У книжной полки. Елена Тростникова. Как научиться понимать молитвы утренние, вечерние и ко Святому Причащению

9 ноября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

По словам святителя Феофана Затворника, «дело молитвы есть первое дело христианской жизни. Если в отношении к обычному порядку дел верно присловье: "век живи — век учись", то тем паче оно приложимо к молитве, действие которой не долж­но иметь перерыва и степени которой не имеют пре­дела». Но как нам научиться молиться? Преподобный Никодим Святогорец советует, молиться всегда не только словом, «но и умом, и сердцем и научишься. Как научился ты читать? Стал над этим трудиться - и научился. Как научился писать? Стал писать - и научился. Так научишься и молиться, как показано, если станешь молиться именно таким образом» (т.е. словом, умом и сердцем). Так учит святой Никодим, а мы предлагаем вашему вниманию книгу, которая подскажет современному читателю - «Как научиться понимать молитвы утренние, вечерние и ко Святому Причащению». Книга с таким названием вышла в свет в издательстве Отчий дом и заняла свое место на нашей книжной полке.

***

Как отмечают издатели, в молитвах, которые Церковь предлагает своим чадам для постоянного употребления, заключена полнота православного богословия; их язык далек от нашего повседневного языка, и многим это кажется не­преодолимым препятствием. Молитвы надо воспринимать всем существом, всей жизнью — и всем умом... у многих ли из нас он готов к этому? Главное, конечно, - это молитвенное устремле­ние сердца к Богу, Который Сам может наставить нас на всякую истину (Ин. 16,13). Прося в молитве Бога о насущных наших телесных и духовных нуж­дах, не должны ли мы просить и о главном сокрови­ще христианина, о главном и наиболее благодатном духовном делании — о молитве, повторяя вслед за учениками Спасителя: Господи! Научи нас молиться (Лк. 11, 1)?

Эта книга составлена на основании многих трудов православных богословов и просветителей, с опорой на святоотеческие творения, и, по словам составителя Елены Тростниковой, не содержит ничего «нового» по отношению к принятым Церковью толкованиям, объяснениям и поучениям. Цель ее - помочь читателю понять молитвы, которыми он молится дома: молитвы утренние, вечерние, в продолжение дня, каноны и молит­вы ко Святому Причащению, благодарственные молит­вы по Святом Причащении, тропари воскресные, дневные, праздничные. Она предназначена тем, кто молится или хотя бы собирается начать молиться, а не ищет отвлечен­ного знания. Поэтому в ней не только объясняются слова и выражения молитв и богословские понятия, стоящие за ними, но и предлагается некоторое начальное научение о том, как следует строить свою молитвенную жизнь.

Преследуя цель — объяснить молитвы и помочь молиться — Елена Тростникова в этой книге, обращенной к широким кругам православных читателей, объясняет все молитвы обычно­го келейного употребления, в полном объеме. Даже наи­более полные дореволюционные пособия ориентирова­лись на самый краткий вариант утреннего и вечернего правила и довольно узкий круг прочих молитвословий. Но от нас требуется осмысленное и сознательное произно­шение всех наших молитв. Помочь в этом начинающему (да и не начинающему) молитвеннику было долгом составителя книги. Этот труд, объясняющий молитвы, по мере воз­можности приспособлен для деятельного освоения молитвенного правила, а не просто рассудочного анализа. Когда мы молимся — мы ведь не читаем объяснений встреченного непонятного нам слова (а если кинемся читать - молитва наша будет разрушена); объяснения мы читаем вне правила.

Вот как об этом пишет преподобный Никодим Святогорец: «Потрудись, не в молитвенный час, а в другое свободное время, обдумать и прочувствовать положенные молитвы. Сделав это, ты во время молитвословия не встретишь никакого труда воспроизвести в себе содержание читаемой молитвы; даже лишь только начнешь какую молитву — ее мысли и чув­ства предстанут сознанию твоему, и ты будешь про­износить молитвенное слово, как если бы оно было твое собственное и исходило из твоего сердца, в нем порождаясь, а не влагаемо будучи в него». Таким образом, по словам автор-составителя, мы читаем объяснения молитв для того, чтобы зна­ние, почерпнутое нами из толкования, вошло в плоть, в душу нашей молитвы. Как этого достигнуть? Путь к этому найден еще великими молитвенниками древности, он и предлагается на первых страницах этой книги, а весь ее состав, направлен на то, чтобы позволить беспрепятствен­но двигаться этим путем.

В настоящем издании под одной обложкой совмещены «книга о молитве» и обширное собрание толкований конкретных молитв. Кроме того, при объяснении молитв проделана попытка помочь читателю, который специально не изучал и не изучает церковнославянского языка, продвинуться вперед в его освоении - заметить, понять и запомнить некоторые его основные особенности, формы, выразительные средства. Как известно, все тексты молитв в православном молитвослове предлагаются на церковнославянском языке (исключение - очень немногие молитвы, например, молитва Оптинских старцев и молитвы святого праведного Иоанна Кронштадтского). До сих пор ни один из переводов существующих церковнославянских молитв и песнопений на русский язык не мог сравниться с церковно­славянским текстом по глубине, силе, точности и поэ­тичности.

Все православные христиане, живущие молитвенной жизнью, из собственного духовного опыта знают, как много дает молитве этот язык, как он сроден ей. Но для тех, кто лишь приступает к освоению молитв, этот непривычный язык нередко представля­ется трудным препятствием и даже отпугивает. Как преодолеть этот барьер? Начнем с того, - говорит составитель, - что язык наших молитвословий - церковнославянский - не иностранный и не чужой для нас. Почти все слова этого языка знакомы нам или же перекликаются со знакомыми нам словами; вплетены в наше сознание. Для огромного числа верующих людей, ни­когда не проходивших никаких курсов церковносла­вянского языка, он стал родным, живым, понятным. Отпугивают людей незнакомые буквы, незнакомые слова и незнакомые грамматические формы. О каждом из этих мнимых препятствий автор-составитель говорит отдельно.

Так же отпугивает новичков и «кириллическая печать» - церковнославянский шрифт, которым печатаются богослужебные книги и некоторые молитвословы. Самые первые шаги в мире молитвы большинству людей удобнее делать все-таки, опираясь на «граждан­скую» печать, но хотелось бы уверить читателя: «кириллическая» в действительности удобнее, а освоить ее не составляет никакого труда. «Совсем незнакомых» слов в церковнославянском языке единицы; их значение надо непременно выяс­нять и стараться их запомнить. Но часто мы просто не можем разобрать, что непривычное слово — это одна из форм слова знакомого. Медленное, вдумчивое чте­ние даже без словаря поможет распознать в некоторых «незнакомцах» — «знакомцев», почувствовать связи слова с другими словами и так вникнуть в его смысл. А чем больше вы будете молиться по-церковнославян­ски, чем внимательнее вслушиваться в слова богослу­жения, тем неуклонней будет сокращаться число «белых пятен» в вашем церковнославянском словаре. И слова молитв будут жить в вашем сердце, особенно если со временем вы выучите их наизусть.

В завершение обзора этой книги хочется привести еще одно наставление прп. Никодима Святогорца, который советует после утренней молитвы во весь день стараться держать себя так, как был на молитвенном правиле. «Чтобы это поддержать, не забывай, что пред Богом ходишь и Его десницей держим над бездной небытия, — и, содер­жа это в мысли, всякое дело свое, и большое и малое, совершай, как Бог того хочет, у Него испрашивай на все благословения и к славе имени Его обращай все. Действуя так, ты до самого вечернего своего молит­вословия дотянешь в добром молитвенном настроении. Совершив и вечернее правило таким же образом, ты ночь проспишь добре. И вот у тебя сутки доброго мо­литвенного настроения! Проводи так день за днем — и в несколько меся­цев, а может быть, и недель, сделаешься сильным молитвенником, и молитва, как неугасимая лампада, начнет непрестанно теплиться в сердце твоем».

***

«Пойте Богу разумно», — призывает нас псалмопевец Давид. Эта книга для тех, кто хочет научиться понимать смысл православных молитв, вникнуть в значение каждого слова и выражения. Для тех, кто хочет сделать второй шаг - деятельно освоить молитвенное правило, в книгу включены советы святых отцов о том, как строить свою молитвенную жизнь. По словам автора-составителя, эта книга не заменяет ни молитвослова (хотя она и содержит тексты всех объясняемых молитв), ни катехизиса, то есть изъяснения истин православного вероучения. И, конечно же, она ни к чему не обязывает читателя: для тех, кто считает себя далеким от мира молитвы, книга может послужить добротным справочником или учебным пособием. + Дорогие друзья! Время нашей программы подошло к концу. Прощаясь с вами, я напоминаю, что новинки православной литературы…

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать