Аудио |
|
Скачать .mp3 |
По словам помощника наместника по научной работе Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, Марии Леонидовны Рубцовой*, святитель Димитрий Ростовский справедливо занимает особое место среди выдающихся личностей истории и культуры нашего Отечества. Его имя стоит в ряду великих писателей славянского мира, а его сочинения были самыми популярными и издаваемыми в дореволюционной России. Говоря о трудах свт. Димитрия, мы в первую очередь всегда вспоминаем его знаменитые Четьи-Минеи, или «Жития святых». Двадцать лет свт. Димитрий кропотливо собирал и обрабатывал разнообразнейший материал — он использовал значительную часть исторических источников, которые были доступны в то время. И в результате впервые за всю многовековую историю страны написал подробную энциклопедию святости, которая составила 12 томов, по числу месяцев в году. Четьи-Минеи свт. Димитрия неоднократно переиздавались, как в полном варианте, так и отдельными изданиями, в которые входили лишь избранные жития. Именно такое издание мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.
***
В эту книгу, выпущенную в свет издательством Эксмо, вошли «Избранные жития святых» святителя Димитрия Ростовского, чье имя широко почитается Русской Церковью. Составителем книги были выбраны особо чтимые святые, чей духовный подвиг неразрывно связан с историей нашей страны. В предисловии книги издатели пишут: ««Святой» и «свет» — эти слова созвучны не случайно. В истории нашей земли было немало мгновений, когда могло показаться, будто ее дни сочтены, но именно тогда, в часы самых жестоких испытаний, святые подвижники приходили к нам — и сияли над Русской землей, точно звезды, изгоняя подступавшую тьму. Среди них были и просветители — как святые учителя словенские Кирилл и Мефодий; и воины — как благоверный князь Александр, прозванный Невским; и великие чудотворцы — как Сергий Радонежский и Серафим Саровский; и юродивые прозорливцы, как Василий, именуемый Блаженным; и мученики, принявшие смерть за веру и истину, как московский митрополит Филипп...
Их было много, очень много — тех, кто своим подвигом стяжал бессмертную славу и вечную память. И именно святые всегда оставались для нас тем спасительным маяком, к чьему сиянию мы стремились несмотря ни на что. Откуда в наших сердцах это желание прикоснуться к святости, где находятся его истоки? И как на нашей земле воссияла вера, исполненная жизни? Тем, кто хочет найти ответ, стоит пройти вместе с нами от далеких времен, от самого начала — и прочесть об основателях веры и Церкви; о том, как свет христианства пришел из Византии в нашу страну; о том, сколь многое довелось выдержать первым подвижникам, чтобы не позволить этому свету угаснуть — и чтобы распространить его, по завету Господа, во все концы земли. А как же еще мы можем узнать это, если не из тех самых писаний, что повествуют об их жизни? В их числе и Четьи Минеи святителя Димитрия.
К слову сказать, что в этом издании читатели найдут житие и самого великого духовного писателя и архипастыря. Знакомясь жизнью святителя Димитрия, с ранних лет посвященной Богу и Его святой Церкви, читатели почерпнут для себя много назидательного и поучительного. «Ищущий наставление в благочестии найдет пример, как нести благое иго Христово не утомляясь, как надо жить, не теряя ни одной минуты для вечности, и как Господь укрепляет тех, кто искренне желает трудиться во имя Его. Вкратце житие святителя таково. Сын сотника Саввы Туптало, Дмитрий, родился в Малороссии в 1651 году. Какое-то время он учился в Киевском братском училище. На 18-м году жизни принял пострижение в иночество в Киевском Кирилловском монастыре. Через год Димитрий был посвящен в иеродиакона. Преуспевая в иноческих подвигах, он продолжал ученые занятия, особенно в роде проповедническом.
Через 6 лет был замечен архиепископом Лазарем Барановичем, возведен в сан иеромонаха и поставлен проповедником. Спустя 2 года он уже так прославился своими проповедями, что многие православные обители наперебой приглашали его к себе. В 1684 году святой Димитрий переселяется в Лавру, где начинает свой великий труд длиной в 20 лет по составлению Четьих Миней. В январе 1702 года он был определен кафедру Ростовского митрополита. Это 7-летние архипастырское служение святителя Димитрия ознаменовано непрерывными заботами о благе вверенной ему паствы и трудами, польза от которых простиралась на всю Российскую Церковь. Здесь святой отец ревностно просвещал духовенство и паству, основал всесословную Грамматическую школу для священнослужителей. Все свободное время он отдавал сочинительству... 10 ноября 1709 года митрополит мирно почил о Господе. В 1752 году, 4 октября, мощи Святителя были обретены нетленными, и через два года он был канонизирован.
Говоря о вкладе Ростовского святителя в развитие отечественной литературы, исследователи неизменно отмечают, что «святой Димитрий Ростовский - самый популярный и самый плодовитый из всех авторов, писавших на славянском языке... издания сочинений святого Димитрия настолько многочисленны, что их едва можно сосчитать». Он - «крупнейший классик российской религиозной литературы конца 17 - начала 18 веков». Историк Костомаров подчеркивал: «Литературные труды свт. Димитрия имели важное значение именно потому, что были сильно распространены в русском обществе... Едва ли какой другой духовный писатель имел такой обширный круг читателей», ведь в него входило не только все российское общество, но и весь славянский мир. За свт. Димитрием Ростовским прочно утвердилась слава российского Златоуста. Огромной популярностью пользовались не только его письменные труды, но и проповеди, которые до сих пор актуальны и находят живой отклик у широкого круга современных читателей.
Отдавая должное таланту Ростовского святителя и подчеркивая его влияние на русскую литературу, многие классики - среди них Ломоносов, Пушкин, Гоголь, Тургенев, Бунин, Кюхельбекер, Достоевский - посвятили ему теплые слова или свои произведения. Даже такой оппозиционно настроенный к Православной Церкви человек, как Л.Н. Толстой, признавался: «Вообще по языку я предпочитаю простоту и удобопонятность, и сложность языка допускал бы только тогда, когда он живописен и красив, каким часто бывает у Дмитрия Ростовского». Как отмечают исследователи, современному читателю сложно оценить эту красоту стиля и языка святителя, поскольку все, что мы сейчас можем прочитать из его произведений, - это синодальные переводы, а нередко пересказы того, что написал святитель. Те же, кто найдет возможность прочитать его творения в оригинале, без сомнения, оценят красоту языка и образность мышления святого.
Но не меньшую пользу получат читатели, взявшие в руки книгу, где собраны избранные жития святых. Ведь святые, это как звезды, светящие во тьме века сего и путеводящие нас в Царство Божественного Света. Неизреченную красоту этих светил и описал святитель Димитрий Ростовский. Как уже отмечалось, святые, о которых рассказывается в этой книге, жили давно, но память о них передавалась из поколения в поколение и сохранялась в Церкви. Эта память говорит нам о самом главном: о смысле их жизни, о том, почему они святыe. Это не просто добрые, праведные, благочестивые люди, а те, кто стал причастен Богу, очистился и открыл свое сердце для Бога. По словам святителя Филарета Московского, «каждый христианин должен находить для себя закон, обязанность и побуждение непременно сделаться святым. Если же вы живете без старания и без надежды быть святыми – вы христиане лишь по имени, а не по существу, а без святости никто не увидит Господа, то есть, не достигнет вечного блаженства…»
Всем верующим людям известно о том, что святые являются нашими предстателями пред Господом. Святитель Иоанн Шанхайский говорит об этом следующее: «Святость, есть не просто праведность, за которую праведники удостаиваются наслаждением блаженства в Царстве Божием, но такая высота праведности, что люди настолько наполняются благодатию Божией, что она от них течет и на тех, кто с ними общается. Велико их блаженство, происходящее от лицезрения славы Божией. Будучи преисполнены любви к людям, происходящей от любви к Богу, они отзывчивы на людские нужды и на их моления и являются предстателями за них пред Богом». Наши предстатели – это святые апостолы и евангелисты, которые были учениками Иисуса Христа во время Его земной жизни; это - пророки, одаренные особым познанием воли Божией; мученики, пострадавшие и погибшие за веру Христову, преподобные, праведные, святые священники и миряне, благоверные государи и правители, блаженные. О некоторых из них – рассказывается и на страницах этой книги.
***
Святитель Димитрий Ростовский, память которого мы чтим сегодня, по словам Марии Леонидовны Рубцовой, «открыл русскому человеку целый мир христианской доблести. Он задал нравственный вектор и показал идеалы, к которым надо стремиться. Ни до, ни после свт. Димитрия никому не удалось так написать о святых, чтобы произведение пользовалось такой популярностью — после Евангелия «Жития святых» были самой читаемой и издаваемой книгой в России. Не преувеличивал Ф. М Достоевский, когда писал, что дух Четьи-Минеи распространен по всей Русской земле. Конечно, в этой книге представлены лишь избранные жития. Ибо тем, кто загорится мыслью рассказать обо всех святых, озаривших нашу землю дивным светом молитвы и благочестия — тем, возможно, не раз придется вспомнить слова апостола Иоанна: «Думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг».
* М. Л. Рубцова. «Святитель Димитрий, митрополит Ростовский: исследования и материалы»
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 17 мая 2024
Благая часть. 17 мая 2024
У книжной полки. Слово из сердца. О монашестве и священстве
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 17 мая 2024
Санкт-Петербург. Фестиваль «Истоки»
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!