У книжной полки. Православный календарь на 2019 год. Претерпевшие до конца. Святые из династии Романовых в цитатах, мыслях и письмах

3 ноября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

В августе 1894 г. император Александр III опасно заболел. Несмотря на могучее телосложение, на все принятые меры лечения и благостный климат Крыма, куда перевезли Августейшего больного, 20 октября Император Александр III скончался. На престол вступил Наследник Цесаревич Николай Александрович. В его сердце глубоко врезались заветы державного отца, сказанные ему за два дня до кончины. «Тебе предстоит взять с плеч моих тяжелый груз государственной власти и нести его до могилы так же, как нес его я и как несли наши предки. Я передаю Тебе царство, Богом мне врученное. Я завещаю тебе любить все, что служит ко благу, чести и достоинству России. Охраняй самодержавие, памятуя притом, что ты несешь ответственность за судьбу твоих подданных пред Престолом Всевышнего. Вера в Бога и в святость твоего царского долга да будет для тебя основой твоей жизни». Более 20 лет управлял страной Государь Николай 2, следуя отцовскому совету. Пока не наступил 1917 год, когда враждебные силы решили, что России будет лучше без Царя. О событиях тех лет рассказывают письма и дневниковые записи, на основе которых был составлен календарь на 2019 год получивший название – «Претерпевшие до конца».

***

Это издание представляет собой календарь с цитатами святых из царской династии Романовых - страстотерпцев государя Николая II и государыни Александры Феодоровны, а также преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Феодоровны, трагически погибших в июле 1918 года. Дневниковые записи, отрывки из переписок и личные размышления раскрывают глубокий духовный мир и неравнодушное отношение к миру внешнему представителей последней царской династии России. Кроме того, календарь рассказывает о жизни царских детей, а также знаковых событиях в стране, произошедших в годы правления царя-страстотерпца Николая II.

Вот, например, открыв календарь на дате 4 ноября, мы найдем следующую информацию. В этот день, в 1890 году «началось Восточное путешествие цесаревича Ни­колая Александровича (будущего царя Николая 2). Поездка началась из Гатчины после молебна, провожали цесаревича государь Александр 3 и государыня Мария Феодоровна. Данная поездка стала частью традиции, установившейся со времен Павла I, согласно которой русский наследник престола, окончив курс наук, отправлялся в путешествие. В ходе поездки цесаревич сначала посетил Австро-Венгрию, а уже после побывал в Греции, Египте, Индии, Цейлоне, Сингапуре, острове Ява, Таиланде, Сайгоне, Гонконге, Шанхае и в Япо­нии. Общая длина маршрута составила более 51 тысячи километров, в том числе 15 тысяч километров по железным дорогам и 22 тысячи - по морю. Завершилось путешествие 16 августа 1891 года в Санкт-Петербурге».

Стоит отметить, что после этого, почти кругосветного путешествия, император Александр III затем в течение нескольких лет постепенно привлекал сына к участию в руководстве государственными делами. По словам Евгения Евлампиевича Алферьева, составившего первое житие страстотерпца Николая, «Цесаревич состоял Председателем комитета по сооружению Великого Сибирского пути, возглавлял Комитет по борьбе с голодом 1891-92 г., заседал в Государственном Совете и в Комитете Министров, но эта сторона его деятельности не привлекала до того времени особого внимания». Таким образом, Император Николай II вступил на престол подготовленным к царскому служению. И отличная подготовка Наследника к самостоятельному правлению подтвердилась сразу же после Его вступления на престол».

Молодой император, решивший свято хранить эти заветы своего Августейшего отца, в первые же месяцы выдержал испытание твердости своего характера. Как отмечал Алферьев, среди русской либеральной интеллигенции восшествие на престол нового Государя породило надежды на перемены в сторону осуществления ее стремлений. Поэтому Император Николай II был поставлен в необходимость публично исповедовать свое политическое мировоззрение, что было с Его стороны только актом политической честности. О выступлении царя перед земскими депутатами на страницах данного издания мы читаем следующее: «29 января 1895 года незадолго до того вошедший на престол Николай 2 обратился с первым публичным выступлением. В Николаевской зале Зимнего дворца государь обратился к депутации дворянства, земств и городов, прибывших для выражения ему своих верноподданических чувств и поздравлений с бракосочетанием.

В своей речи император отметил, что будет продолжать самодержавную политику правления своего отца. В частности, царь Николай сказал: «Пусть все знают, что я, посвящая все свои силы благу народному, буду охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой покойный незабвенный родитель». Решительное содержание этой речи, как пишет Алферьев, - мало соответствовало общим представлениям о молодом Государе. Поэтому начали утверждать, что она ему кем-то продиктована. В действительности, Император Николай II, отлично выражая свои мысли и прекрасно владея пером, написал эту речь собственноручно, так же, как он всегда самостоятельно писал все свои личные заявления. При этом в дальнейшем, ряд общественных кругов упрекали Николая 2 за то, что в своей речи, говоря о возможных свободах земским собраниям в вопросе управления государством, царь назвал такие надежды «бессмысленными мечтаниями». На самом деле, в тексте речи было написано – «беспочвенные мечтания», в смысле – не соответствующие русским национальным традициям, так как на Руси власть исконно была самодержавная».

«27 мая 1896 г. в Успенском соборе в Москве, в необыкновенно торжественной обстановке издревле установившейся традиции, состоялась коронация Их Величеств. Для Государя и Государыни, глубоко проникшихся идеей Божественного начала верховной власти православного самодержавного монарха и одинаково ясно понимавших великое значение вторичного восприятия таинства священного миропомазания в знак того, что как нет выше, так нет и труднее на земле Царской власти, нет бремени тяжелее Царского служения, этот день был днем великих душевных переживаний. С этой минуты, исключительно и высоко торжественной для Государя, Он почувствовал себя подлинным Помазанником Божиим; чин коронования, такой чудный и непонятный для большинства русской интеллигенции, был для него полон глубокого смысла. С детства обрученный России, он, - по словам Алферьева, - в этот день как бы повенчался с ней».

Как говорится в житии святого страстотерпца Николая, «с самого начала своего правления державой Российской он относился к несению обязанностей монарха как к священному долгу. Государь глубоко верил, что и для стомиллионного русского народа царская власть была и остается священной. В нем всегда жило представление о том, что Царю и Царице следует быть ближе к народу, чаще видеть его и больше доверять ему. Глубокая и искренняя религиозность выделяла Императорскую чету среди представителей тогдашней аристократии. Духом православной веры было проникнуто с самого начала и воспитание детей Императорской семьи. Все ее члены жили в соответствии с традициями православного благочестия» (http://days.pravoslavie.ru/Life/life4872.htm). Заметки о воспитании детей в Царской семье также собраны в этом издании.

Стоит сказать несколько слов и о государыне, Александре Феодоровне, а вернее прочитать те ее дневниковые заметки, которые красноречиво говорят о ее мировозрении, о ее любви к Богу, России, и конечно, своему мужу и детям. Эти записи читатели найдут на страницах данного календаря. Мы же прочитаем одно из них. «Нам нужно искать своего спасения в том положении, в какое поместило нас Провидение, а не строить воздушные замки, воображая, как добродетельны мы были бы в каком-то другом положении. И потом, нам надо по-настоящему верить в Бога даже в малом. Большинство людей проводят жизнь, охая и сокрушаясь по поводу своих привычек, рассуждая о том, что их надо изменить, составляя правила своей жизни в будущем, которого они ждут, но которого, быть может, будут лишены, и таким образом теряют время, которое следовало бы тратить на добрые дела на пути к своему спасению».

***

«К спасению нужно стремиться каждый день и каждый час, - писала Александра Феодоровна в своем дневнике.  - Нет времени, лучшего для того, которое Господь в Своей милости дает нам сейчас, а что принесет нам завтрашний день, мы не знаем. Спасение достигается не одним нашим мечтанием, а усердным прилежанием». 100 лет прошло со дня трагической гибели святой Царской семьи и преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Феодоровны, которые скорбным путем достигли спасения, достигли Царствия Небесного. Предлагаемый календарь, посвященный 100-летию подвига Царской семьи, по мнению издателей, раскроет читателям глубокий духовный мир последней царской династии России. Издание станет хорошим подспорьем для священно- и церковнослужителей в храмовом богослужении, а также может оказаться полезным при проведении занятий в воскресных школах.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать