – Бог невидимый и непостижимый в Своём существе. Чтобы угодить Богу, человек должен иметь верные понятия о Нём, которые можно получить благодаря Божественному Откровению. То есть, благодаря тому, что Сам Бог открыл людям, чтобы они могли правильно и спасительно верить в Него и достойно чтить Его. Господь открывается нам в естественных видах: например, природе или душе человека, которая создана по образу Божию. Открывается Бог и через сверхъестественные явления.

И всё же, как отмечает автор, познать Бога в Его существе не сможет никто и никогда. Даже великому пророку Моисею Бог открывался лишь прикровенно. Только Единородный Сын Божий, нераздельный с Богом Отцом по существу, принёс людям совершенное и полное ведение о Боге. Будучи истинным Богом и истинным человеком, Иисус Христос открывает нам Бога настолько, насколько могут усвоить это знание люди, просвещённые благодатью Святого Духа. Поэтому, говорят святые отцы, не может быть никакого оправдания тем людям, которые находятся во тьме неверия и неведения Бога. Познавать Бога через Его Откровение мы не только можем, но и должны, утверждает преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Бог познаётся не в одном блаженном и непостижимом существе Своём, что предоставлено святым Его, но познаётся также из величества и красоты Его творений, которые раскрываются в нас по качеству жизни и по чистоте сердца».

«Бог не только разрешает, но и требует от человека, чтобы тот возрастал в познании», - повторяет четырнадцать веков спустя преподобный Нектарий Оптинский. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что отсутствие в человеке истинного знания о Боге - страшное бедствие: человек начинает принимать дела диавола за дела Божий. Сам Господь предупреждает устами пророка Осии: Истреблён будет народ Мой за недостаток ведения (Ос. 4:6). Чтобы этого не случилось, приступим к изучению богодухновенных истин, к которым нас подводит и данный «Катехизис». По словам автора, «из всех добродетелей святой апостол Павел особенным образом выделяет три - веру, надежду, любовь (1 Кор. 13:13). Соответственно этому и «Катехизис» включает в себя три раздела: «Учение о вере в Бога и о таинствах, которые Он вершит»; «Учение о надежде на Бога и о средствах утверждения в ней»; «Учение о любви к Богу и ко всему, что Он заповедует любить».

В учение о вере Церковь вводит нас посредством Символа веры, в котором содержится краткое, в точных словах изложенное исповедание всего, во что верят христиане. Его автор рассматривает в первой части книги. Средствами для приобретения спасительной надежды являются, во-первых, молитва, во-вторых, истинное учение о блаженстве и следование этому учению. Поэтому во второй части книги автор разъясняет читателям Молитву Господню и Заповеди Блаженства, которые были даны Самим Спасителем во время Его нагорной проповеди. Наконец, невозможно быть христианином, не имея заповеданной Богом любви, о чем свидетельствует святой апостол Павел, говоря: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13:1-7). По словам автора, неразрывность веры и любви - залог их истинности. Невозможно, чтобы человек любил то, о чём не имеет понятия. Истинное же понятие о Боге и Его отношении к миру и человеку даёт только истинная вера. Учение же о любви можно найти в «Десяти заповедях Закона Божия», к которым и обращается автор в третьей части этого издания.

***

В заключении книги автор напоминает читателям, что мало только изучить то, что предлагает нам эта книга, что «знание Божественных заповедей должно сопровождаться их посильным применением в жизни. Об этом говорит и Господь наш Иисус Христос: Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Л к. 11:28). Если христианин, изучая евангельские заповеди, не стремится исполнять их, то он становится всё хуже и хуже. Пример тому - книжники и фарисеи, которые слышали слово Божие от Самого Спасителя, но, не заботясь об исправлении своей жизни, пришли в такое ожесточение, что убили Господа». Поэтому автор книги призывает нас не только изучать, но применять в жизни полученные знания, чтобы жить согласно воле Божией и спасти свою душу.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать