У книжной полки. Как полюбить Христа. Жизнь по святым отцам. В изложении современных подвижников благочестия

29 мая 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

По словам схиархимандрита Гавриила (Зырянова), «Любовь - великая вещь есть, благо выше всех благ. Она одна облегчает все тягостное для нас и дает силу терпеливо перенести все превратности жизни. Она несет бремя свое, не чувствуя его тяжести, и самую горесть услаждает. Любовь ко Господу Иисусу Христу и ближнему ради Христа возвышает душу человека. Она направляет ко всему великому и побуждает стремиться к более совершенному, святому. Любовь возвышает и не допускает, чтобы что-либо земное удерживало нас». Так говорит подвижник, прославленный в 1997 году в лике местночтимых святых Казанской епархии. Он сам, как и другие святые, на своем опыте познал, что вся сила жизни заключается в любви к Богу. Но как стяжать эту Любовь, как водрузить эту жизненную силу в свое сердце? На этот вопрос отвечают святые отцы и подвижники благочестия на страницах книги, которая вышла в свет в издательстве Ковчег и называется- «Как полюбить Христа».

***

«Я жаждал любить Бога всем сердцем. Но как любить? Если любить Бога — нужно быть достойным Бога, а я видел себя не только грешником, но и коснеющим в грехах своих». Из этих слов схиархимандрита Гавриила (Зыря­нова) можно заключить, что главным препятствием для стяжания любви Божией подвижник видел в своей греховной жизни. И это при том, что он был истинным духовным вождем на закате Святой Руси, в послед­ние предреволюционные годы. Поло­живший начало своего монашескому пути в Оптиной пустыни под руководством великого старца Амвросия, он вопло­тил в себе дух древних восточных аске­тов, учение которых — «умное дела­ние» — особенно укрепилось в Оптиной. Основным и главным в его духов­ном делании было стяжание любви Божией.

Дар старчества у отца Гавриила раскрылся во всей полноте в Седмиезерной пустыни вблизи Казани, а затем в Спасо-Елеазаровой пустыни Псковской епархии. Среди духовных чад старца были многие иерархи Русской Церкви, впоследствии - новомученики и исповедники. По мнению издателей, можно сказать совершенно определенно: те из будущих святителей, кто был среди духовных чад преподобного старца Гавриила, не впали в обновленческие и григорианские расколы, не отреклись от Христа, не предали Матери-Церкви и не покинули своей паствы, оказавшись достойны­ми чадами своего духовного отца. Почитательницей и ученицей схиархимандрита Гавриила была и преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Старец приезжал в Москву, в основанную ею Марфо-Мариинскую обитель для духовного окормления сестер. В этой книге вниманию читателей предлагаются отрывки из писем старца Гавриила насельницам Марфо-Мариинской обители и из письма к одному из духовных чад, профессору Духовной академии, в которых говорится о любви к Богу.

Своей живой верой в Бога, своей любовью к Нему, своими подвигами столь высокими, в особенности в наше время, оску­девшее истинными подвижниками, прославилась и игумения Усть-Медведицкого мо­настыря Арсения (Себрякова) — ста­рица, по существу, уже нашего време­ни, очень близкая по духу святите­лю Игнатию (Брянчанинову). Мало известная шумному свету, она была одной из редких избранниц Божьих — не от мира сего все оставившая и последовавшая Христу. Всю свою 72-летнюю жизнь посвятила матушка на служение Богу и людям и как светильник горящий и светящий она многих просвещала своим живым сло­вом, своим примером и дивными подви­гами души. «Единое нужное, единое на потребу, единое, дающее спасение и жизнь духу, еди­ная цель, к достижению которой стремятся все души и все духи Ангель­ские, есть Господь», — так высоко по­нимала матушка Арсения цель духовной жизни. В ее письменном наследии мы находим много глубоких размышлений и опытных пережива­ний, видим путь внутреннего подвига, по которому прошла ее душа. Некоторые из духовных наставлений матушки вошли в эту книгу.

Продолжает издание глава под названием «Советы батюшки». Как пишут издатели, это мысли и поучения православного пастыря, которые в свое время были опуб­ликованы в христианской православной газете Севера России «Вера» за подписью «Протоиерей Владимир Богданов». Сам ли отец Владимир является их автором, или он лишь один из духовных детей некоего мудрого стар­ца, жившего в начале XX века, — осталось неизвестным. Возможно, - говорят издатели, - эта публикация — одна из тех много­численных безымянных рукописей, ко­торые бережно передаются из рук в руки в православной среде. Как бы то ни было, но и он, (неизвестный автор) наставляя духовных чад, говорил о том, «Как полюбить Христа?» На этот вопрос Батюшка отвечал так: «Мы мало любим Христа, потому что мало дума­ем о Нем, а думаем мало, потому что мало знаем Его, а знаем мало, потому что мало читаем о Нем. Почему же мало читаем? По лени, по глупости... То есть иногда мы и много читаем, но как? Наше чтение подобно воде, стекающей по водосточным трубам».

И в другой раз духовная дочь задала батюшке тот же вопрос: «Как любить Хри­ста?» Батюшка сказал: «Старайся! Читай Евангелие и внимай, и пере­живай прочитанное. Нужно вчиты­ваться, быть очень внимательной, а ты этого не делаешь. Когда человек читает Евангелие как следует, то оно всего его омывает и внутрь проника­ет, в душу». Батюшка говорил своим духовным дочерям в конце жизни: «Только скажешь: Господи Иисусе Христе... и Он уже тут, смотрит на нас Своими ласковыми глазами...» А когда опять спрашивали батюшку: «Почему, когда какая-нибудь скорбь и приходишь к матери, брату или другу, — они утешают. А когда приходишь к Богу, то реально не получаешь этого утешения?» Батюшка отвечал: «Оттого, что родных-то мы любим, а Бога нет». Еще он говорил: «Жизнь — радость, и смерть — радость. Надо все отдать в руки Божий и жить, радуясь». Много еще других наставлений преподал мудрый старец своим духовным чадам, прочитать которые вы тоже сможете, открыв эту книгу.

А затем издатели предлагают читателям приобщиться к благодатному духовному наследию святителя-праведника священномученика епископа Арсения (Жадановского), а затем вспо­минать его в своих молитвах. Достойный наследник ду­ховной традиции четырех поколений священства, владыка Арсений от юности избрал монашеский подвиг молитвы и духовного делания. Жизнь воспитанника Харьковской семинарии, Московской Духовной Акаде­мии, архимандрита Москов­ского Чудова монастыря, а с июня 1914 года епископа Серпуховского была полна замечательными со­бытиями и встречами. Владыка уча­ствовал в прославлении великого угод­ника Божия преподобного Серафима Саровского, имел личное об­щение со святым праведным Иоанном Кронштадтским, с московским митрополитом Макарием (Невским) — апостолом Алтая, со старцами Зосимовой пустыни Германом и Алексием, с московским старцем отцом Алексием (Мечёвым). Он был духовником схиигумении Фамари (Марджановой), его связывала личная дружба с епископом Серафимом (Звездинским).

Простота и смирение, - говорил владыка Арсений, — вот условия для того, чтобы мы были способны к восприятию веры. «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, — так однажды молился Господь, наш Спаситель, — что Ты утаил сие (веру) от мудрых и разу­мных и открыл то младенцам» (Мф. 11, 25). Теряя простоту и смирение, мы тем самым притупляем в себе чуткость к вере. Почему теперь на­ше общество, особенно интелли­генция, например, разные ученые и учителя, — неверующие? Да потому, что они утеряли простоту и смире­ние. Посмотрите, сколько у них те­перь ученой гордости и самонадеянности». Еще владыка учил: «Видишь ли цветок красивый, слышишь ли пение пташек, ды­шишь ли чистым, благорастворенным воздухом — переносись мыслью ко Творцу и благодари Его за то, что Он дал в обладание тебе природу со всеми благами. Чувство благодар­ности и благоговения к Богу и Твор­цу прекрасно питает и укрепляет на­шу любовь к Нему. Любовь же к Бо­гу даст тебе все благое».

Эти и другие наставления священномученика Арсения (Жадановского) читатели также найдут на страницах книги. После чего прочтут письмо священномученика Серафима (Звездинского), адресованное его брату. В этом письме будущий архипастырь говорит о своем иноческом постриге, он передает состояние души человека, решившегося совлечь с себя ветхого человека, порвать с миром и облечь душу в блистающие одежды образа ангельского — одежды монаха. Радостный рассказ епископа Серафима сменяют духовные поучения протоиерея Григория Пономарева, истинного воина Христова, ис­поведника, шестнадцать лет проведшего в колымских лагерях и на поселении, многие годы жертвенно служащего Господу и людям в разных приходах Курганской епархии.

***

Кроме того в этой книге представлены поучения о борьбе со страстями, о молитве, о духовной жизни -схиархимандрита Иоанна (Маслова), святого праведного Алексия Мечёва, преподобного Иустина (Поповича). Как отмечают издатели, в наш век приземленности и ма­териализма слово об аскетической жизни, о любви к Богу, едва ли пользуется уважением среди людей. Это происходит потому, что сердца наши отягчились «объядением и пьянством и заботами житейскими» (Лк. 21, 34), и нам очень трудно слышать о посте, бдении, молитве... Однако сам евангельский призыв остается неизменным во все вре­мена. Только те, кто вопреки всеобщему безразличию смог последовать «узким путем» (Мф. 7, 14) напряжен­ной борьбы со страстями и терпения скорбей, окажутся одесную Спасителя в Царстве Божием, найдут покой в Боге, Который есть Любовь.

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать